_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящий момент в Санкт-Петербурге действует 321 подростково-молодежный клуб, открыто 2 районных Дома молодежи, еще 4 планируются к открытию. По состоянию на 01.01.2007 на бесплатной основе в них занимается более 44000 человек, на платной основе - около 13000 человек. В клубах работает 1846 бесплатных и 835 платных кружка (секции). В 234 клубах организованы места свободного общения, которые в 2006 году на факультативной основе посетило в общей сложности около 20000 человек. В 7 районах на базе подростково-молодежных клубов действует 109 любительских объединений. Площадь клубов составляет более 100 тыс.кв.м. На балансе подростково-молодежных центров в 9 районах находится 39 спортивных площадок (приложение 2).
На начало 2007 года в клубах занимаются 2186 молодых человека, относящихся к "группе риска", в т.ч. состоящие на учете в органах внутренних дел (в данную статистику включены только охваченные организованными формами досуговой деятельности (кружки, секции).
После перехода подростковых клубов из системы жилищно-коммунального хозяйства в ведение органов по делам молодежи (1980-90-е годы) деятельность данных учреждений была направлена на организацию первичной профилактики асоциальных явлений среди молодежи. В связи с этим была проведена работа по созданию в клубах (имеющих необходимые площади и материально-технические возможности) организованных мест свободного общения, которые служат средством адаптации и начальной стадией для вовлечения молодежи в организованное пространство клуба. Существенными преимуществами подростково-молодежных клубов являются их территориальная доступность, приближенность к месту проживания и возможность свободы выбора деятельности. Все подростково-молодежные клубы города объединены в подростково-молодежные центры по территориальному признаку (в рамках одного административного района). Методические рекомендации по организации деятельности подростково-молодежных центров представлены в приложении 3.
Состояние учреждений по делам молодежи в Санкт-Петербурге характеризуется следующими положительными тенденциями:
1. Создана единая сеть подростково-молодежных центров;
2. Осуществляется интеграция районных учреждений, предоставляющих услуги молодежи, в единое социально-организованное пространство, с сохранением специфики каждого из них;
3. Идет процесс обновления содержания, форм и технологий, используемых районными учреждениями по делам молодежи, в соответствии с изменяющимися запросами молодежи;
4. Осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения районных учреждений по делам молодежи;
5. Стабильно работают городские методические объединения педагогов сферы молодежной политики;
6. Активно развиваются различные формы дополнительного образования;
7. Действует система аттестации работников учреждений по делам молодежи.
Основными факторами, определившими динамику развития системы работы по месту жительства в Санкт-Петербурге, являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- активная работа Совета директоров подростково-молодежных центров;
- развитие методической работы с педагогами путем проведения семинаров, круглых столов, методических лабораторий;
- совершенствование материально-технической базы и восстановление помещений подростково-молодежных клубов;
- расширение информационного пространства учреждений.
Правительство города считает вовлечение молодежи в социально-организованную деятельность принципиально важным, поэтому показатели числа занимающихся в клубах на бесплатной основе, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних, а также показатели развития учреждений по делам молодежи учитываются при оценке социально-экономического развития районов (приложение 4).
Вместе с тем, состояние системы работы по месту жительства характеризуется следующими основными проблемами:
1) не в полном объеме обеспечен ресурсный потенциал районных учреждений по делам молодежи:
Отсутствие адекватного бюджетного финансирования, проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, негативно отразились на одном из главных достижений системы работы по месту жительства - его бесплатности.
В то же время, имеющаяся материально-техническая база районных учреждений по делам молодежи недостаточно используется для оказания услуг другим категориям населения, что снижает доступность ресурсов города для петербуржцев и эффективность их использования.
Нет механизма непрерывного пополнения и обновления материально-технической базы, в первую очередь, базы наиболее "ресурсоемких" программ в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического и научно-исследовательского творчества молодежи, то есть тех программ, которые наиболее привлекательны для этой категории петербуржцев и, как следствие, оказывают наибольший социально-профилактический эффект.
Недостаточное бюджетное финансирование до настоящего времени не обеспечило в полном объеме соответствующую поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения по делам молодежи.
Отсутствие сбалансированности в размещении инфраструктуры учреждений по делам молодежи на территории районов существенно влияет на их доступность.
Недостаточно активно решаются вопросы об открытии клубов в районах новой застройки и создании районных Домов молодежи. Создание последних позволит решить вопрос оптимизации и разграничения управленческих и исполнительских функций территориальных исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений по делам молодежи путем передачи последним функции районных методических центров, организации и проведения массовых районных мероприятий для молодежи, координации работы по организации досуга молодежи в муниципальных образованиях района и др. Методические рекомендации по организации деятельности районных Домов молодежи представлены в приложении 5.
2) не всегда соответствуют современным требованиям формы и методы организации работы с молодежью: