____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Комитета по здравоохранению Ленинградской области
от 29 апреля 2010 года N 60
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единого подхода к расчету территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области
приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по отнесению затрат учреждения на прямые и накладные расходы в разрезе подразделений (приложение N 1).
2. Рекомендовать главным врачам учреждений здравоохранения, предоставляющим медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области, при распределении затрат учреждения по видам расходов руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
3. Начальнику планово-экономического отдела комитета по здравоохранению Ленинградской области Ивановой И.В. довести Методические рекомендации до сведения учреждений здравоохранения.
Председатель комитета
А.Ю.Окунев
Методические рекомендации по отнесению затрат
учреждения на прямые и накладные расходы в разрезе
подразделений
Методические рекомендации по распределению затрат учреждения на прямые и накладные расходы в разрезе подразделений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 6 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" для обеспечения единого подхода к расчету территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и распределения затрат учреждения по видам расходов, а также для расчета медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи.
Методические рекомендации разработаны для руководства в работе и в целях формирования единого подхода лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ):
к детализации расходов, исходя из конкретных направлений расходования средств;
к порядку группировки расходов с учетом их экономического содержания.
В соответствии с Бюджетным кодексом различают функциональную и экономическую классификацию расходов, а также ведомственную структуру расходов.
Группировка расходов бюджетов по функциональной классификации отражает направление бюджетных расходов на выполнение основных экономических и социальных функций органами государственного управления и местного самоуправления.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации отражает отнесение расходов на экономические статьи, исходя из их экономического содержания.
Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, расходов местных бюджетов является группировкой расходов соответствующих бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации.
Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлена следующая классификация расходов бюджетов на здравоохранение:
стационарная медицинская помощь;
амбулаторная помощь;
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
скорая медицинская помощь;
санаторно-оздоровительная помощь;
заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
санитарно-эпидемиологическое благополучие;
физическая культура и спорт;
прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.
Исходя из выполняемых задач, все подразделения ЛПУ подразделяются на три группы: основные (лечебные); вспомогательные (параклинические) и общебольничные.
Основные подразделения осуществляют непосредственно лечебный процесс.
Вспомогательные подразделения обеспечивают лечебно-диагностический процесс, осуществляемый за рамками основных подразделений. К вспомогательным подразделениям относятся отделения, занимающиеся диагностикой, немедикаментозным лечением (физиотерапевтические отделения и т.д.), операционный блок, приемное отделение и др.
Деятельность основных и вспомогательных подразделений носит медицинский характер.
Общебольничные подразделения - это службы, обеспечивающие в целом функционирование учреждения. К общебольничным подразделениям относятся, в том числе, административно-управленческий персонал, хозяйственные службы, общеучрежденческий персонал и прочие.
Все расходы каждого ЛПУ подразделяются на прямые и накладные.
ПРЯМЫЕ расходы непосредственно связаны с технологией оказания услуг, рассчитываются прямым способом для каждого подразделения.
Прямые расходы группируются по следующим кодам классификации операций сектора государственных учреждений (КОСГУ):
- заработная плата;
- начисления на выплаты по оплате труда;
- расходы на продукты питания;
- расходы на медикаменты и перевязочные средства;
- износ мягкого инвентаря и обмундирования;
- амортизация медицинского оборудования, находящегося в подразделениях и используемого для оказания медицинских услуг).
НАКЛАДНЫЕ расходы не связаны непосредственно с услугой, но без них невозможно функционирование ЛПУ. Накладные расходы консолидируются в целом по ЛПУ и относятся на основные и вспомогательные подразделения в процентном отношении к заработной плате персонала. Накладные расходы складываются из прямых (учитываемых) затрат общебольничных подразделений и общеучрежденческих затрат, не учитываемых по основным (лечебным) и вспомогательным (параклиническим) подразделениям.
К накладным расходам относятся:
- расходы по заработной плате административно-управленческого, хозяйственного, общебольничного и прочего персонала учреждения, не входящего в состав основных (лечебных) и вспомогательных (параклинических) подразделений;
- начисления на выплаты по оплате труда указанного персонала;
- общеучрежденческие материальные затраты:
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- коммунальные услуги;
- арендная плата за пользование имуществом;
- работы, услуги по содержанию имущества (расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов);
- прочие работы, услуги;
- пособие по социальной помощи населению;
- прочие расходы;
- износ мягкого инвентаря и обмундирования (за исключением используемого в основных и вспомогательных подразделениях);
- амортизация пассивной и активной части основных фондов учреждения (за исключением амортизации медицинского оборудования, используемого основными и вспомогательными подразделениями при оказании медицинских услуг).
