Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных проблем молодежной политики в Ленинградской области.
Дополнительную остроту проблеме придают демографический кризис и связанная с ним необходимость стимулирования рождаемости, а также нехватка молодых специалистов, которая уже начинает сказываться на возможностях наращивания производства, то есть на темпах развития Ленинградской области.
Создание эффективных механизмов обеспечения жильем молодежи (молодых граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов) является особенно актуальным.
К вступлению в силу Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в Ленинградской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла 22061 семья, в том числе по муниципальным районам:
Муниципальное образование | Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий |
Бокситогорский муниципальный район | 546 |
Волосовский муниципальный район | 256 |
Волховский муниципальный район | 1480 |
Всеволожский муниципальный район | 2562 |
Выборгский район | 2565 |
Гатчинский муниципальный район | 2443 |
Кингисеппский муниципальный район | 749 |
Киришский муниципальный район | 789 |
Кировский муниципальный район | 1577 |
Лодейнопольский муниципальный район | 418 |
Ломоносовский муниципальный район | 723 |
Лужский муниципальный район | 1590 |
Подпорожский муниципальный район | 1414 |
Приозерский муниципальный район | 810 |
Сланцевский муниципальный район | 346 |
Тихвинский муниципальный район | 572 |
Тосненский район | 1853 |
Сосновоборский городской округ | 1368 |
В общем количестве семей, состоящих на учете в Ленинградской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, 1284 молодые семьи.
Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на улучшение жилищных условий. Почти 50 процентов браков распадаются.
Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, правонарушения и др.
В Ленинградской области государственная поддержка молодежи осуществлялась путем предоставления из областного бюджета Ленинградской области социальных выплат на строительство (приобретение, покупку) жилья в рамках региональной целевой программы "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы".
Основным результатом реализации указанной программы стало создание в 2002-2008 годах системы государственной поддержки молодых граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при решении ими жилищной проблемы. Молодым семьям, участвующим в реализации программы, направленной на улучшение жилищных условий, предоставляемая социальная выплата увеличивалась в случае рождения ребенка. Социальные выплаты использовались для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение готового жилого помещения или участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Анализ результатов реализации в 2003-2008 годах региональной целевой программы "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы" выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма государственной поддержки молодежи в улучшении жилищных условий.
В связи с принятием новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865, входящей в том числе в ее состав подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", возникла необходимость в долгосрочной целевой программе, соответствующей указанной подпрограмме и обеспечивающей создание в Ленинградской области условий для участия молодых семей в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для предоставления в установленном порядке социальных выплат для строительства или приобретения жилых помещений.
На территории Ленинградской области такой вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, применяется с 2003 года в рамках реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по улучшению жилищных условий граждан. За последние два года количество молодежи, изъявляющей желание получить государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья с участием собственных средств, в том числе средств ипотечных жилищных кредитов или займов, значительно увеличилось.
Кроме того, для решения жилищной проблемы молодых специалистов с закреплением их места работы и жительства на территории муниципальных образований Ленинградской области актуальным является также механизм предоставления муниципальным образованиям субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым специалистам по договору найма жилого помещения. Такой механизм используется в рамках реализации в Ленинградской области федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
В соответствии с решениями федеральных органов государственной власти для улучшения демографической ситуации в рамках Программы предусмотрено предоставление дополнительных социальных выплат в случае рождения (усыновления) детей участникам Программы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы для погашения части расходов, связанных со строительством (приобретением) жилого помещения, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья.
Государственная поддержка молодежи в рамках реализации мероприятий Программы содействует решению жилищной проблемы молодежи на территории Ленинградской области, что в свою очередь создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы, позволяет сформировать экономически активный слой населения.