ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2010 года N 16
(с изменениями на 9 августа 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 июня 2010 года N 779;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года N 1055.
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление) Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год согласно приложению.
2. Установить, что Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по реализации Постановления, за исключением подписания Соглашения с Федеральной службой по труду и занятости о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год
(с изменениями на 9 августа 2010 года)
Наименование Программы | - Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год (далее - Программа). |
Наименование ответственного исполнителя Программы | - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. |
Исполнители Программы | - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга; |
Основание для разработки Программы | - Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Срок реализации Программы | - 1-й этап - I-II квартал 2010 года; |
Цель Программы | - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Санкт-Петербурге. |
Основные задачи Программы | - повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения; |
Основные мероприятия Программы
| - опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2010 году составляет 199828,1 тыс.руб.,
|
(Позиция в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года N 1055 - см. предыдущую редакцию) | |
Целевые показатели Программы
| - уровень регистрируемой безработицы - 1 процент от численности экономически активного населения к концу 2010 года; |
Показатели результативности Программы | - опережающее профессиональное обучение не менее 2250 работников в случае угрозы массового увольнения; |
(Позиция в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года N 1055 - см. предыдущую редакцию). |
В экономике Санкт-Петербурга в 2009 году продолжилось падение темпов производства товаров, выполнения работ, оказания услуг практически по всем видам экономической деятельности. Ожидается, что валовый региональный продукт по объему уменьшится на 5-6 процентов к предыдущему году, в том числе промышленное производство - на 16 процентов; строительство - на 20,8 процента; оборот розничной торговли - на 11 процентов; оборот общественного питания - на 18,6 процента; объем платных услуг населению - на 9,3 процента.
Вместе с тем негативные явления 2009 года не находят своего адекватного продолжения в прогнозах на 2010 год. Меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга, позволяют с определенным оптимизмом оценивать предстоящий год.
Растет объем заказов в промышленности Санкт-Петербурга, в том числе государственных заказов на предприятиях военно-промышленного комплекса, дальнейшее развитие получают предприятия, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 5,3 процента); растет объем услуг связи (на 7,1 процента); объем работ в строительстве (на 7,2 процента).
Рост экономики повлечет за собой рост потребности в рабочей силе, но восстановить численность работающих в объемах 2008 года не представляется возможным.
Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга в 2009 году характеризовалась целым рядом негативных явлений, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. По сравнению с благополучным 2008 годом в 2009 году уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,5 процента до 1,1 процента от экономически активного населения (далее - ЭАН); численность зарегистрированных безработных увеличилась в 2,2 раза; численность высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, банкротством предприятий - в 4 раза; численность занятых неполное рабочее время по инициативе администрации - в 10 раз. При этом число вакантных рабочих мест, заявляемых в ГУ ЦЗН, составлявшее в октябре 2008 года более 88 тыс. единиц, снизилось к 01.04.2009 до 35 тыс. единиц.
Для предотвращения критической ситуации на рынке труда Правительством Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) была сформирована система антикризисных мер по сдерживанию роста безработицы, центральным звеном которой стала Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 N 311 (далее - Программа 2009 года).
Уже к маю 2009 года предпринятые меры дали положительные результаты.
В начале мая 2009 года рост численности безработных замедлился, а с середины месяца количество безработных, приблизившись к 30 тыс. человек, начало снижаться. На конец октября 2009 года численность безработных составила 28,6 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности ЭАН) составляет в Санкт-Петербурге 1,04 процента от ЭАН и является самым низким в Северо-Западном федеральном округе.
Увеличилось количество вакансий в банке данных Комитета. На конец октября 2009 года число заявленных работодателями вакансий составило 49,2 тыс. единиц, что на 40 процентов больше, чем на 01.04.2009.
Коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, в расчете на одну вакансию) в конце ноября 2009 года составил 1,68 человека на вакансию, существенно снизившись по сравнению с концом апреля 2009 года (2,3 человека на вакансию).
