СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 года N 315
О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышать ее роль в осуществлении перехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи.
Усилить идейно-политическую направленность учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях. Формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение, стойкие материалистические представления, непримиримость к любым проявлениям враждебной идеологии. Добиваться, чтобы каждый будущий молодой рабочий воспитывался как гражданин социалистического общества, патриот и интернационалист, активный строитель коммунизма, рачительный хозяин с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокой культурой труда, поведения и быта.
Направлять усилия инженерно-педагогических коллективов, всех работников профессионально-технического образования на овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, на выработку у них современного экономического мышления, высокого профессионального мастерства, творческого отношения к труду. Обратить особое внимание на подготовку квалифицированных рабочих для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с применением компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.
2. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик реорганизовать в 1984 году существующие профессионально-технические учебные заведения в единый тип - среднее профессионально-техническое училище с соответствующими отделениями по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих.
Средние профессионально-технические училища осуществляют подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения 3 года и выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудовой подготовки и сложности профессий. В средних профессионально-технических училищах могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, филиалы, вечерние (сменные) отделения, а также может осуществляться переподготовка рабочих кадров.
Сохранить за учащимися и работниками этих профессионально-технических училищ ранее установленные в соответствующих учебных заведениях профессионально-технического образования льготы, преимущества и условия материального обеспечения.
Поручить Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству юстиции СССР и ВЦСПС внести в Совет Министров СССР предложения по унификации законодательства о льготах и об условиях материального обеспечения учащихся и работников профессионально-технических учебных заведений.
Средние профессионально-технические училища создаются в установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций с численностью работников 2 тыс.человек и более, а в сельской местности, как правило, - в каждом административном районе и входят в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятий с меньшей численностью работников училища могут создаваться на основе отраслевой и межведомственной кооперации.
Министерствам, имеющим в своем ведении профессиональные (профессионально-технические) училища, осуществляющие подготовку рабочих кадров, завершить в 1984-1986 годах передачу этих училищ в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.
3. Повысить роль Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в осуществлении единой государственной политики в подготовке квалифицированных рабочих, предоставив ему право определять в установленном порядке перечень профессий, по которым может проводиться подготовка рабочих во всех учебных заведениях и на производстве, устанавливать единый, обязательный для всех министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих профессиональное обучение, уровень содержания этого обучения, порядок аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих, а также право контроля за соблюдением требований, предъявляемых к подготовке рабочих.
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР разработать и утвердить в 1984-1985 годах перечень профессий и специальностей для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, непосредственно на производстве.
4. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать в 1985-1987 годах учебные планы, а также программы по специальным предметам и на их основе подготовить новые учебники для средних профессионально-технических училищ. Обеспечить высокий научный уровень и доступность содержания каждого учебного предмета, устранив излишне усложненный и второстепенный материал. Предусмотреть в них также усиление преемственности в обучении и воспитании учащихся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, политехнической направленности, более глубокое изучение технических, агрономических и других специальных дисциплин, раскрывающих тенденции и перспективы научно-технического прогресса.
Принять меры к повышению уровня общеобразовательной подготовки, обеспечению прочного овладения основами наук, улучшению качества знаний учащихся в соответствии с едиными требованиями к общему среднему образованию, теснее увязывать преподавание общеобразовательных предметов с получаемой профессией. Улучшить изучение наряду с родным языком русского языка. Вводить с учетом интересов учащихся факультативные и кружковые занятия, шире практиковать лабораторные и самостоятельные работы.
Особое внимание уделять комплексному педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, созданию учебно-методических пособий и дидактических средств обучения. Разработать учебные пособия для учащихся по общеобразовательным предметам, отражающие содержание профессиональной подготовки по соответствующим группам профессий.
5. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить уровень профессиональной подготовки учащихся, и прежде всего их производственного обучения. Добиваться более глубокого и полного соединения обучения с производительным трудом учащихся, шире практиковать производственное обучение на выпуске полезной продукции, выполнении сложных видов работ, как правило, по заказам базовых предприятий. Обеспечить прочное овладение учащимися практическими навыками и умением эффективно использовать новую технику и технологию, опытом новаторов производства.
Проводить производственное обучение и производственную практику учащихся профессионально-технических училищ в составе лучших бригад и звеньев под руководством передовиков, новаторов производства, ветеранов труда и опытных наставников. Повысить ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за проведение производственного обучения учащихся профессионально-технических училищ.
Учащиеся профессионально-технических учебных заведений во время производственной практики в списочный состав работников предприятий и организаций не включаются. Разрешить выплачивать учащимся средних профессионально-технических училищ не менее 50 процентов сумм, заработанных ими в период производственного обучения и производственной практики. Оплата за переработку норм выработки и премии выплачиваются учащимся, проходящим производственную практику в составе бригад, непосредственно на производстве.
6. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах пятилетних и годовых планов экономического и социального развития постепенное увеличение (в перспективе примерно вдвое) приема в средние профессионально-технические училища выпускников неполной средней школы с учетом потребностей народного хозяйства в рабочих кадрах, особенностей отдельных регионов, города и села.
