ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 года N 162
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 369
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2017 года N 228
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 369 "О проекте областного закона "О признании утратившими силу областных законов в сфере особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" и утверждении долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" изменения, изложив долгосрочную целевую программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы"
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы | Сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий Ленинградской области |
Основные задачи Программы | Проведение природоохранных мероприятий по сохранению особо охраняемых природных территорий, совершенствование системы контроля и управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования |
Разделы Программы | Формирование нормативной правовой базы особо охраняемых природных территорий |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Общий объем финансирования Программы - 15035 тыс. рублей, в том числе: |
Показатели эффективности Программы | Объем финансирования мероприятий Программы (от общего объема финансирования из областного бюджета Ленинградской области): |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Разработка в 2009 году не менее 11 проектов нормативных правовых актов в сфере особо охраняемых природных территорий, в 2010 году - не менее 27; |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2008-2009 годы |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области; |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. |
Формирование глобальной системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - одна из главных задач охраны природы, сохранения среды обитания человека. Этим объясняется большое внимание международного сообщества к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части глобальной системы ООПТ.
В международной природоохранной практике существование систем ООПТ разных уровней (международные, федеральные, региональные и местные) - обычное явление. В Российской Федерации ООПТ регионального подчинения имеют наибольшую площадь и выполняют основной объем природоохранных задач. В европейских странах ООПТ занимают в среднем 10-12 процентов территории.
Необходимыми условиями формирования региональной системы ООПТ в Ленинградской области являются:
приоритетность решения задач по охране природы;
научная обоснованность ценности каждой ООПТ с природоохранной, рекреационной и познавательной точек зрения;
реальная возможность поддержания режима особой охраны, обеспечивающего надлежащие условия для сохранения основных охраняемых природных комплексов и объектов независимо от уровня развития хозяйственной деятельности;
первоочередность организации ООПТ в наиболее населенных и освоенных в хозяйственном отношении районах Ленинградской области, где природоохранная, рекреационная и познавательная ценность природного комплекса или объекта особенно высока.
В настоящее время на территории Ленинградской области располагаются 45 ООПТ общей площадью 571590,8 гектара, в том числе:
две ООПТ федерального значения площадью 102015,0 гектара (из них 5000,0 гектара - акватория Ладожского озера): государственный природный заповедник федерального значения "Нижнесвирский" плошадью 41615,0 гектара, государственный природный заказник федерального значения "Мшинское болото" площадью 60400,0 гектара;
39 ООПТ регионального значения: природный парк "Вепсский лес" общей площадью 189100,0 гектара, 23 государственных природных заказника регионального значения площадью 270945,5 гектара, в том числе 97960,2 гектара - акватория Финского залива, 15 памятников природы регионального значения площадью 5628,7 гектара;
четыре особо охраняемые природные территории местного значения, зарегистрированные согласно реестру особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Ленинградской области, - общей площадью 3901,6 гектара.
Пять ООПТ Ленинградской области общей площадью 257189,7 гектара - водно-болотные угодья международного значения.
Основной задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
К наиболее актуальным проблемам сохранения природных комплексов и объектов на территории Ленинградской области относятся:
сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская губа Финского залива - Финский залив;
сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;
сохранение экосистем верховых и переходных болот.
При формировании региональной системы ООПТ Ленинградской области решаются природоохранные задачи сохранения:
эталонов ландшафтов, представленных в регионе;
экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;
экосистем приустьевых участков рек, маршей;
экосистем старовозрастных смешанных лесов с участием широколиственных пород;
пойменных лугов;
редких видов и уникальных природных объектов;
мест нереста лососевых рыб;
мест колониального гнездования птиц;
мест щенения тюленей;
путей миграции животных и мест их скопления;
"коридоров" между крупными ООПТ для поддержания процесса перераспределения особей различных видов растений и животных;
природных комплексов истоков крупных рек.
