Являясь крупнейшим европейским культурным, историческим и экономическим центром, Санкт-Петербург остается привлекательным не только для туристов и бизнесменов, но и для криминальных элементов.
Достаточно высокий уровень преступности в Санкт-Петербурге, как и в любом другом мегаполисе, хотя и не превышает среднероссийского показателя, тем не менее отрицательно сказывается на авторитете Санкт-Петербурга.
Стремление сделать Санкт-Петербург эталоном безопасного, экологичного мегаполиса, городом, комфортным для пребывания петербуржцев и гостей, привлекательным для развития туристического бизнеса, существующая атмосфера конструктивного взаимодействия всех ветвей власти, правоохранительных органов позволили разработать и реализовать комплекс мер, направленных на противодействие преступности, а также в целом на профилактику правонарушений.
В числе этих мер необходимо назвать, в первую очередь, принятие Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" и Плана мероприятий по реализации Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2008-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 5 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге".
В настоящее время к осуществлению деятельности по профилактике правонарушений в пределах своей компетенции привлечены более 40 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Координацию их работы и деятельности других субъектов системы профилактики правонарушений осуществляет Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга, созданная в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2007 N 1129.
В Санкт-Петербурге в 2007-2008 годах реализовывались девять целевых программ и комплексных планов правоохранительной направленности: это программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, повышению эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности, развития Санкт-Петербурга как туристического центра и ряд других. За счет принятия законов об административных правонарушениях в сфере торговли, благоустройства, соблюдения тишины значительно расширились рамки административного законодательства Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга проявляет постоянное внимание к деятельности правоохранительных органов Санкт-Петербурга. За период с 2004 года штатная численность милиции общественной безопасности ГУВД была увеличена на 1800 человек. Из года в год увеличивалось финансирование ГУВД: если в 2004 году было выделено 2 млрд. 226 млн. рублей, то в 2009 году финансирование составило 5 млрд. 949 млн. рублей.
Формирование в Санкт-Петербурге многоуровневой системы профилактики правонарушений, активизация деятельности правоохранительных органов, успешная реализация большинства мероприятий Целевой программы Санкт-Петербурга "Повышение эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности" на 2006-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 29.03.2006 N 159-23, иных целевых программ и планов профилактической и правоохранительной направленности позволили в определенной мере улучшить криминогенную обстановку на территории Санкт-Петербурга. Ее современное состояние можно определить как стабильное с рядом положительных тенденций.
По данным ГУВД, за 9 месяцев 2008 года в Санкт-Петербурге наблюдается снижение зарегистрированных преступлений (63493 (-16,3 процента), в том числе тяжких и особо тяжких (23603 (-20,8 процента).
Однако криминальная обстановка в Санкт-Петербурге остается сложной. По-прежнему 10 процентов в общей структуре преступности в Санкт-Петербурге принадлежит грабежам - 7589, наблюдается рост изнасилований и покушений на изнасилование (98 (+15,3 процента), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (6463 (+5,8 процента), преступлений экономической направленности (9706 (+3,2 процента). Тревогу вызывает тенденция роста групповой преступности, особенно совершенной организованными группами или преступными сообществами (1119 (+165,2 процента), и увеличение числа женщин-преступниц (3667 (+39,9 процента). В связи с этим заставляет обратить на себя внимание показатель статистики, констатирующий, что среди безработных жителей Санкт-Петербурга около двух третей составляют женщины. Кроме того, в результате социологического исследования выявлено увеличение уровня латентности преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия.
Большую озабоченность у населения вызывают имущественные преступления. За 9 месяцев 2008 года совершено 25628 краж, что составляет более одной трети от общего числа преступных деяний. Несмотря на то, что по данному виду преступлений наблюдается значительное снижение (-18,2 процента), их общее число остается очень большим.
2008 год характеризовался незначительным снижением напряженности оперативной обстановки по линии обеспечения личной безопасности граждан. Об этом свидетельствует уменьшение общего количества преступлений против личности, в частности убийств и покушений на убийства (485 (-2 процента) и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (527 (-9,3 процента).
Снизилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (972 (-30,3 процента), лицами, ранее преступавшими закон (3954 (-7,6 процента). Вместе с тем очевидна необходимость усиления профилактической и социальной работы с указанными категориями граждан, поскольку абсолютные показатели совершаемых ими преступлений остаются высокими.
Активизировалась деятельность правоохранительных органов Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В частности, в целях стабилизации обстановки в отдельных районах Санкт-Петербурга была проведена профилактическая операция "Улица", что позволило значительно сократить количество правонарушений, совершенных на улицах Санкт-Петербурга (24366 (-28,2 процента). Однако недостаточность освещения, а также современного охранного оборудования и средств наблюдения и оповещения в общественных местах Санкт-Петербурга являются потенциальными условиями совершения указанного вида правонарушений.
По-прежнему сохраняется реальная угроза совершения террористических актов (4 (+33,3 процента); в связи с происходящими политическими процессами в России имеют место этнические и религиозные конфликты, обостряются проявления экстремизма (17 (+30,8 процента). Одним из факторов, негативно влияющих на состояние антитеррористической защищенности в Санкт-Петербурге, является значительное количество единиц незаконно хранящегося у населения оружия и автотранспорта, брошенного во дворах и на улицах.
В Санкт-Петербурге продолжается рост миграционной преступности, чему способствует сохраняющаяся прозрачность российских границ и, отчасти, упрощение порядка миграционного учета иностранных граждан, увеличивающийся поток переселенцев из других регионов. Так, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в 2008 году возросло до 1224 (+33,8 процента); подавляющее их большинство совершается гражданами СНГ.
Значительная часть иностранцев прибывает в Санкт-Петербург в поисках работы, однако не всегда пользуется официальными каналами трудоустройства. Из 440314 иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в 2008 году, 120916 человек указали в качестве цели въезда осуществление трудовой деятельности, 132061 человек прибыли с частным визитом. 135500 иностранным гражданам оформлены разрешения на работу, в том числе прибывшим в безвизовом порядке - 123675 человек. От работодателей же получено только 57035 уведомлений о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности, прибывших в страну в порядке, не требующем получения визы (46 процентов от их общего количества).
Особую озабоченность вызывает преступность несовершеннолетних, поскольку именно эта категория лиц через несколько лет будет оказывать влияние на формирование криминогенной ситуации в городе. Правоохранительными органами в настоящее время поставлены на учет три молодежных объединения экстремистской направленности, а также более 1600 несовершеннолетних, две трети из числа которых причисляют себя к группировке скинхедов, остальные относят себя к футбольным фанатам. Настораживает общий рост численности экстремистки настроенных подростков - только за январь-сентябрь 2008 года прирост составил более 1000 человек.
Требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности населения Санкт-Петербурга заставляют постоянно совершенствовать систему профилактики правонарушений и принимать дополнительные меры по противостоянию преступности. Тем более, что на этом направлении еще остается нерешенным ряд проблем: незначительные тенденции изменения количества правонарушений среди несовершеннолетних, а также раннее судимых, достаточно сложная наркоситуация в Санкт-Петербурге, потенциальная возможность совершения преступлений террористической и экстремистской направленностей, миграционная преступность и др.
Опыт реализации целевых программ и планов правоохранительной и профилактической направленности показал возможность влияния на динамику развития криминальных процессов в Санкт-Петербурге через систему мер целевого воздействия. В связи с этим большое значение приобретает Программа, подготовленная на основе предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и правоохранительных органов.
Программа отражает стратегию развития социальной системы профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге и правоохранительной деятельности по приоритетным направлениям борьбы с правонарушениями и содержит комплекс мер, обеспечивающих достижение поставленных целей и решение основных задач.
Проблема преступности одними усилиями правоохранительных органов решена быть не может. Необходима комплексная система профилактической работы, активное привлечение граждан к охране общественного порядка, правовое воспитание молодежи. В целях эффективного решения задач по профилактике правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, охраны общественного порядка необходимо объединение усилий и координация действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и правоохранительных органов.
Для этого требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики правонарушений, проведение ряда организационных мероприятий, а также финансовая поддержка деятельности по профилактике правонарушений.