Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

4.2. Розничная торговля продовольственными товарами


В Санкт-Петербурге конкурируют 120-130 крупных и средних организаций, занимающихся розничной торговлей продовольственными товарами, а также множество хозяйствующих субъектов, относящихся к малому бизнесу, с учетом которых число независимых участников рынка достигает нескольких тысяч.

Однако примерно 75 процентов от объема рынка сконцентрировано у двух-трех десятков крупных торговых сетей, более 60 процентов рынка принадлежит пяти торговым сетям.

Наблюдается острая конкуренция между крупными торговыми сетями. В то же время конкуренция со стороны несетевого торгового бизнеса в основном воспринимается сетевыми компаниями как несущественная (подавленная).

Совокупная доля трех наиболее крупных участников рынка к 2007 году возросла до более чем 50 процентов и остается на этом уровне.

Хотя по критериям, установленным Федеральным законом "О защите конкуренции", положение трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов не оценивается как доминирующее, многие экспертные данные говорят о фактическом наличии признаков коллективного доминирования на рынке ряда торговых сетей, включая некоторые торговые сети с рыночной долей 2-5 процентов.

Факты монополистической деятельности крупных ритейлеров по отношению к покупателям не установлены. Однако следует иметь в виду, что их ценовая, ассортиментная политика, качество обслуживания покупателей должны сравниваться не с прошлым состоянием торговли или с несетевыми форматами, а с предполагаемой ситуацией более развитой конкуренции. Следует также учитывать, что географические границы рынка являются локальными и более узкими, чем границы Санкт-Петербурга, и рыночная власть по отношению к покупателям может быть выше на отдельных территориях.

Экономический кризис не спровоцировал к середине 2010 года существенного передела или усиления концентрации рынка (наблюдалась лишь неравномерность динамики оборотов у различных торговых сетей и отдельные сделки по поглощению).

Концентрация розничной торговли продовольствием у крупных торговых сетей частично обусловлена сокращением количества точек мелкорозничной торговли в последние годы, связанным с введением административных ограничений на их размещение, и ликвидацией ряда рынков и зон мелкооптовой и розничной торговли.

Значительным барьером входа новых хозяйствующих субъектов на рынок является затрудненность доступа к подходящим по расположению объектам недвижимости (земельным участкам для размещения торговых объектов, зданиям, помещениям). Этот барьер имеет как экономические причины (ограниченность предложения, высокая стоимость покупки и аренды), так и административные (ограничения на размещение торговых точек, введенные органами государственной власти Санкт-Петербурга).

Наблюдаются признаки использования рыночной власти крупных торговых сетей по отношению к некоторым поставщикам продовольственных товаров. Вступивший в силу с 01.02.2010 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", направленный прежде всего на преодоление этой тенденции (требования к договорным практикам торговых сетей с поставщиками вступили в силу с 01.08.2010), по оценкам большинства экспертов, не обеспечивает изменения баланса интересов в пользу поставщиков и прекращения навязывания им невыгодных условий со стороны торговых сетей, а в основном лишь меняет форму такого навязывания. Запрещенные указанным Федеральным законом бонусы и премии заменяются давлением непосредственно на цену товара, штрафами, скрытым навязыванием маркетинговых услуг по договорам, отдельным от договоров поставки. Рыночная власть торговых сетей по отношению к поставщикам там, где она проявляется, не может быть преодолена путем административного запрета на определенные договорные практики. Необходимо развитие конкуренции в сфере розничной торговли в целях ослабления рыночной власти крупных торговых сетей, в том числе путем облегчения доступа новых участников, включая малый бизнес, на рынок, поддержки создания новых каналов сбыта продовольственных товаров производителями.

Кроме того, Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" вводит ряд излишних ограничений для хозяйствующих субъектов, не обладающих рыночной властью по отношению к контрагентам. Необходимо инициировать внесение поправок в указанный Федеральный закон, устраняющих создаваемые им административные барьеры.

Из мировой практики известны способы, применяемые для достижения баланса интересов крупных торговых сетей и интересов предприятий-поставщиков, помимо ограничений развития и деятельности торговых компаний:

объединение (координация действий) производителей друг с другом и с продавцами, не входящими в крупные сети, в целях повышения их рыночной силы и противостояния экспансии крупных торговых сетей;

поддержка и снижение барьеров входа на рынок для несетевого бизнеса, в том числе малого бизнеса, в сфере розничной торговли;

разработка участниками оптового рынка - производителями, дистрибьютерами и ритейлерами - кодексов справедливой торговой практики.

В Санкт-Петербурге необходима поддержка малого бизнеса в сфере розничной торговли продовольственными товарами, облегчение для него доступа к объектам недвижимости (в частности, изменение порядка, связанного с включением объектов мелкорозничной торговли в адресные программы их размещения), развитие продовольственных рынков, развитие транспортной, логистической инфраструктуры. Эти направления развития должны быть приоритетными при разработке и принятии закона Санкт-Петербурга о регулировании торговой деятельности и региональной программы развития торговли, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.

Важным шагом в формировании конкурентной среды могло бы быть создание торговых площадок с минимальным набором инфраструктуры для розничной и мелкооптовой торговли продовольственными товарами с равным свободным входом (бесплатным или за минимальную плату) производителей и торговых структур, не связанных с крупными сетями. Необходимость их организации должна увязываться с уровнем концентрации рынка розничной торговли продовольственными товарами.