В Санкт-Петербурге сложилась определенная система и накоплен опыт управления государственной гражданской службой, позволяющие создать условия для оптимального организационно-правового обеспечения государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее - государственная гражданская служба), взаимодействия государственных органов Санкт-Петербурга (далее - государственные органы) со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную гражданскую службу, прохождения и прекращения государственной гражданской службы, а также профессионального развития государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга (далее - государственные гражданские служащие).
В предыдущие годы реформирование государственной гражданской службы осуществлялось в соответствии с федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", срок реализации которой был продлен на 2006-2007 годы Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 года N 1437 "О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" на 2006-2007 годы".
В течение 2003-2008 годов осуществлен комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых основ государственной гражданской службы и системы управления ею, формирование высокопрофессионального кадрового состава государственной гражданской службы.
После вступления в силу Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в Санкт-Петербурге была начата работа по повышению эффективности государственной гражданской службы, оптимизации затрат на ее развитие, внедрению новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных гражданских служащих, обеспечению открытости государственной гражданской службы для населения, созданию оптимальных материально-технических условий для ее эффективного функционирования.
В течение 2005-2009 годов в Санкт-Петербурге приняты основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной гражданской службы. Среди них особо следует выделить следующие законы Санкт-Петербурга:
В настоящее время нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга урегулировано большинство вопросов государственной гражданской службы, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.
Однако развитие федерального законодательства в области государственной гражданской службы Российской Федерации диктует необходимость постоянного совершенствования нормативной правовой базы Санкт-Петербурга в части, касающейся внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых нормативных правовых актов.
Наряду с реализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга о государственной гражданской службе важным результатом развития государственной гражданской службы в течение 2005-2009 годов явилось применение государственными органами механизмов, процедур и институтов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, которые до принятия Федерального закона предусмотрены не были, а именно: работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; участие представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой, в работе в составе конкурсных комиссий, аттестационных комиссий и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; проведение служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих; формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих; внедрение должностных регламентов и целого ряда других.
Поступление граждан на государственную гражданскую службу в государственных органах в основном осуществляется путем проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, а также назначения на должности государственной гражданской службы государственных гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве.
В целях обеспечения открытости системы государственной гражданской службы информация о деятельности государственных органов, а также о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальных сайтах государственных органов.
Существующая разница в размерах оплаты труда между работниками негосударственного сектора экономики и государственными гражданскими служащими, замещающими соотносимые должности, затрудняет привлечение на государственную гражданскую службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных гражданских служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных гражданских служащих.
Необходимо создать достаточные механизмы развития мотивации государственных гражданских служащих к добросовестной и эффективной работе. При этом необходим единый системный подход к разработке и внедрению элементов стимулирования государственных гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
В целях регулирования правоотношений в сфере формирования кадровых резервов государственных органов, организации работы с ними и их эффективного использования принят Закон Санкт-Петербурга от 1 апреля 2009 года N 127-25 "О кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга".
В настоящее время одной из проблем формирования кадрового резерва государственных органов является недостаточная привлекательность государственной гражданской службы.
Представляется целесообразной подготовка и реализация мероприятий, направленных на повышение престижа государственной гражданской службы.
В соответствии с действующим законодательством одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы является профессиональная подготовка государственных гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития государственных гражданских служащих.
В Санкт-Петербурге создана действенная система организации профессионального обучения государственных гражданских служащих, включающая профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, внедрение новых технологий обучения государственных гражданских служащих.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих утверждается законом Санкт-Петербурга. Размещение указанного государственного заказа в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, что позволяет обеспечить конкуренцию учебных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих и экономию средств бюджета Санкт-Петербурга.
Вместе с тем Федеральный закон, Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" требуют от государственных органов непрерывного совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.
В целях развития государственной гражданской службы и повышения ее эффективности необходимо продолжить:
совершенствование процедур отбора квалифицированных кадров для государственной гражданской службы и оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих;
работу с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава государственной гражданской службы;
совершенствование механизмов противодействия коррупции при прохождении государственной гражданской службы;
повышение престижа государственной гражданской службы как вида профессиональной деятельности;