Оценка результатов поддержки ищущих работу граждан в результате дополнительных антикризисных мер в 2009 году показывает, что мероприятиями Программы 2009 года охвачено более 15 тыс. человек из числа уволенных по сокращению штата и находящихся под угрозой увольнения работников или 11 процентов таких граждан.
Баланс рабочих мест по Санкт-Петербургу в 2009-2010 годах (приложение N 1 к Программе) показывает, что дефицит вакантных рабочих мест сохранится. В рамках реализации инвестиционных проектов планируется ввести в 2010 году больше рабочих мест, чем в 2009 году, - более 16 тыс. рабочих мест. При этом ожидается, что численность уволенных по сокращению и находящихся под угрозой увольнения граждан несколько сократится (со 133,2 тыс. в 2009 году до 110 тыс. человек в 2010 году).
Вместе с тем, задача удержания регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге на уровне 1 процента от численности ЭАН остается актуальной и в 2010 году.
Расчеты показывают, что эта задача может быть решена, если, наряду с расширенной реализацией мер активной политики занятости населения, в рамках реализации мероприятий Программы государственную поддержку получат около 8 тыс. граждан путем направления их на опережающее профессиональное обучение, общественные работы и временные рабочие места, содействия трудоустройству инвалидов и самозанятости безработных граждан. Проведение мероприятий в таком объеме позволит оказать помощь 8 процентам уволенных по сокращению и находящихся под угрозой массового увольнения работников, а также не менее 150 инвалидам и 100 начинающим предпринимателям из числа безработных граждан.
В 2010 году на общественные работы и временные рабочие места планируется трудоустроить 4800 человек из числа работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
В 2009 году доказала свою эффективность такая форма содействия занятости, как опережающее профессиональное обучение с последующим трудоустройством. На опережающее профессиональное обучение в 2010 году предполагается направить 2250 работников из числа тех, кто находится под угрозой массового увольнения. Учитывая, что экономическая ситуация на многих предприятиях начала улучшаться, данное мероприятие будет в основном ориентировано на работников, которые намечены к увольнению и будут вынуждены искать работу на других предприятиях, в целях повышения конкурентоспособности данных работников на рынке труда.
Кроме того, будет организовано опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда. В рамках мероприятия предусматривается организация подготовки девяти пилотов из числа штурманов и бортинженеров - работников ФГУП "ГТК "Россия".
Особое внимание в 2010 году будет уделено трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Ожидается, что 600 выпускникам понадобится помощь в получении практических навыков - стажировке.
Организации, расположенные на территории Санкт-Петербурга, предоставившие в ГУ ЦЗН информацию о массовом высвобождении работников, введении режима неполного рабочего времени, простоях, предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы по инициативе администрации (далее - информация об угрозе массового увольнения работников), считаются потенциальными участниками мероприятий Программы, в отношении которых в приоритетном порядке проводятся мероприятия по привлечению к участию в Программе.