_________________
* Здесь и далее нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
3.1. Распределение прямых расходов
Расходы по фонду заработной платы распределяются по каждому подразделению ЛПУ в зависимости от принадлежности подразделения к одной из трех групп.
К заработной плате основного и вспомогательного персонала относятся только врачебный и средний медицинский персонал, непосредственно оказывающий медицинские услуги.
К общеучрежденческому персоналу относятся сотрудники административно-управленческого, хозяйственного, общебольничного (заведующие подразделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал, медицинские регистраторы, и т.д.) и прочего персонала.
Заработная плата общеучрежденческого персонала относится к накладным расходам. Для последующих расчетов по оплате труда расходы по заработной плате общеучрежденческого персонала выделяются из общей суммы накладных расходов. Находится доля фонда оплаты труда (ФОТ) общеучрежденческого персонала по отношению к ФОТ основного персонала. ФОТ общеучрежденческого персонала распределяется по основным подразделениям (таблица N 1).
Распределение расходов вспомогательных служб (таблица 2) между основными подразделениями основано на определении объема работы (оказанных услуг), представленного в условных единицах трудозатрат (УЕТ), выполненного для каждого основного подразделения конкретным вспомогательным подразделением в общем объеме работы этого подразделения (таблица 3). При этом затраты вспомогательного (параклинического) подразделения, приходящиеся на каждое основное (лечебное) подразделение, определяются умножением суммы затрат вспомогательного подразделения на соответствующую долю работы. По временным трудозатратам, установленным действующими приказами Министерства здравоохранения, анализируется деятельность лабораторного, рентгенологического, функциональной диагностики, физиотерапевтического, лечебной физкультуры, массажа, радиоизотопной диагностики, ультразвуковых исследований и эндоскопического подразделений, а также централизованной стерилизационной и патолого-анатомической службы. Трудоемкость услуг других вспомогательных подразделений определяется экспертным путем.
Распределение прямых расходов вспомогательных (параклинических) подразделений на основные (лечебные) подразделения с учетом выполненных УЕТ для соответствующего подразделения осуществляется аналогичным способом (таблицы 4-8).
3.2. Распределение накладных расходов
Доля общеучрежденческих расходов, приходящихся на каждое основное и вспомогательное подразделение, определяется через коэффициент накладных расходов, который рассчитывается как отношение сумм общеучрежденческих расходов к сумме расходов на заработную плату основных и вспомогательных подразделений, т.е. определяется сумма накладных расходов, приходящаяся на 1 руб. заработной платы персонала этих подразделений. Сумма накладных расходов, приходящаяся на подразделение, определяется путем умножения коэффициента накладных расходов на сумму расходов на заработную плату данного подразделения (таблица 9).
Распределение накладных расходов между основными подразделениями производится в два этапа:
- 1-й этап - расчет коэффициента накладных расходов как отношения всей суммы накладных расходов к сумме расходов на оплату труда персонала основных и вспомогательных подразделений;
- 2-й этап - определение суммы накладных расходов, приходящейся на данное подразделение, которое находим путем умножения суммы затрат на оплату труда данного подразделения на коэффициент накладных расходов.
Распределение полных расходов учреждения по основным подразделениям для отнесения затрат учреждения на прямые и накладные расходы в разрезе подразделений и определения в дальнейшем единицы объема медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий представлено в таблице 10.
Таблица 1. Расчет затрат по статье 211 "Заработная плата"
по подразделениям
N п/п | Наименование подразделений | Число должностей | Средняя ставка в месяц (руб.) | ФОТ (руб.) | ФОТ общеуч. персонала отнесенного на осн. подразд., руб. | |||||||||||
врачи | средний | младший | прочий | Всего | врачи | средний | младший | прочий | врачи | средний | младший | прочий | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 6* | 7 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | 14 | 16 |
_________________
* Нумерация граф соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.