ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2009 года N 8
О Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург
(с изменениями на 29 апреля 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 295 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.05.2013).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения эффективного развития Большого порта Санкт-Петербург Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Комитету по транспорту осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и организациями Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с реализацией Концепции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 295. - См. предыдущую редакцию)
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург
Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия).
В соответствии с Транспортной стратегией в области морского транспорта необходимо развивать мощности морских портов с учетом создания экономически обоснованных резервов для обеспечения увеличивающихся объемов перевалки грузов. В этих целях Транспортной стратегией предусматривается развитие объектов инфраструктуры в Большом порту Санкт-Петербург (далее - Порт), строительство новых перегрузочных комплексов в портах Балтийского бассейна.
Согласно Стратегии одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Порта является привлечение в Порт новых линий по перевозке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов, создание терминалов для их обслуживания, совершенствование работы с ними, увеличение доли высокотехнологичных экологически чистых грузов в общем грузообороте Порта.
В целях изменения структуры грузооборота Порта за счет роста числа контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов Стратегией предусмотрено форсированное развитие новых районов Порта.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
аванпорт - район Порта, расположенный на расстоянии не менее пяти километров от центральных районов Порта;
центральные районы Порта - исторически сложившиеся районы Порта, расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга.
В 2007 году в структуре грузооборота Порта, который достиг 59,6 млн.т, доля контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов составила 48,4 процента. Морские терминалы по их перевалке находятся в основном на территории центральных районов Порта.
В ближайшей перспективе могут быть достигнуты предельные параметры грузооборота указанных морских терминалов. Это связано со следующими обстоятельствами:
ограниченные возможности территориального развития центральных районов Порта из-за плотной окружающей, в том числе жилой, застройки и занятости береговой линии промышленными предприятиями;
дефицит площадей в припортовой зоне для создания зон хранения, обработки и дистрибуции грузов;
ограниченная пропускная способность судоходных каналов, отсутствие возможности обработки крупнотоннажных судов-контейнеровозов;
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры как на ближних подходах к Порту, так и на дальних подходах к Санкт-Петербургу потребностям в увеличении объемов и скорости обработки портовых грузов;
ограниченная пропускная способность автодорожных подходов к центральным районам Порта.
Согласно прогнозу развития морских грузовых перевозок в регионе Балтийского моря до 2025 года в случае реализации всех запланированных мероприятий по развитию морских терминалов, расположенных в центральных районах Порта, дефицит портовых мощностей по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей не только сохранится, но и увеличится (таблица 1).
Дефицит портовых мощностей в центральных районах Порта по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей
N п/п | Вид грузов | Единица измерения | Дефицит портовых мощностей по годам | |||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | |||
1 | Контейнерные | млн.т/год | 8,40 | 11,80 | 39,20 | 75,60 |
тыс.TEU/год | 840,00 | 1180,00 | 3920,00 | 7560,00 | ||
2 | Рефрижераторные | млн.т/год | 0,50 | 2,00 | 4,30 | 6,60 |
3 | Накатные | млн.т/год | 0,20 | 1,70 | 1,75 | 1,80 |
тыс.ед./год | 20,00 | 170,00 | 175,00 | 180,00 | ||
4 | Легковые | млн.т/год | 0,50 | 0,90 | 1,35 | 1,80 |
автомобили | тыс.ед./год | 330,00 | 600,00 | 900,00 | 1200,00 | |
Итого | млн.т/год | 9,60 | 16,40 | 46,60 | 85,80 |
Обработка перспективного оборота контейнерных, рефрижераторных, накатных грузов и легковых автомобилей и сокращение указанного дефицита возможны только в случае развития аванпортов.
Основными принципами размещения и развития аванпортов являются:
4.1. Наличие территориальных резервов для развития портовой деятельности.
4.2. Возможность создания глубоководных подходов к морским терминалам (далее - морские подходы) и разворотных акваторий.
4.3. Сокращение времени движения судов к морским терминалам.
4.4. Обеспечение безопасности мореплавания.
4.5. Сокращение времени движения автомобильного транспорта от морских терминалов до кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД) и сети федеральных автомобильных дорог.
4.6. Возможность развития железнодорожных подходов, исключающих одноуровневые пересечения с улично-дорожной сетью Санкт-Петербурга.
4.7. Соблюдение природоохранных требований при развитии портовой деятельности.
4.8. Сохранение зон охраняемого ландшафта, зон регулируемой застройки и объектов культурного наследия.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", развитие аванпортов предусматривается в районе железнодорожной станции Бронка, в г.Ломоносове, г.Кронштадте.
В настоящее время на территории перспективных аванпортов на о.Котлин функционирует один морской контейнерный терминал, на котором в 2007 году было перевалено 222,4 тыс.TEU.
Развитие указанных территорий в целях осуществления портовой деятельности позволит сформировать систему аванпортов.
Тенденция создания аналогичных районов соответствует общемировой практике развития крупных портов (Антверпен, Бремерхафен, Гамбург, Гент, Зеебрюгге, Йокогама, Роттердам и др.).
Примерная схема размещения аванпортов приведена в приложении к Концепции.
Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов приведена в таблице 2.
Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов
(га)
Площадь | Аванпорт | Всего | ||
Бронка | Кронштадт | Ломоносов | ||
Ориентировочная площадь территории аванпортов | 350,1 | 41,7 | 84,9 | 476,7 |
В том числе вновь образованная территория | 286,6 | 16,4 | 79,4 | 382,4 |
Реализация Концепции предполагает необходимость выполнения комплекса мероприятий по развитию аванпортов, в том числе строительство морских терминалов, развитие транспортных подходов к аванпортам, развитие инженерной инфраструктуры, строительство объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по развитию аванпортов приведен в настоящем разделе Концепции.
6.1. Строительство морских терминалов.
В целях оптимизации использования территории, расположенной в границах аванпортов, обеспечения потребностей экономики и населения Санкт-Петербурга и Российской Федерации в различных видах грузов развитие аванпортов целесообразно осуществлять в соответствии с целевыми показателями развития аванпортов, указанными в таблице 3.
Целевые показатели развития аванпортов
N | Наименование аванпорта | Примерный грузооборот по годам, млн.т/год | ||
2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Бронка, в том числе: | 17,60 | 18,90 | 48,90 |
1.1 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 1 | 15,00 | 15,00 | 15,00 |
1.2 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 2 | - | - | 30,00 |
1.3 | Морской терминал по перевалке накатных грузов | 2,60 | 2,60 | 2,60 |
1.4 | Морской терминал по перевалке легковых автомобилей | - | 1,30 | 1,30 |
2 | Кронштадт, в том числе: | 9,50 | 9,50 | 9,50 |
2.1 | Морской терминал по перевалке контейнерных грузов | 7,50 | 7,50 | 7,50 |
2.2 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных, накатных и контейнерных грузов, из них: | 2,00 | 2,00 | 2,00 |
2.2.1 | Рефрижераторные грузы | 1,50 | 1,50 | 1,50 |
2.2.2 | Накатные грузы | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
2.2.3 | Контейнерные грузы | 0,30 | 0,30 | 0,30 |
3 | Ломоносов, в том числе: | 11,65 | 11,65 | 11,65 |
3.1 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных, контейнерных грузов и легковых автомобилей | 10,45 | 10,45 | 10,45 |
3.2 | Морской терминал по перевалке рефрижераторных грузов | 1,20 | 1,20 | 1,20 |
Всего | 38,75 | 40,05 | 70,05 |