Расходование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
N п/п | Наименование задачи, мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Объем и источник финансирования, тыс.руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения | ||||
1.1 | Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, в т.ч. | 2010 г. | КТЗН | 34875,0 тыс.руб., |
1.1.1 | Организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения под инновационные сферы деятельности | бюджету Санкт-Петербурга - 34375,0 тыс.руб.; | ||
1.2 | Опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом ФГУП "ГТК "Россия" на современные воздушные суда | 2010 г. | КТЗН | 42743,5 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 40606,3 тыс.руб.; |
2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных учреждений | ||||
2.1 | Организация стажировки выпускников образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в целях приобретения ими опыта работы | 2010 г. | КТЗН | 11311,4 тыс.руб., |
3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | ||||
3.1 | Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу | 2010 г. | КТЗН | 78688,2 тыс.руб., |
4. Трудоустройство инвалидов | ||||
4.1 | Содействие трудоустройству инвалидов | 2010 г. | КТЗН | 4500,0 тыс.руб., |
4.2. | Оказание поддержки по созданию, модернизации рабочих мест, в т.ч. специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ** |
5. Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | ||||
5.1 | Организация оказания консультационных услуг обратившимся в ГУ ЦЗН гражданам по вопросам организации субъектов малого предпринимательства и самозанятости | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
5.2 | Проведение ярмарок вакансий в малом бизнесе | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
5.3 | Предоставление безработным гражданам организационно-консультационных услуг по поддержке предпринимательской инициативы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
5.4 | Формирование специализированного банка вакансий в малом и среднем бизнесе | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
5.5 | Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан | 2010 г. | КТЗН | 25880,0 тыс.руб., |
6. Развитие мобильности рабочей силы и содействие перераспределению трудовых ресурсов | ||||
6.1 | Проведение ярмарок вакансий в организациях, реализующих инвестиционные и национальные проекты | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.2 | Информирование граждан о возможности переезда для трудоустройства в другую местность, в т.ч. вахтовым методом, через размещение информации в местах массового посещения граждан | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.3 | Информирование о финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.4 | Взаимодействие со службами занятости других субъектов Российской Федерации в рамках соглашений о сотрудничестве по межтерриториальному перераспределению рабочей силы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.5 | Взаимодействие с организациями, осуществляющими подбор персонала для организаций Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам межтерриториального перераспределения рабочей силы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.6 | Формирование банка данных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
6.7 | Формирование регионального банка вакансий с учетом заявленной кадровой потребности по крупным инвестиционным проектам | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
7. Замещение иностранной рабочей силы национальными трудовыми ресурсами | ||||
7.1 | Организация и проведение встреч (круглых столов) с союзами и ассоциациями работодателей в целях информирования работодателей по вопросам внешней трудовой миграции и межтерриториального перераспределения рабочей силы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
7.2 | Обеспечение работы консультационных пунктов ГУ ЦЗН по вопросам внешней трудовой миграции | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
7.3 | Мониторинг трудоустройства иностранных граждан в организациях, заявивших о потребности в привлечении иностранных работников, в целях замещения вакантных рабочих мест российскими гражданами | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
7.4 | Мониторинг выданных УФМС разрешений на работу иностранным гражданам и полученных КТЗН уведомлений работодателей о приеме на работу иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
7.5 | Корректировка квоты на привлечение и использование иностранных работников в 2010 году по результатам проведенного мониторинга трудоустройства иностранных граждан и замещения вакантных рабочих мест российскими гражданами | I-III кварталы 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
8. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы | ||||
8.1 | Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда Санкт-Петербурга, а также о государственных услугах, предоставляемых КТЗН | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
8.2 | Проведение мероприятий по информированию граждан и работодателей об условиях участия в Программе и реализации мероприятий Программы | 2010 г. | КТЗН | 1830,0 тыс.руб., |
8.3 | Проведение семинаров (круглых столов) с руководителями организаций, предпринимателями по вопросам занятости населения и реализации мероприятий Программы | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9. Общепрограммные мероприятия | ||||
9.1 | Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятостью работников | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9.2 | Организация и проведение проверок организаций, нарушивших сроки представления информации о планируемом высвобождении работников | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9.3 | Анализ причин принятия работодателями решения об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9.4 | Проведение мероприятий по привлечению к участию в Программе организаций, осуществляющих и планирующих массовые увольнения работников, а также организаций, заявивших о введении режима неполной занятости | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9.5 | Направление информации об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников для принятия необходимых мер в органы государственной власти в соответствии с их компетенцией: | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
9.6 | Организация работы в организациях, предполагающих проведение массовых увольнений, временных справочно-консультационных пунктов ГУ ЦЗН | 2010 г. | КТЗН | ВПТФ* |
ВСЕГО | 199828,1 тыс.руб., средства бюджета Санкт-Петербурга - 22000,0 тыс.руб.; |