Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 года N 162

О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 369

____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2017 года N 228
____________________________________________________________________

Правительство Ленинградской области

постановляет:


Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 369 "О проекте областного закона "О признании утратившими силу областных законов в сфере особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" и утверждении долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" изменения, изложив долгосрочную целевую программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 11 декабря 2009 года N 369
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 5 июля 2010 года N 162)

     

Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы"

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы"

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа)

Цель Программы

Сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий Ленинградской области

Основные задачи Программы

Проведение природоохранных мероприятий по сохранению особо охраняемых природных территорий, совершенствование системы контроля и управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования

Разделы Программы

Формирование нормативной правовой базы особо охраняемых природных территорий

Проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях

Развитие инфраструктуры и организация управления особо охраняемыми природными территориями

Информационное обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий

Развитие рекреации на особо охраняемых природных территориях

Эколого-просветительская деятельность на особо охраняемых природных территориях

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

Общий объем финансирования Программы - 15035 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 14455 тыс. рублей,

прочие источники - 580 тыс. рублей;

2009 год - 5855 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 5275 тыс. рублей,

прочие источники - 580 тыс. рублей;

2010 год - 9180 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 9180 тыс. рублей

Показатели эффективности Программы

Объем финансирования мероприятий Программы (от общего объема финансирования из областного бюджета Ленинградской области):

на проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях в 2009 году - 7,6 процента, в 2010 году - 3,5 процента;

на развитие инфраструктуры и организацию управления особо охраняемыми природными территориями в 2009 году - 20,1 процента, в 2010 году - 48,8 процента;

на создание геоинформационной системы особо охраняемых природных территорий в 2009 году - 24,6 процента, в 2010 году - 28,3 процента;

на развитие рекреации на особо охраняемых природных территориях в 2009 году - 8,9 процента, в 2010 году - 5,1 процента;

на издательскую и эколого-просветительскую деятельность в 2009 году - 30,9 процента, в 2010 году - 13,6 процента

Социальная эффективность:

сохранение уникальных и типичных природных комплексов на особо охраняемых природных территориях Ленинградской области;

выполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения на территории Ленинградской области, утвержденных Правительством Российской Федерации

Бюджетная эффективность:

сокращение бюджетных расходов на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств, привлеченных государственными учреждениями, осуществляющими оперативное управление конкретными особо охраняемыми природными территориями, а также средств организаций, осуществляющих природоохранную, эколого-просветительскую, туристскую и культурно-оздоровительную деятельность, в 2009 году - на 180 тыс. рублей;

привлечение средств на поддержку и развитие особо охраняемых природных территорий из прочих источников в 2009 году - 580 тыс. рублей

Экономическая эффективность:

ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы за счет разницы в нормативной стоимости земельных участков на особо охраняемых природных территориях и вне их при организации новых и уточнении границ существующих особо охраняемых природных территорий - 14160 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 6990 тыс. рублей, 2010 год - 7170 тыс. рублей;

предотвращенный экологический ущерб в результате актуализации проектов организации, зонирования территорий и утверждения планов управления особо охраняемыми природными территориями в размере 63288 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 25500 тыс. рублей, 2010 год - 37788 тыс. рублей

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Разработка в 2009 году не менее 11 проектов нормативных правовых актов в сфере особо охраняемых природных территорий, в 2010 году - не менее 27;

оплата двух экспертиз проектов;

установка на особо охраняемых природных территориях не менее 28 предупредительных и информационных знаков, в том числе в 2009 году - 19 знаков, в 2010 году - 9 знаков;

количество посетителей экологического центра - ежегодно не менее 1500 человек;

обеспечение ежегодно:

не менее 4000 запросов по информационной аналитической системе "Особо охраняемые природные территории Ленинградской области",

1500 запросов по размещению объектов на особо охраняемых природных территориях,

не менее 11000 посещений сайта "Особо охраняемые природные территории Ленинградской области" при среднем времени посещения 5,5 минуты;

обустройство особо охраняемых природных территорий для приема не менее 1040 посетителей ежегодно;

число школьников, студентов, иных лиц, участвующих в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях в сфере особо охраняемых природных территорий в 2009 году - не менее 20000 человек, в 2010 году - не менее 7500 человек

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

Срок разработки Программы

2008-2009 годы

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

Участники Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области;

государственные учреждения Ленинградской области;
организации (поставщики и подрядчики), участвующие в реализации Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36

Контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.

Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области

     

     

1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

1.1. Общая информация


Формирование глобальной системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - одна из главных задач охраны природы, сохранения среды обитания человека. Этим объясняется большое внимание международного сообщества к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части глобальной системы ООПТ.

В международной природоохранной практике существование систем ООПТ разных уровней (международные, федеральные, региональные и местные) - обычное явление. В Российской Федерации ООПТ регионального подчинения имеют наибольшую площадь и выполняют основной объем природоохранных задач. В европейских странах ООПТ занимают в среднем 10-12 процентов территории.

Необходимыми условиями формирования региональной системы ООПТ в Ленинградской области являются:

приоритетность решения задач по охране природы;

научная обоснованность ценности каждой ООПТ с природоохранной, рекреационной и познавательной точек зрения;

реальная возможность поддержания режима особой охраны, обеспечивающего надлежащие условия для сохранения основных охраняемых природных комплексов и объектов независимо от уровня развития хозяйственной деятельности;

первоочередность организации ООПТ в наиболее населенных и освоенных в хозяйственном отношении районах Ленинградской области, где природоохранная, рекреационная и познавательная ценность природного комплекса или объекта особенно высока.

В настоящее время на территории Ленинградской области располагаются 45 ООПТ общей площадью 571590,8 гектара, в том числе:

две ООПТ федерального значения площадью 102015,0 гектара (из них 5000,0 гектара - акватория Ладожского озера): государственный природный заповедник федерального значения "Нижнесвирский" плошадью 41615,0 гектара, государственный природный заказник федерального значения "Мшинское болото" площадью 60400,0 гектара;

39 ООПТ регионального значения: природный парк "Вепсский лес" общей площадью 189100,0 гектара, 23 государственных природных заказника регионального значения площадью 270945,5 гектара, в том числе 97960,2 гектара - акватория Финского залива, 15 памятников природы регионального значения площадью 5628,7 гектара;

четыре особо охраняемые природные территории местного значения, зарегистрированные согласно реестру особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Ленинградской области, - общей площадью 3901,6 гектара.

Пять ООПТ Ленинградской области общей площадью 257189,7 гектара - водно-болотные угодья международного значения.

1.2. Основные направления функционирования системы ООПТ в Ленинградской области

1.2.1. Охрана природных комплексов


Основной задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

К наиболее актуальным проблемам сохранения природных комплексов и объектов на территории Ленинградской области относятся:

сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская губа Финского залива - Финский залив;

сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;

сохранение экосистем верховых и переходных болот.

При формировании региональной системы ООПТ Ленинградской области решаются природоохранные задачи сохранения:

эталонов ландшафтов, представленных в регионе;

экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;

экосистем приустьевых участков рек, маршей;

экосистем старовозрастных смешанных лесов с участием широколиственных пород;

пойменных лугов;

редких видов и уникальных природных объектов;

мест нереста лососевых рыб;

мест колониального гнездования птиц;

мест щенения тюленей;

путей миграции животных и мест их скопления;

"коридоров" между крупными ООПТ для поддержания процесса перераспределения особей различных видов растений и животных;

природных комплексов истоков крупных рек.

Существующие и планируемые к организации ООПТ в прибрежных зонах и на основных водотоках, впадающих в Финский залив и Ладожское озеро, позволят более эффективно решать одну из основных природоохранных задач Северо-Западного региона России - сохранение природных комплексов уникальной водной системы Онега - Свирь - Ладога - Нева - Балтика, где представлены все основные прибрежные экосистемы, в том числе песчаные и галечные пляжи, прибрежные заливные луга, песчаные и галечные отмели, луды и острова, дюны и береговые валы, прибрежная растительность - тростниковые заросли, псаммофитные сообщества, черноольховые леса, боры и ивняки, наскальные растительные сообщества.

