ПРОГРАММА
поддержки студенческой молодежи Ивановской области (1999 - 2000 годы)
Основание для разработки программы | постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998 -2000 годы)» от 18 июня 1997 года N 746; Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ |
Государственный заказчик | комитет по делам молодежи администрации области |
Основной разработчик программы | Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов Ивановской области |
Цели и задачи | поддержка молодежных общественных объединений, занимающихся проблемами социальной защиты студенчества; |
Источники финансирования | областной бюджет через раздел молодежной политики; |
Ожидаемые конечные результаты | повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения; |
Основные исполнители и осуществление контроля за исполнением программы | комитет по делам молодежи администрации области; органы по делам молодежи муниципальных образований области; |
Актуальность проблемы
Студенчество особая социальная группа молодежи (в Ивановской области на дневном отделении обучается более 18 тысяч студентов), занятая деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду. От качества этой подготовки зависит накопление интеллектуальногопотенциала государства, уровень готовности молодежи к реформам российского общества. Между студенчеством и государством начинают складываться партнерские отношения на основе учета взаимных интересов сторон. Интересы государства состоят во всемерном развитии интеллектуального, духовного, экономического потенциала общества через развитие системы поддержки высшей школы. Интересы студенческой молодежи состоят в получении высшего профессионального образования, соответствующего интеллектуальным потребностям личности, позволяющего достойно состязаться на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности. Hасколько реально интересы государства и студенчества связаны на региональном уровне, настолько и определяются партнерские отношения между студенчеством и региональными органами власти. Специфика проблем студенческой молодежи состоит в том, что ихрешение зависит от последовательной политики как федеральных, так и местных органов власти. Общие проблемы жизни студенчества, его роль и место в системеобразования и общества, статус послевузовского обучения определяются общефедеральными нормативными документами. Вместе с тем сегодня все сильнее проявляются заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в поддержке студенчества, так как местная власть заинтересована в повышении стабильности активной молодежной социальной группы, в получении высокопрофессионального специалиста, работающего на благо области.
Поэтому, осознавая тяжелую ситуацию, сложившуюся в студенческой среде, связанную прежде всего с низким стипендиальным обеспечением, недостаточным финансированием медицинского обслуживания, отдыха и досуга студентов, практическое отсутствие возможности цивилизованного заработка , соответствующего профессиональной подготовке, удовлетворяющего хотя бы минимальные потребности и не мешающего учебному процессу, АПОС Ивановской области определяет приоритетные направления поддержки студенчества на 1999 2000 годы.
Основные направления программы
1. Поддержка малообеспеченных категорий студентов, которые в силу социального происхождения, социально-экономической ситуации, здоровья, семейного положения в большинстве своем не могут обеспечить достойное существование себе, своей семье и позволить
уделять достаточное время обучению. Эта категория-группа повышенной социальной напряженности, большинство членов которой на грани ухода из учебного заведения.
2. Поддержка перспективных и талантливых студентов, аспирантов, нацеленных на творческую учебу и научную работу и являющихся интеллектуальным потенциалом региона. Hерешенность материальных и бытовых проблем катастрофически уменьшает количество таких студентов. Для их поддержки требуются дополнительные стипендии, спонсорство на региональном уровне.
3. Мероприятия по созданию системы трудоустройства студентов в свободное от учебы время, как в период учебного года, так и во время летних каникул; трудоустройство выпускников; вовлечение их в систему цивилизованного предпринимательства, поддержка студенческой экономики и бизнеса.
4. Обеспечение охраны правопорядка в местах проживания и обучения студентов, во время проведения массовых молодежных мероприятий, в лагерях труда и отдыха.
5. Создание необходимых условий для эффективного медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха студентов.
6. Поддержка и оказание практической помощи молодым студенческим семьям.
7. Содействие развитию художественного самодеятельного творчества студентов, возрождение интеллектуального и духовного потенциала России.
8. Становление и развитие форм и средств патриотического воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях.
9. Международные обмены и туризм.
10. Мероприятия по возрождению традиций родного края. Участие в благотворительных акциях, шефской работе.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий программы обеспечивает поэтапное решение следующих проблем:
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
улучшение здоровья студенческой молодежи;
создание новых рабочих мест для студентов;
формирование комплексной системы социальной поддержки студенческой молодежи;
приостановка роста уровня бедности среди студентов;
предотвращение роста безработицы среди молодежи;
вовлечение молодежи в активную социальную и экономическую жизнь города;
создание условий для творческого и личностного роста молодых граждан.
Ресурсы обеспечения программы
Общий объем финансирования программы 6 142 000 рублей,
в том числе,
из областного бюджета
через:
- раздел молодежной политики 1 400 000 рублей
- раздел строительство 2 000 000 рублей
из местных бюджетов городов и районов 60 000 рублей
бюджет высших учебных заведений 32 000 рублей
средства профсоюзных организаций вузов 120 000 рублей
федеральный бюджет (не включая стипендиальное обеспечение) 2 530 000 рублей
Ежегодные объемы финансирования из областного бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок комитета по делам молодежи и утвержденного областного бюджета.