ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2009 года N 8

О Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург

(с изменениями на 29 апреля 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 295 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.05.2013).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения эффективного развития Большого порта Санкт-Петербург Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Комитету по транспорту осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и организациями Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с реализацией Концепции.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 295. - См. предыдущую редакцию)

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 20 января 2009 года N 8

     
Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург

1. Введение


Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия).

В соответствии с Транспортной стратегией в области морского транспорта необходимо развивать мощности морских портов с учетом создания экономически обоснованных резервов для обеспечения увеличивающихся объемов перевалки грузов. В этих целях Транспортной стратегией предусматривается развитие объектов инфраструктуры в Большом порту Санкт-Петербург (далее - Порт), строительство новых перегрузочных комплексов в портах Балтийского бассейна.

Согласно Стратегии одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Порта является привлечение в Порт новых линий по перевозке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов, создание терминалов для их обслуживания, совершенствование работы с ними, увеличение доли высокотехнологичных экологически чистых грузов в общем грузообороте Порта.

В целях изменения структуры грузооборота Порта за счет роста числа контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов Стратегией предусмотрено форсированное развитие новых районов Порта.

2. Основные понятия, используемые в Концепции


Для целей Концепции используются следующие основные понятия:

аванпорт - район Порта, расположенный на расстоянии не менее пяти километров от центральных районов Порта;

центральные районы Порта - исторически сложившиеся районы Порта, расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга.

3. Предпосылки развития аванпортов


В 2007 году в структуре грузооборота Порта, который достиг 59,6 млн.т, доля контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов составила 48,4 процента. Морские терминалы по их перевалке находятся в основном на территории центральных районов Порта.

В ближайшей перспективе могут быть достигнуты предельные параметры грузооборота указанных морских терминалов. Это связано со следующими обстоятельствами:

ограниченные возможности территориального развития центральных районов Порта из-за плотной окружающей, в том числе жилой, застройки и занятости береговой линии промышленными предприятиями;

дефицит площадей в припортовой зоне для создания зон хранения, обработки и дистрибуции грузов;

ограниченная пропускная способность судоходных каналов, отсутствие возможности обработки крупнотоннажных судов-контейнеровозов;

несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры как на ближних подходах к Порту, так и на дальних подходах к Санкт-Петербургу потребностям в увеличении объемов и скорости обработки портовых грузов;

ограниченная пропускная способность автодорожных подходов к центральным районам Порта.

Согласно прогнозу развития морских грузовых перевозок в регионе Балтийского моря до 2025 года в случае реализации всех запланированных мероприятий по развитию морских терминалов, расположенных в центральных районах Порта, дефицит портовых мощностей по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей не только сохранится, но и увеличится (таблица 1).

Таблица 1

     

Дефицит портовых мощностей в центральных районах Порта по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей

N п/п

Вид грузов

Единица измерения

Дефицит портовых мощностей по годам

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

1

Контейнерные

млн.т/год

8,40

11,80

39,20

75,60

тыс.TEU/год

840,00

1180,00

3920,00

7560,00

2

Рефрижераторные

млн.т/год

0,50

2,00

4,30

6,60

3

Накатные

млн.т/год

0,20

1,70

1,75

1,80

тыс.ед./год

20,00

170,00

175,00

180,00

4

Легковые

млн.т/год

0,50

0,90

1,35

1,80

автомобили

тыс.ед./год

330,00

600,00

900,00

1200,00

Итого

млн.т/год

9,60

16,40

46,60

85,80


Обработка перспективного оборота контейнерных, рефрижераторных, накатных грузов и легковых автомобилей и сокращение указанного дефицита возможны только в случае развития аванпортов.

4. Основные принципы размещения и развития аванпортов


Основными принципами размещения и развития аванпортов являются:

4.1. Наличие территориальных резервов для развития портовой деятельности.

4.2. Возможность создания глубоководных подходов к морским терминалам (далее - морские подходы) и разворотных акваторий.

4.3. Сокращение времени движения судов к морским терминалам.

4.4. Обеспечение безопасности мореплавания.

4.5. Сокращение времени движения автомобильного транспорта от морских терминалов до кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД) и сети федеральных автомобильных дорог.

4.6. Возможность развития железнодорожных подходов, исключающих одноуровневые пересечения с улично-дорожной сетью Санкт-Петербурга.

4.7. Соблюдение природоохранных требований при развитии портовой деятельности.

4.8. Сохранение зон охраняемого ландшафта, зон регулируемой застройки и объектов культурного наследия.

5. Основные параметры размещения и развития аванпортов


В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", развитие аванпортов предусматривается в районе железнодорожной станции Бронка, в г.Ломоносове, г.Кронштадте.

В настоящее время на территории перспективных аванпортов на о.Котлин функционирует один морской контейнерный терминал, на котором в 2007 году было перевалено 222,4 тыс.TEU.

Развитие указанных территорий в целях осуществления портовой деятельности позволит сформировать систему аванпортов.

Тенденция создания аналогичных районов соответствует общемировой практике развития крупных портов (Антверпен, Бремерхафен, Гамбург, Гент, Зеебрюгге, Йокогама, Роттердам и др.).

Примерная схема размещения аванпортов приведена в приложении к Концепции.

Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов приведена в таблице 2.

Таблица 2

     

Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов

(га)

Площадь

Аванпорт

Всего

Бронка

Кронштадт

Ломоносов

Ориентировочная площадь территории аванпортов

350,1

41,7

84,9

476,7

В том числе вновь образованная территория

286,6

16,4

79,4

382,4

     

     

6. Мероприятия по развитию аванпортов


Реализация Концепции предполагает необходимость выполнения комплекса мероприятий по развитию аванпортов, в том числе строительство морских терминалов, развитие транспортных подходов к аванпортам, развитие инженерной инфраструктуры, строительство объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по развитию аванпортов приведен в настоящем разделе Концепции.

6.1. Строительство морских терминалов.

В целях оптимизации использования территории, расположенной в границах аванпортов, обеспечения потребностей экономики и населения Санкт-Петербурга и Российской Федерации в различных видах грузов развитие аванпортов целесообразно осуществлять в соответствии с целевыми показателями развития аванпортов, указанными в таблице 3.

Таблица 3

     

Целевые показатели развития аванпортов

N
п/п

Наименование аванпорта

Примерный грузооборот по годам, млн.т/год

2015 г.

2020 г.

2025 г.

1

2

3

4

5

1

Бронка, в том числе:

17,60

18,90

48,90

1.1

Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 1

15,00

15,00

15,00

1.2

Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 2

-

-

30,00

1.3

Морской терминал по перевалке накатных грузов

2,60

2,60

2,60

1.4

Морской терминал по перевалке легковых автомобилей

-

1,30

1,30

2

Кронштадт, в том числе:

9,50

9,50

9,50

2.1

Морской терминал по перевалке контейнерных грузов

7,50

7,50

7,50

2.2

Морской терминал по перевалке рефрижераторных, накатных и контейнерных грузов, из них:

2,00

2,00

2,00

2.2.1

Рефрижераторные грузы

1,50

1,50

1,50

2.2.2

Накатные грузы

0,20

0,20

0,20

2.2.3

Контейнерные грузы

0,30

0,30

0,30

3

Ломоносов, в том числе:

11,65

11,65

11,65

3.1

Морской терминал по перевалке рефрижераторных, контейнерных грузов и легковых автомобилей

10,45

10,45

10,45

3.2

Морской терминал по перевалке рефрижераторных грузов

1,20

1,20

1,20

Всего

38,75

40,05

70,05

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»