ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 июля 2004 года N 108-ОЗ
г. Иваново


Об утверждении областной целевой программы «Развитие льноводства
и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года» - программа «Лен»

(с изменениями на 8 октября 2004 года)

_____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Законодательного Собрания Ивановской области от 8 октября 2004 года N 132-ОЗ  
_____________________________________________________     


Принят
Законодательным Собранием
11 июня 2004 года



Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

Статья 1.


Утвердить областную целевую программу «Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года» - программа «Лен» (прилагается).

Статья 2.


Ежегодное финансирование программы осуществляется из средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных на эти цели в законе об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И.ТИХОНОВ




 Приложение
к Закону «Об утверждении областной целевой
программы «Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области
на период до 2006 года» - программа «Лен»
от 7 июля 2004 года N 108-ОЗ
// Изложено в новой редакции на основании
Закона Законодательного Собрания Ивановской области
от 8 октября 2004 года N 132-ОЗ


 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года» - программа «Лен»


Паспорт Программы


Наименование Программы: «Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года» - программа «Лен» (далее - Программа).

Программа разработана в соответствии с законами Ивановской области «О программах регионального развития Ивановской области» от 14 ноября 1994 года N 25-ОЗ и «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ивановской области» от 19 мая 2000 года N 18-ОЗ.
Государственный заказчик: Администрация Ивановской области.
Основные разработчики: Головная организация - управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия (ИГСХА), ГНУ "Ивановский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (НИИСХ) Российской Академии сельскохозяйственных наук, ФГУ "Станция агрохимической службы (САС) "Ивановская".
Основные исполнители: Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, льносеющие хозяйства (по согласованию), льносеменоводческие станции и предприятия по первичной переработке льна (по согласованию).
Цели и задачи Программы: Преодоление спада производства в льняном комплексе региона, обеспечение его экономического роста на базе развития высокоэффективного товарного производства путем внедрения прогрессивных научно-технических разработок и реструктуризации льняного производства в соответствии с требованиями рынка. Снижение сырьевой зависимости промышленных предприятий области.
Сроки реализации Программы: период до 2006 года включительно.
Основные мероприятия Программы:

Развитие агропромышленного сектора на основе увеличения посевных площадей (приложение 1), внедрения интенсивной системы льноводства, использования современных форм организации производства и новой технологии выращивания и уборки, увеличения объема выработки и выхода длинного волокна.

Увеличение посевных площадей до

- 5,8 тыс. га

Повышение урожайности волокна до

- 5,1 ц/га

Повышение урожайности семян до

- 2,6 ц/га

Повышение качества тресты до

- 1,25 номера

Повышение качества длинного волокна до

- 12,0 номера

Повышение качества короткого волокна до

- 3,6 номера

Увеличение общего выхода волокна до

- 29,0 %

Увеличение удельного веса длинного волокна до

- 34,5 %


Объемы и источники финансирования:

Всего на Программу

- 179,1 млн. руб.

в том числе:

областной бюджет

- 39,269 млн. руб.

федеральный бюджет

- 14,862 млн. руб.


Ожидаемые конечные результаты: Повышение рентабельности сельскохозяйственных предприятий, занятых на производстве льна, до 32% и перерабатывающих предприятий до 11%. Увеличение валовых сборов волокна до 3,0 тыс. тонн к 2006 году, до 83% обеспечения льнозаводов сырьем, 43% обеспечения текстильных предприятий, увеличение производства семян до 1,5 тыс. тонн. Увеличение рабочих мест, снижение социальной напряженности в регионе.

Срок окупаемости инвестиций с учетом срока реализации Программы - 3 года.
Система организации контроля: Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Законодательным Собранием Ивановской области и Администрацией Ивановской области.


1. Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является создание научно-технических, организационных и экономических условий для интенсификации льноводства, технического переоснащения предприятий первичной обработки льна, увеличение производства конкурентоспособных льняных, импортозамещающих льнохлопковых тканей и другой продукции.

Программа призвана объединить усилия Администрации области, органов исполнительной власти, предприятий и предпринимателей, заинтересованных ведомств и структур в решении проблем социально - экономического развития льняного комплекса и промышленности региона.

Реализация Программы позволит решить следующие задачи:

- расширения производства и переработки льна в Ивановской области, улучшения экономики хозяйств, снижения себестоимости продукции, создания в аграрном и промышленном секторе региона новых рабочих мест;

- внедрения ресурсосберегающих технологий возделывания и уборки льна;

- создания условий для агропромышленной интеграции;

- развития системы семеноводства льна-долгунца, укрепления материально-технической базы льноводства и льнопереработки;

- повышения качества тресты до 1,25 номера, длинного волокна до 12,0 номера, короткого волокна до 3,6 номера, увеличения удельного веса длинного волокна до 34,5%;

- увеличения численности работающих к 2006 году до 530 человек;

- формирования внебюджетных средств на развитие льноводства.

Реализация Программы имеет большое значение для стабилизации и преодоления кризиса в текстильной и легкой промышленности.

* - по согласованию


2. Основные направления реализации

Настоящей Программой предусматривается:
Развитие агропромышленного сектора осуществлять на основе внедрения интенсивной системы льноводства, использования современных форм организации производства, в 1,6 - 2,0 раза увеличивающих урожайность льноволокна и льносемян.
Интенсивная система льноводства предполагает соблюдение следующих основных условий:

- использование районированных сортов льна-долгунца интенсивного типа;

- применение комплексной механизации;

- использование современных научно - технических достижений;

- внедрение научно-обоснованной системы защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности;

- правильное чередование культур в севообороте.
В организационном плане система льноводства предусматривает:

- создание уборочно-транспортных комплексов преимущественно при заводах и машино-технологических станциях;

- рациональные формы организации производства, управления и труда через организацию специализированных льноводческих бригад в льносеющих хозяйствах, сквозных технологических цепочек (объединений, ассоциаций).