Создание заповедника "Ингерманландский", планируемое в 2010 году, в значительной степени увеличит площадь охраняемых акваторий. Следует отметить, что помимо природных комплексов Финского залива и Ладожского озера в системе ООПТ представлены впадающие в них водотоки и болотные системы, поддерживающие водный баланс. В совокупности указанные ООПТ призваны решать проблемы сохранения фауны и флоры местообитаний, находящихся на грани полной деградации: песчаных пляжей, дюнных комплексов, черноольховых топей, мест обитания мигрирующих животных, островных экосистем с местами размножения колониальных видов.

ООПТ призваны решить проблему сохранения эталонных участков старовозрастных лесов средне- и южнотаежного типов. В настоящее время на ООПТ представлены различные варианты старовозрастных сосняков, ельников, смешанных хвойно-лиственных лесов, смешанных лесов с участками широколиственных пород, черноольшаников.

Результатом функционирования системы ООПТ является широкая представленность различных вариантов верховых и переходных болот. ООПТ включают болотные экосистемы, в том числе болота карельского типа - редкие болотные сообщества, находящиеся на южной границе ареала распространения. Следует отметить, что в таежной зоне только верховые болота представляют собой естественную среду обитания многих видов, так как все варианты лугов в этой зоне являются экосистемами антропогенного происхождения, именно поэтому особенно велика значимость сохранения верховых и переходных болот на территории Ленинградской области для поддержания биологического разнообразия.

Организация ООПТ в наиболее густо населенной и хозяйственно освоенной части территории Ленинградской области предоставляет местообитание сотням видов растений, грибов и животных, исчезнувших с других участков хозяйственно освоенного ландшафта. При этом ООПТ являются наиболее активно посещаемыми населением уголками природы, используются в научно-исследовательских и познавательных целях.

Вместе с тем существующая сеть ООПТ требует совершенствования. К наиболее важным задачам относится продолжение работ по уточнению режима охраны утвержденных ООПТ с учетом их функционального зонирования, а также работ по актуализации в соответствии с законодательством подготовленных в предыдущие годы проектов организации ООПТ, их утверждение в установленном порядке.

Функциональное зонирование ООПТ позволит регламентировать хозяйственную деятельность и рекреационные нагрузки, обеспечить сохранение эталонов ландшафтов и экосистем, не представленных на существующих ООПТ, мест размножения колониальных животных и нерестилищ рыб, миграционных стоянок птиц, а также охрану мест обитания большого числа редких видов растений и животных.

Для поддержки существующих ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, редких видов растений и животных, объектов особой охраны Программой предусматривается проведение следующих природоохранных мероприятий:

вынос границ ООПТ в натуру с установкой аншлагов по границам ООПТ, информационных щитов на основных подъездах к ООПТ и на пересечении дорог;

благоустройство территории (обустройство мест массовой рекреации, расчистка рек от завалов, территории - от захламленности и т.п.);

снижение антропогенной нагрузки на ООПТ, в том числе зонирование территорий, организация регламентированной рекреации, разработка планов управления ООПТ;

сохранение редких видов животных, растений и грибов на основании рекомендаций специалистов;

организация просветительской деятельности на ООПТ, в эколого-просветительских центрах и административных базах.

Перечень природоохранных мероприятий определяется с учетом особенностей ООПТ, режима охраны, местоположения, интенсивности антропогенной нагрузки.

1.2.2. Формирование нормативной правовой базы ООПТ


Существующие сети региональных ООПТ базируются на международных актах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации в области охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования и общегражданском законодательстве.

Основными документами в области охраны окружающей среды, землепользования, лесопользования являются:

Международная конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года);

Водный кодекс Российской Федерации;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»