Доля реализации электроэнергии на розничном рынке Санкт-Петербурга в валовом региональном продукте составляет около 2,5 процента.
Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности. Результаты реформы электроэнергетики допускают развитие конкуренции на этапах производства и сбыта электроэнергии, которые являются частями процесса обеспечения реализации и доставки электроэнергии до потребителя.
Продажа электроэнергии может осуществляться несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.
С 2010 года котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом перекрестного субсидирования, обеспечивают равноправные условия конкуренции сбытовых компаний на розничном рынке электрической энергии. Указанные котловые тарифы позволяют в равной степени соблюдать интересы потребителей электрической энергии, а также конкурировать сбытовым компаниям за счет снижения сбытовой надбавки и обеспечения наиболее выгодной покупки электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности или региональном рынке.
Барьером входа на розничный рынок электроэнергии является необходимость соблюдения требований пункта 76 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в соответствии с которым при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, что ограничивает возможность перезаключения договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года.
С 01.01.2011 тарифы оптового рынка будут полностью либерализованы, что вызовет существенные колебания тарифов на розничных рынках и негативно скажется на планировании бюджетных расходов субъектов Российской Федерации. Планирование расходов бюджета Санкт-Петербурга будет возможно осуществлять исходя из предельных тарифов на электрическую энергию, утверждаемых Федеральной службой по тарифам России, и прогнозных показателей Министерства экономического развития Российской Федерации.
Ключевым звеном проблемы положительного воздействия на розничный рынок через механизмы конкуренции является развитие системы прямых поставок электроэнергии и мощности на розничный рынок Санкт-Петербурга от генерирующих компаний, работающих в настоящее время на оптовый рынок, через разрешенную законодательством систему долгосрочных форвардных контрактов с поставкой по фиксированным ценам.