Основные проблемы, которые предстоит решить: организовать первичное семеноводство, решить вопросы сортообновления льна, завершить внедрение технологии по переработке сырья в рулонах, внедрить безотходную технологию переработки, т.е. создать замкнутый технологический цикл переработки.

Учитывая сложность восстановления сельского хозяйства, дальнейшее развитие льноводства и льнопереработки в сложившейся реальной ситуации возможно только при реализации дополнительных мер по совершенствованию инвестиционной политики, государственной поддержке товаропроизводителей, восстановлении ценового паритета между сельскохозяйственными, перерабатывающими и текстильными предприятиями, другими отраслями народного хозяйства.

2.1. Семеноводство льна

Организация семеноводства льна-долгунца является одним из решающих условий реализации областной целевой программы «Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года» - программа "Лен".

В соответствии с мероприятиями по развитию семеноводства льна-долгунца предусматривается:

- внедрить усовершенствованную научными учреждениями наиболее эффективную систему семеноводства, обеспечивающую сокращение объема семеноводческих посевов с 50% до 30 % общей площади посевов льна;

- сокращение сроков сортообновления и сортосмены.

Программой определены объемы производства и перечень элитно-семеноводческих и репродукционных хозяйств, специализирующихся на размножении семян. Семеноводством льна будут заниматься хозяйства, функционально обслуживаемые Палехской и Пучежской льносеменоводческими станциями.

Первичное семеноводство льна планируется организовать на Пучежском государственном сортоиспытательном участке.

В целях повышения эффективности работы по ускоренному размножению новых сортов, улучшению качества семян намечается осуществление мероприятий по научно - техническому и финансовому обеспечению Программы.

Семена высших репродукций планируется направлять в семеноводческие хозяйства с 60 % компенсацией их стоимости.

Очистку семян льна производить на льносеменоводческих станциях с 50 % компенсацией затрат из средств областного бюджета.

В современных условиях новые сорта являются одним из наиболее доступных и эффективных факторов увеличения производства и повышения качества льнопродукции. Программой планируется перейти в ближайшие годы на новые высокопродуктивные раннеспелые селекционные сорта льна, отличающиеся высокими прядильными свойствами.


2.2. Рациональное использование минеральных удобрений и защита посевов от вредителей, болезней и сорняков

По причине снижения доз внесения минеральных удобрений с 92 кг д.в./ га в 1988 году до 4 кг д.в./га в 2000 году в льняных севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ. В этой связи наиболее предпочтительными предшественниками являются многолетние травы второго года пользования.

Химический метод защиты растений дополняет агротехнический и проводится на основе обследования энтофитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий. При проведении химических мероприятий по защите растений, которые запланированы Программой на площади 5,8 тыс. га к 2006 году, необходимо иметь в виду, что использование пестицидов является наиболее эффективным средством, обеспечивающим существенную прибавку урожая и быструю окупаемость затрат. Каждый рубль, вложенный в защиту льна - долгунца, окупается в 2 раза. Основным приемом защиты льна от комплекса болезней определено протравливание семян, которое запланировано Программой до 700 тонн семян к 2006 году.


2.3. Техническое перевооружение сельхозтоваропроизводителей и льносеменоводческих станций


За последние 15 лет количество работающих льнокомбайнов и карусельных сушилок сократилось более чем в 4 раза. Обеспеченность льнокомбайнами составляет 65 %, рулонными прессами - 46 %. Сезонная нагрузка на комбайн превышает нормативную в 1,5 - 2 раза.

В результате затягиваются сроки уборки до 1,5 - 2 месяцев, что приводит к большим количественным и качественным потерям. В неблагоприятные по погодным условиям годы они достигают 40 - 50 %.

Выход из кризиса, стабилизация и увеличение производства льна связаны прежде всего с внедрением интенсивных технологий, насыщением отрасли современной техникой, обновлением материально - технической базы.

Настоящей Программой предусматривается оснащение льноводческих хозяйств, льнозаводов и машинно-технологических станций специализированной сельскохозяйственной техникой и оборудованием для возделывания и уборки льна (перечень и количество представлены в приложении 2).

Строительство механизированных пунктов сушки льновороха и подработки льносемян предусматривается осуществить в базовых семеноводческих хозяйствах и на Палехской льносеменоводческой станции.

2.4. Реконструкция льнозаводов

Программой предусматривается осуществить реконструкцию 5 льнозаводов, в том числе за счет субсидирования первоначального лизингового взноса (20 % от стоимости оборудования) и субсидированного кредита на приобретение оборудования и техники, способных при необходимой технической и финансовой поддержке эффективно реализовать задачи по выработке льноволокна в объеме 7267 тонн, в том числе длинного - 2490 тонн, короткого - 4777 тонн за весь период реализации Программы. В этих целях Программой предусматривается обеспечить льнозаводы в необходимых объемах трестой.

Перед предприятиями первичной переработки ставится задача выработки наиболее ценной продукции - длинного волокна, используемого для производства льняных тканей бытового назначения, занимающего наибольший удельный вес в потребностях текстильных предприятий.

За счет осуществления указанных мероприятий будут созданы условия стабильной работы льнозаводов, которые обеспечат потребности льняных текстильных предприятий области на 43 %.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»