Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.
Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.
Сочетание богатого культурно-исторического наследия Ленинградской области с ее природно-ресурсными возможностями способствует развитию в регионе различных видов туризма - культурно-познавательного, делового, событийного, паломнического, водного, сельского, активного, экологического и др.
Развитие сферы туризма Ленинградской области во многом зависит от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса.
Использование научно обоснованного эффективного потенциала, российских традиций гостеприимства и международного опыта позволит туристским центрам и курортам Ленинградской области на современном уровне удовлетворять потребности в туристских услугах граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
Среди регионов-лидеров по конкурентоспособности для развития туризма в Российской Федерации Ленинградская область занимает седьмое место (среди 27 регионов) в секторе развлекательного туризма.
Ленинградскую область с населением чуть менее 1,7 млн. человек ежегодно посещает более 1,6 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.
Число туристов, посетивших Ленинградскую область в 2009 году, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 3,6 процента и составило 1850 тыс. человек, в том числе 370 тыс. иностранных граждан. В 2008 и 2009 годах число прибывших туристов превышало численность населения Ленинградской области.
Наиболее посещаемыми районами являются Выборгский (более 300 тыс. человек), Волховский (более 200 тыс. человек) и Приозерский (более 100 тыс. человек). Спрос на рекреационные услуги связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия и с различными формами отдыха на природе.
Для обеспечения такого притока туристов в Ленинградской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Под материальной базой туризма понимаются существующие и создаваемые гостиницы, различные по вместимости и классу обслуживания, рекреационные объекты, современные мотели, кемпинги, учреждения для мобильного туризма, сети специализированных предприятий по производству и торговле, транспортные сооружения, коммунально-бытовые объекты, инженерные сети.
Количество работающих на территории Ленинградской области коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) (КСР) за 2009 год не изменилось и составило 440 единиц.
КСР более высокого уровня комфортности (гостиницы и некоторые коттеджи) составляет около 25 процентов общего числа КСР. Коэффициент загрузки КСР достаточно высок в связи с комфортностью условий и возможностью круглогодичной работы (60 процентов в среднем по году и по объектам, а по некоторым - до 80 процентов). Количество баз отдыха и турбаз составляет свыше 50 процентов общего числа КСР. Объем загрузки в летний период этих КСР приближается к 100 процентам, однако из-за низкой комфортности и невозможности круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки ниже.
В Ленинградской области емкость спроса на загородный отдых в коттеджах в 2009 году составила 500 млн. рублей, из которых не более 40 процентов - КСР Ленинградской области (по причине конкуренции близлежащих туристских дестинаций Карелии, Финляндии).
Общий объем рынка загородных КСР Ленинградской области составляет 3000 млн. рублей (в ценах 2009 года).
Распределение КСР Ленинградской области приведено в таблице 1.