Недействующий

О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" и утверждении долгосрочной целевой программы ... (утратило силу с 26.06.2017 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2017 N 228)

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации


В настоящее время развитие системы образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, направленной на обеспечение доступности качественного образования для всех граждан независимо от их места проживания и повышение эффективности системы образования, приоритетным национальным проектом "Образование", стратегическими направлениями развития системы образования Ленинградской области, определенными региональной целевой программой "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы", на основе и с учетом педагогических, научных, кадровых, организационных и финансовых ресурсов.

Основным организационным и финансово-экономическим механизмом развития системы образования Ленинградской области является региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа).

В 2006-2009 годах в рамках Программы:

создавались условия для реализации региональными и муниципальными органами управления образованием, работниками сферы образования управленческих, социальных и педагогических функций, что позволило сформировать инновационные подходы к управлению региональным образованием, разработать и внедрить механизмы, обеспечивающие доступность качественного образования и способствующие гармоничному развитию творческого потенциала, социальной активности личности, воспитанию патриотизма и гражданственности, повышению роли образования в социальном и экономическом развитии Ленинградской области;

осуществлялись мероприятия приоритетного национального проекта "Образование", направленные на поддержку образовательных учреждений и учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, а также на государственную поддержку талантливых детей, повышение результативности выполнения образовательными учреждениями воспитательной функции посредством выплаты вознаграждения за классное руководство, развитие процессов информатизации образования.

В 2006-2009 годах в рамках Программы принимались меры, направленные:

на модернизацию и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путем поставки учебно-лабораторного и технологического оборудования для общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогических служб, учреждений дополнительного образования детей;

на развитие информатизации и информационного сопровождения образования;

на развитие конкурсного движения в целях развития профессионального мастерства педагогов, учащихся и студентов системы профессионального образования разных уровней, развития воспитания, формирования системы работы с одаренными детьми, детьми с проблемами в развитии;

на реализацию образовательных программ "предшкольного" образования и профильного обучения одаренных школьников;

на разработку нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, повышение квалификации педагогических кадров, внедрение и мониторинг методического обеспечения дистанционного обучения, подготовку кадров в области технологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, оплату телекоммуникационных услуг и создание каналов связи, приобретение компьютерного оборудования;

на организацию курсовой подготовки педагогов по направлениям: формирование здорового образа жизни, коррекционная педагогика, технология мониторинга качества образования, экономика образования;

на организацию конкурсов профессионального мастерства среди педагогов, образовательных учреждений, студентов высших учебных заведений и колледжей, учащихся учреждений начального профессионального образования;

на разработку и приобретение методических материалов и пособий по сопровождению "предшкольного" образования, новых педагогических технологий в дошкольном образовании, на разработку критериев диагностики качества образования в начальной школе, образовательных программ по профориентации, профильному обучению, формированию системы независимой оценки качества образования, подготовку и издание пособий по формированию моделей взаимодействия образовательных учреждений в условиях сельской местности, разработку и апробацию моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения процессов развития личности;

на проведение областных конференций по проблемам сельской школы, по гендерному подходу в воспитании, по обмену инновационным педагогическим опытом, в том числе с международным участием, на пополнение учебно-методического фонда образовательной программы "Русский музей: виртуальный филиал";

на проведение виртуальной олимпиады и спартакиады обучающихся школ и учреждений начального профессионального образования;

на проведение мероприятий по оздоровлению детей и поддержке талантливых детей и подростков;

на приобретение жилья для педагогических работников.

В рамках Программы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года осуществлялись мероприятия по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного, общего и профессионального образования посредством оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений Ленинградской области, по решению вопросов интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, по совершенствованию сети учреждений дополнительного образования детей посредством создания муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - центров информационных технологий.

Изменение сети образовательных учреждений Ленинградской области по типам и видам учреждений приведено в таблице.

N п/п

Тип, вид образовательного учреждения

Количество образовательных учреждений, ед. (2006 год)

Количество образовательных учреждений, ед. (2009 год)

1

Дошкольные образовательные учреждения

403

404

2

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад)

27

28

3

Дневные общеобразовательные школы, из них:

388

384

сельские общеобразовательные школы

228

216

лицеи и гимназии

21

22 (в том числе 4 негосударственные)

реализующие программы углубленного изучения отдельных предметов

56

49

4

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

24

21

5

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

34

26

6

Учреждения дополнительного образования детей

106

120

7

Детские дома

29

22

8

Учреждения начального профессионального образования

29

12

9

Учреждения среднего профессионального образования

3

15

10

Учреждения высшего профессионального образования

3

3

11

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования"

1


В настоящее время в системе образования Ленинградской области в основном созданы необходимые условия для предоставления населению образовательных услуг, адекватных социальному заказу, то есть потребностям населения и запросам социально-экономической сферы Ленинградской области.

В системе дошкольного образования:

в целях обеспечения "равных стартовых возможностей" при поступлении детей в начальную школу разработаны и внедрены в педагогическую и управленческую практику три вариативные модели "предшкольной" подготовки детей старшего дошкольного возраста: на базе общеобразовательной школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей. Для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, функционируют 85 групп;

в целях удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах в соответствии с личностными возможностями, способностями и состоянием здоровья детей функционируют 50 групп круглосуточного пребывания на 613 мест, 48 групп коррекционной и оздоровительной направленности на 576 мест;

в целях повышения доступности дошкольного образования за счет изменения функционального использования помещений в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно открыты 403 группы общеразвивающей направленности на 4379 мест;