ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 9 января 2007 года N 21-ОЗ
г. Иваново
О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области
«Об областной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы»
Принят
Ивановской областной Думой
14 декабря 2006 года
Настоящий Закон принят для обеспечения реализации в Ивановской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также в целях дополнения областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Законом Ивановской области «Об областной целевой программе «Жилище» на 2002- 2010 годы» от 30 декабря 2002 года N 101-ОЗ, подпрограммами «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставления государственной поддержки в улучшении жилищных условий жителей Ивановской области.
Статья 1.
Внести в приложение к Закону Ивановской области «Об областной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» от 30 декабря 2002 года N 101-ОЗ (в действующей редакции) следующие изменения и дополнения:
1. В паспорте областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы:
- строку «Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Главы Администрации Ивановской области от 27 июля 2001 года N 905-р» изложить в новой редакции:
«Основание для разработки Программы - подпункт «г» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции)»;
- строку «Заказчик Программы - Администрация Ивановской области» изложить в новой редакции: «Государственный заказчик-координатор Программы - Правительство Ивановской области»;
- строку «Разработчик Программы - Государственное унитарное предприятие «ГПИ Ивановогражданпроект» изложить в новой редакции: «Разработчики Программы - Государственное унитарное предприятие «ГПИ Ивановогражданпроект», Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ивановской области»;
- по строке «Перечень подпрограмм и государственные заказчики (исполнители)» в перечень подпрограмм внести дополнения:
«;- подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области» (государственный заказчик - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области);
- подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» (государственный заказчик - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области);
- подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (государственный заказчик - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ивановской области)»;
- в строке «Объемы и источники финансирования» фразу «федеральный бюджет 7206,8» изменить на «федеральный бюджет 1715,762», фразу «областной бюджет 1339,7» изменить на «областной бюджет 1429,646», фразу «бюджеты муниципальных образований 28948,9» изменить на «бюджеты муниципальных образований в соответствии с условиями финансирования либо софинансирования мероприятий настоящей Программы, предусмотренными соответствующими программами муниципальных образований, 144,418», фразу «дополнительные источники финансирования 42094,9» изменить на «внебюджетные источники 3817,855».
2. Раздел программы «Введение» изложить в следующей редакции:
«Введение
В ходе реализации областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Законом Ивановской области от 30.12.2002 N 101-ОЗ (далее - Программа), были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере, в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Второй этап реализации Программы (2006-2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России.».
3. В подраздел 2.3 «Анализ источников финансирования Программы в Ивановской области» раздела 2 «Аналитический раздел программы» внести следующие изменения:
3.1. Параграф «Федеральный бюджет» изложить в следующей редакции:
«Федеральный бюджет
Реализация федеральных целевых программ:
- федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»;
- подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
- подпрограмма «Свой дом» (предоставление государственных гарантий по ипотечному жилищному кредитованию);
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых;
- подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области».
Строительство жилья для федеральных органов управления».
3.2. Параграф «Областной и местный бюджеты» изложить в следующей редакции:
«Областной и местный бюджеты
Участие в реализации:
- подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области» на 2002-2010 годы;
- подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области»;
- подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»;
- подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования»;
- строительства молодежно-жилищных комплексов;
- выплат жилищных субсидий гражданам, занятым в бюджетной сфере, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- ипотечного жилищного кредитования.
Финансирование из бюджетов всех уровней производится в соответствии с действующим законодательством.
Дефицит бюджетных средств заставляет искать новые нетрадиционные источники финансирования капитального строительства.».
3.3. Параграф «Внебюджетные источники финансирования» дополнить следующими абзацами:
«; - подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области»;
- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
- подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования.».
3.4. Параграф «Внутренние дополнительные источники финансирования» и таблицу 4 исключить.
3.5. Таблицы 5, 6, 7 и 8 соответственно считать таблицами 4, 5, 6 и 7.
4. Подраздел 4.1 «Жилищно-коммунальное хозяйство» раздела 4 «Основные направления реализации и ресурсное обеспечение Программы» дополнить параграфом следующего содержания:
«Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - подпрограмма) отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и призвана служить инструментом его реализации.
Подпрограмма предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников, для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса.».
5. В последнем абзаце параграфа «Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области» подраздела 4.1 «Жилищно-коммунальное хозяйство» раздела 4 «Основные направления реализации и ресурсное обеспечение Программы» слова «в таблице 5» заменить словами «в таблице 4».
6. Подраздел 4.2 «Новое жилищное строительство» раздела 4 «Основные направления реализации и ресурсное обеспечение Программы» дополнить параграфом следующего содержания:
«Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области»
Основной целью подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области» (далее - подпрограмма) является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
- подготовить и реализовать в Ивановской области инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой, что должно привести к увеличению объемов жилищного строительства;
- стимулировать органы местного самоуправления, активно проводящие государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающие комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой.
Выполнение подпрограммы будет осуществляться в две стадии.
На 1 этапе (2007-2008 годы) необходимо повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:
- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2007-2009 годах;
- создание нового банковского кредитного инструмента, позволяющего предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления, застройщикам и организациям коммунального комплекса;
- рост жилищного строительства, начиная с 2007 года.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, позволит снизить расходы на развитие инженерной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
На 2 этапе реализации подпрограммы (2009-2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 этапе выполнения подпрограммы, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач подпрограммы, изменение направлений государственной жилищной политики.».
7. В подразделе 4.3 «Обеспечение доступности жилья» раздела 4 «Основные направления реализации и ресурсное обеспечение Программы» вместо параграфа «Предоставление долгосрочных жилищных займов (ипотечное кредитование)» включить параграф следующего содержания:
«Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования
Подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» предусматривает создание системы государственной поддержки в улучшении жилищных условий жителей Ивановской области путем предоставления единовременной субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья.
Основными задачами подпрограммы являются:
- разработка механизма государственной поддержки участников подпрограммы, желающих приобрести жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- предоставление участникам подпрограммы субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме;
- признание граждан, желающих участвовать в подпрограмме, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области;
- возможность для граждан реализовать свое право на получение поддержки за счет средств бюджетов различных уровней при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Подпрограмма реализуется в 2007-2010 годах.
В ходе реализации подпрограммы необходимо:
- разработать нормативно-правовую базу подпрограммы областного и муниципального уровней;
- сформировать и отработать механизмы государственной поддержки заявленных в подпрограмме категорий граждан в приобретении жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- реализовать основные положения подпрограммы;
- совершенствовать правовую базу подпрограммы;
- проводить анализ эффективности реализации подпрограммы и оперативно вносить соответствующие изменения в алгоритмы ее реализации.».
8. Раздел 5 «Механизмы реализации Программы» изложить в новой редакции:
«5. Механизмы реализации Программы
Областная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы предусматривает совместное участие федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации Программы на территории Ивановской области.