Существующие и планируемые к организации ООПТ в прибрежных зонах и на основных водотоках, впадающих в Финский залив и Ладожское озеро, позволят более эффективно решать одну из основных природоохранных задач Северо-Западного региона России - сохранение природных комплексов уникальной водной системы Онега - Свирь - Ладога - Нева - Балтика, где представлены все основные прибрежные экосистемы, в том числе песчаные и галечные пляжи, прибрежные заливные луга, песчаные и галечные отмели, луды и острова, дюны и береговые валы, прибрежная растительность - тростниковые заросли, псаммофитные сообщества, черноольховые леса, боры и ивняки, наскальные растительные сообщества.
Создание заповедника "Ингерманландский", планируемое в 2010 году, в значительной степени увеличит площадь охраняемых акваторий. Следует отметить, что помимо природных комплексов Финского залива и Ладожского озера в системе ООПТ представлены впадающие в них водотоки и болотные системы, поддерживающие водный баланс. В совокупности указанные ООПТ призваны решать проблемы сохранения фауны и флоры местообитаний, находящихся на грани полной деградации: песчаных пляжей, дюнных комплексов, черноольховых топей, мест обитания мигрирующих животных, островных экосистем с местами размножения колониальных видов.
ООПТ призваны решить проблему сохранения эталонных участков старовозрастных лесов средне- и южнотаежного типов. В настоящее время на ООПТ представлены различные варианты старовозрастных сосняков, ельников, смешанных хвойно-лиственных лесов, смешанных лесов с участками широколиственных пород, черноольшаников.
Результатом функционирования системы ООПТ является широкая представленность различных вариантов верховых и переходных болот. ООПТ включают болотные экосистемы, в том числе болота карельского типа - редкие болотные сообщества, находящиеся на южной границе ареала распространения. Следует отметить, что в таежной зоне только верховые болота представляют собой естественную среду обитания многих видов, так как все варианты лугов в этой зоне являются экосистемами антропогенного происхождения, именно поэтому особенно велика значимость сохранения верховых и переходных болот на территории Ленинградской области для поддержания биологического разнообразия.
Организация ООПТ в наиболее густо населенной и хозяйственно освоенной части территории Ленинградской области предоставляет местообитание сотням видов растений, грибов и животных, исчезнувших с других участков хозяйственно освоенного ландшафта. При этом ООПТ являются наиболее активно посещаемыми населением уголками природы, используются в научно-исследовательских и познавательных целях.
Вместе с тем существующая сеть ООПТ требует совершенствования. К наиболее важным задачам относится продолжение работ по уточнению режима охраны утвержденных ООПТ с учетом их функционального зонирования, а также работ по актуализации в соответствии с законодательством подготовленных в предыдущие годы проектов организации ООПТ, их утверждение в установленном порядке.
Функциональное зонирование ООПТ позволит регламентировать хозяйственную деятельность и рекреационные нагрузки, обеспечить сохранение эталонов ландшафтов и экосистем, не представленных на существующих ООПТ, мест размножения колониальных животных и нерестилищ рыб, миграционных стоянок птиц, а также охрану мест обитания большого числа редких видов растений и животных.
Для поддержки существующих ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, редких видов растений и животных, объектов особой охраны Программой предусматривается проведение следующих природоохранных мероприятий:
вынос границ ООПТ в натуру с установкой аншлагов по границам ООПТ, информационных щитов на основных подъездах к ООПТ и на пересечении дорог;
благоустройство территории (обустройство мест массовой рекреации, расчистка рек от завалов, территории - от захламленности и т.п.);
снижение антропогенной нагрузки на ООПТ, в том числе зонирование территорий, организация регламентированной рекреации, разработка планов управления ООПТ;
сохранение редких видов животных, растений и грибов на основании рекомендаций специалистов;
организация просветительской деятельности на ООПТ, в эколого-просветительских центрах и административных базах.
Перечень природоохранных мероприятий определяется с учетом особенностей ООПТ, режима охраны, местоположения, интенсивности антропогенной нагрузки.
Существующие сети региональных ООПТ базируются на международных актах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации в области охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования и общегражданском законодательстве.
Основными документами в области охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования являются:
Международная конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года);
Водный кодекс Российской Федерации;