В этих целях всемерно укреплять учебно-материальную базу средних профессионально-технических училищ, повышать их авторитет, улучшать учебно-воспитательный процесс и качество общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих молодых рабочих. Особое внимание уделять организации профессиональной ориентации молодежи.
Органам профессионально-технического образования расширять связи с общеобразовательными школами, трудовыми коллективами, с родителями.
Базовым предприятиям принимать активное участие в комплектовании профессионально-технических учебных заведений учащимися.
Создавать выпускникам средних профессионально-технических училищ необходимые условия для повышения квалификации и продолжения образования.
Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, редакциям газет и журналов систематически освещать опыт работы лучших педагогических коллективов профессионально-технических учебных заведений, базовых предприятий, молодых рабочих - выпускников училищ в печати, по телевидению и радио.
7. Министерствам и ведомствам СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик осуществить в 1986-1990 годах мероприятия по укреплению учебно-материальной базы профессионально-технических учебных заведений согласно приложениям N 1-5. При строительстве новых и расширении действующих предприятий и объектов осуществлять одновременно строительство предусмотренных в плане средних профессионально-технических училищ, обеспечивая первоочередной ввод их в эксплуатацию.
Министерствам и ведомствам СССР расширить практику передачи в порядке долевого участия Советам Министров союзных республик лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов профессионально-технического образования. Задания по вводу их в действие доводятся до исполкомов местных Советов народных депутатов как составная часть плана строительства объектов социально-бытового назначения.
8. Министерствам и ведомствам предусматривать в планах материально-технического снабжения предприятий и организаций поставку для средних профессионально-технических училищ современных оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, сельскохозяйственной и мелиоративной техники, мерительного, режущего и другого инструмента, горюче-смазочных материалов по заявкам органов профессионально-технического образования и базовых предприятий.
Базовым предприятиям и организациям обеспечивать ремонт зданий и оборудования средних профессионально-технических училищ, создавать учебные цехи и участки, необходимые для обучения учащихся, а также осуществлять материально-техническое обеспечение мастерских этих училищ.
9. Советам Министров союзных республик, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству плодоовощного хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнике СССР обратить особое внимание на дальнейшее развитие и рациональное размещение сети средних профессионально-технических училищ на селе, совершенствование подготовки квалифицированных кадров для отраслей агропромышленного комплекса, а также на создание необходимых условий труда, быта и отдыха выпускников профессионально-технических училищ и закрепление их в сельскохозяйственном производстве. Обеспечить выделение в 1986-1990 годах средним профессионально-техническим училищам, осуществляющим подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, земельных участков для организации новых и расширения действующих учебных хозяйств согласно приложению N 6, а также тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов, мелиоративной техники и станочного оборудования согласно приложению N 7.
Установить для этих училищ порядок проведения в учебных хозяйствах мелиоративных, культуртехнических работ за счет государственных капитальных вложений на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 декабря 1975 года N 991.
10. Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и Министерством сельского хозяйства СССР осуществлять начиная с 1985 года планирование подготовки квалифицированных рабочих кадров по основным профессиям сельскохозяйственного производства в профессионально-технических учебных заведениях.
11. Установить, что продажа работникам средних профессионально-технических училищ, готовящих кадры для сельскохозяйственного производства, сборных конструкций домов, строительных материалов и оборудования для индивидуального жилищного строительства производится на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 438. Распространить на работников этих училищ действие постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1970 года N 335 в части продажи мяса, молока, яиц и других продуктов, производимых в учебных хозяйствах, по государственным розничным ценам.
12. Распространить на учащихся средних профессионально-технических училищ, подготавливающих по сокращенным срокам обучения квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства из числа лиц, окончивших средние общеобразовательные школы и изучивших в них основы животноводства и сельскохозяйственной техники, действие распоряжения Совета Министров СССР от 23 ноября 1973 года N 2545.
Распространить на выпускников средних профессионально-технических училищ, поступивших на постоянную работу в колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, действие подпунктов "б" и "в" пункта 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 438.
Разрешить совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям и рекомендовать колхозам выплачивать выпускникам средних профессионально-технических училищ, принятым на постоянную работу в хозяйства, единовременное пособие на хозяйственное обзаведение в размере 500 рублей. Лица, проработавшие менее 3 лет и уволенные по собственному желанию (без уважительных причин) или за нарушение трудовой дисциплины, обязаны полностью возвратить полученное пособие.
13. Советам Министров союзных республик и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию усилить работу по повышению уровня учебно-воспитательной работы в специальных профессионально-технических училищах, укреплению их инженерно-педагогическими кадрами и воспитателями. Предусмотреть выделение целевым назначением в 1985-1986 годах специальным профессионально-техническим училищам автотранспорта, станочного оборудования и инструмента согласно приложению N 8.
Закрепить за каждым специальным профессионально-техническим училищем базовое предприятие, обеспечить участие его трудового коллектива в обучении и воспитании учащихся. Осуществлять контроль за трудоустройством выпускников специальных профессионально-технических училищ и состоянием воспитательной работы, проводимой с ними по месту работы и месту жительства.
