Недействующий

О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие средств связи и телерадиотрансляции на территории Ленинградской области на 2002-2010 годы" ... (с изменениями на 29 декабря 2010 года) (утратило силу с 25.07.2016 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 22.07.2016 N 262)

1.1. Анализ и оценка исходной ситуации

Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития, имеющие первостепенное значение для социальной стабильности общества, экономической активности и духовного развития, находят отражение в решениях о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, принимаемых на федеральном и региональном уровне.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" определена основная цель развития цифрового телерадиовещания на территории Российской Федерации - обеспечение доступности социально значимых теле- и радиопрограмм для населения Российской Федерации.

Доступность социально значимых теле- и радиопрограмм для населения Ленинградской области определяется наличием сети распространения федеральных теле- и радиопрограмм от студий до абонентских приемников (телевизоров, радиоприемников) населения Ленинградской области и достаточным временем вещания и территорией распространения регионального телерадиовещания Ленинградской области.

В муниципальных образованиях и населенных пунктах Ленинградской области доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована. Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский муниципальные районы, прилегающие к Санкт-Петербургу, имеют возможность приема наибольшего количества телепрограмм. Выборгский, Кингисеппский, Лужский, Подпорожский и Тихвинский муниципальные районы охвачены 4-5 телепрограммами. Удаленные населенные пункты Бокситогорского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского муниципальных районов принимают одну телепрограмму с неудовлетворительным качеством.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985 определено, что в Ленинградской области в 2011 году в рамках первого мультиплекса будет обеспечено полномасштабное вещание в цифровом формате телеканалов "Россия-1", "Россия-2", "Россия-К", "Вести-24", "Первый канал", "Петербург-5 канал", "НТВ" и детско-юношеского канала. Вещание остальных каналов будет продолжено в аналоговом формате, так как расширение аналоговых сетей их распространения (строительство новых и увеличение мощности существующих передатчиков) не предусмотрено. Состав второго мультиплекса и его распространение, а также источники финансирования строительства цифровой сети не определены на федеральном уровне. Таким образом, федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" не предусматривается строительство эфирных сетей распространения иных телеканалов, в том числе и регионального телеканала Ленинградской области. Вместе с тем в настоящее время эфирный прием регионального телеканала Ленинградской области обеспечен менее чем на половине территории Ленинградской области.

Не менее важным для населения является обеспечение доступности приобретения приемных устройств цифрового телевидения. Государственная политика в области телерадиовещания должна предусматривать бесплатность не только получения, но и просмотра основных социально значимых теле- и радиопрограмм федерального и регионального уровня. Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р определено, что соответствующие приставки для приема цифрового телевидения население приобретает самостоятельно, что может вызвать в дальнейшем, при выключении аналогового телерадиовещания, определенную социальную напряженность.

Стоимость абонентского устройства для наземного эфирного цифрового телевидения находится в диапазоне 1500-3000 рублей, однако в настоящее время такие устройства массово не выпускаются и, соответственно, стоимость их будет более высокой. Это приведет к тому, что в условиях "раннего" включения цифрового телевещания на территории Ленинградской области не будет обеспечена финансовая доступность приставок для значительной части населения.

Необходимо отметить, что в последние годы население Ленинградской области стало приобретать средства приема сигналов цифрового спутникового телевидения, предоставляемых ЗАО "Триколор", ЗАО "НТВ-Плюс" и иными компаниями. Однако указанные средства по своей стоимости (диапазон цен 4000-7000 рублей) и по размерам абонентской платы (диапазон платы 300-1000 рублей ежемесячно) недоступны для значительной части населения.

Не менее важной технической проблемой является совместная беспомеховая работа сетей цифрового и аналогового телевещания, которая будет существовать до 2015 года. Население удаленных районов Ленинградской области использует для приема сигналов аналогового телевидения активные антенны прямого усиления, не обладающие частотной избирательностью. Включение достаточно мощной сети цифровых телепередатчиков, расположенных равномерно по территории Ленинградской области, может привести к перегрузке активных антенн и, соответственно, невозможности для населения принимать программы аналогового телевидения. Подобные эффекты отмечались в Курганской области и Екатеринбурге при развертывании региональных сетей цифрового телевещания.

Право на доступ населения к информации обеспечивается не только общефедеральными телеканалами, но и региональными телепрограммами. Анализ возможности получения населением Ленинградской области актуальной социально значимой региональной информации показал, что ситуация в данной области характеризуется как неудовлетворительная. Ленинградская областная телепрограмма, создаваемая ОАО "Ленинградское областное телевидение" (далее - региональная телепрограмма ЛОТ), имеет лицензию на ежедневное эфирное вещание в период с 7.00 до 8.00. Несмотря на наличие значительного числа кабельных операторов связи, учредителями которых являются муниципальные образования, на территории Ленинградской области отсутствует сеть корреспондентских пунктов регионального телевидения и техническая возможность осуществлять перегон сюжетов в режиме реального времени, телевизионное оборудование, используемое для создания сюжетов и программ, устарело и физически изношено.

Возникают трудности с обоснованием попадания региональной телепрограммы ЛОТ во второй мультиплекс, сеть распространения которого также будет создаваться за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, анализ ситуации перехода на цифровое эфирное телевещание показывает, что основными проблемами являются отсутствие возможности охвата региональным телевещанием территории Ленинградской области, приема и просмотра населением Ленинградской области цифровых телепрограмм федеральных каналов, отсутствие корреспондентской сети регионального телевидения и возможности длительного вещания региональной телепрограммы ЛОТ.