14. Распространить с 1986 года на учащихся средних профессионально-технических училищ, проживающих в отрыве от родителей, нормы расходов на питание, установленные для учащихся школ-интернатов постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1981 года N 39, и действие пункта 2 распоряжения Совета Министров СССР от 8 мая 1974 года N 1126 в период пребывания учащихся в оздоровительных, спортивных и оборонно-спортивных лагерях, а на сотрудников, привлекаемых для работы с учащимися в этих лагерях, - действие распоряжения Совета Министров СССР от 19 апреля 1979 года N 847.
15. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и органам профессионально-технического образования союзных республик совместно с министерствами и ведомствами, руководителями предприятий, строек, совхозов и колхозов шире привлекать специалистов производства, наставников молодежи, ветеранов и передовиков труда к работе с учащимися средних профессионально-технических училищ, всемерно поощрять инициативу высококвалифицированных рабочих, переходящих на работу в профессионально-технические учебные заведения мастерами производственного обучения. Распространить на рабочих и инженерно-технических работников - лауреатов Ленинской премии и Государственной премии СССР, переведенных с их согласия с предприятий и из организаций в профессионально-технические учебные заведения для работы в качестве мастеров производственного обучения, порядок установления должностных окладов, предусмотренный распоряжением Совета Министров СССР от 8 июля 1981 года N 1350.
Организовать во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионально-технического образования, в республиканских институтах повышения квалификации инженерно-педагогических работников и их филиалах переподготовку лиц, перешедших в училища на должность мастера производственного обучения. Сосредоточить внимание слушателей этих учебных заведений на изучении педагогики и психологии, овладении современными достижениями отраслей производства, методикой производственного обучения и воспитания учащихся.
16. Академии педагогических наук СССР, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить эффективность научных исследований по актуальным проблемам профессионально-технического образования. Осуществить меры по дальнейшему развитию отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования Академии педагогических наук СССР.
17. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию осуществить меры по совершенствованию стиля и методов руководства системой профессионально-технического образования, повышению ответственности, инициативы и деловитости кадров в выполнении поставленных перед профессиональной школой задач. Усилить внимание к вопросам управления профессионально-техническими учебными заведениями, и особенно совершенствования организационно-педагогической работы в средних профессионально-технических училищах, научной организации труда инженерно-педагогических работников, контроля за теоретическим и производственным обучением.
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в 3-месячный срок разработать и внести на утверждение в Совет Министров СССР положения о среднем профессионально-техническом училище и о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР рассмотреть просьбу Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию о приравнении начальников республиканских (АССР), краевых, областных, главных и городских управлений профессионально-технического образования и их заместителей по оплате труда к министрам просвещения автономных республик, заведующим соответствующими отделами народного образования и их заместителям и в случае необходимости представить предложения в Совет Министров СССР.
18. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов при разработке единых планов распределения выпускников неполной средней и средней общеобразовательной школ текущих лет предусматривать (с учетом мероприятий по профессиональной ориентации) комплектование средних профессионально-технических училищ учащимися в соответствии с утвержденными планами приема. Установить контроль за выполнением этих планов. Эффективно влиять на ход строительства и своевременный ввод в действие к началу учебного года объектов профессионально-технического образования. Оказывать помощь в укреплении училищ кадрами, постоянно заботиться об улучшении условий труда и быта работников профессионально-технических учебных заведений, предоставлять им жилые помещения в первую очередь. Добиваться повышения качества обучения, воспитания и культурно-бытового обслуживания учащихся, закрепления выпускников средних профессионально-технических училищ на производстве.
19. Центральным комитетам и советам профсоюзов, трудовым коллективам базовых предприятий принимать активное участие в повышении качества подготовки и воспитания квалифицированных рабочих, усилить контроль за трудоустройством и использованием выпускников профессионально-технических училищ в строгом соответствии с полученной профессией и квалификацией, совершенствовать организацию социалистического соревнования в коллективах учащихся и инженерно-педагогических работников. Предусматривать в планах экономического и социального развития, коллективных договорах меры по укреплению материально-технической базы профессионально-технических учебных заведений, улучшению условий учебы, труда, быта, отдыха и оздоровления учащихся, развитию у них интереса к техническому и художественному творчеству.
Повысить роль профсоюзных организаций учащихся в формировании социально активных тружеников, воспитании их на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса.
20. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола усилить шефство над профессионально-техническими учебными заведениями, оказывать училищам действенную помощь. Повысить ответственность ученических комсомольских организаций за активное участие в идейно-политическом воспитании учащихся, формирование у них высоких нравственных качеств, за результаты учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины.
21. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии всемерно повышать престиж системы профессионально-технического образования, усилить контроль за деятельностью министерств и ведомств, базовых предприятий, органов профессионально-технического образования и средних профессионально-технических училищ по расширению и совершенствованию подготовки квалифицированных рабочих, их коммунистическому воспитанию; улучшить руководство первичными партийными организациями училищ, укреплять их коммунистами, имеющими опыт учебно-воспитательной работы, обратив особое внимание на усиление партийной прослойки среди мастеров производственного обучения и преподавателей общественных дисциплин.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
К.Черненко
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Тихонов