ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24 мая 2004 года N 55-ОЗ
г. Иваново
О недрах и недропользовании в Ивановской области
(с изменениями на 14 мая 2005 года)
________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Законодательного Собрания Ивановской области от 14 мая 2005 года N 86-ОЗ
________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 2008 года на основании
Закона Ивановской области от 17 июля 2008 года N 92-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
29 апреля 2004 года
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах и другим федеральным законодательством, Уставом Ивановской области и законами Ивановской области и ставит своей целью регулирование комплекса отношений, возникающих на территории Ивановской области в процессе пользования недрами для их геологического изучения, добычи полезных ископаемых, включая подземные воды, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, строительства подземных сооружений различного назначения.
Закон направлен на создание условий для рационального недропользования с учетом интересов жителей Ивановской области, а также охраны недр и окружающей природной среды.
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Участок недр - геометризованный блок недр, имеющий установленные объемные границы.
Горный отвод - участок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов.
Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и определяются в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством.
Пользователь недр, получивший участок недр со статусом горного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения недр без существенного нарушения целостности недр. Геологический отвод может не иметь ограничения по глубине.
Пользователь недр, получивший участок недр со статусом геологического отвода, имеет преимущественное право на проведение оговоренного в лицензии вида работ, связанных с геологическим изучением недр. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.
Полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки.
Минеральное сырье - добытые и прошедшие первичную обработку полезные ископаемые.
Минеральные ресурсы - совокупность минеральных образований для использования в народном хозяйстве.
Минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых.
Общераспространенные полезные ископаемые - часто встречающиеся в Ивановской области полезные ископаемые.
Месторождения общераспространенных полезных ископаемых или их участки по количеству разведанных запасов подразделяются на:
- средние (500-2000 тыс. куб м, русловые - 5-10 млн. куб. м, торфа площадью 300-1000 гектаров, сапропеля - 300 тыс.-1 млн. тонн);
- крупные (свыше 2000 тыс. куб. м, русловые - свыше 10 млн. куб. м, торфа площадью свыше 1000 гектаров, сапропеля - свыше 1 млн. тонн).
Региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Ивановской области. Согласование производится уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области.
Месторождение полезных ископаемых - природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в данных экономических условиях.
Факт открытия месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденное выявление в недрах нового объекта минерального сырья, имеющего по оценке федерального органа управления государственным фондом недр промышленную ценность.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых - форма государственного учета запасов полезных ископаемых, выявленных в недрах Российской Федерации по состоянию на 1 января каждого года. Баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых, а также об изменениях состояния запасов.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых - форма государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых, выявленных в недрах Российской Федерации. Кадастр включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, данные о геолого-экономической оценке каждого месторождения, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых.
Особо охраняемые участки недр - участки недр, где располагаются геологические объекты, которые имеют особое научное, культурное и эстетическое значение.
Геологическое изучение недр - получение информации о недрах, включающее в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, поиски, оценку проявлений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Лицензия на пользование недрами - документ (государственное разрешение), удостоверяющий право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.
1. Законодательство Ивановской области о недрах и недропользовании основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, Уставе Ивановской области, настоящем Законе и иных, связанных с ними, нормативных правовых актах в сфере природопользования.
2. К отношениям по использованию и охране земель, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, возникающим при недропользовании, применяются соответственно земельное законодательство, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, иные специальные федеральные законы, законодательство Ивановской области. К отношениям недропользования нормы указанных отраслей законодательства применяются в том случае, если эти отношения не урегулированы Законом Российской Федерации «О недрах» и законодательством Ивановской области.
3. Отношения недропользования, возникшие до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Закону. Отношения недропользования, возникшие после вступления в силу настоящего Закона, осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
1. Правовое регулирование отношений недропользования основывается на Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории Ивановской области относятся к совместной компетенции Российской Федерации и Ивановской области.
2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и Ивановской области в сфере регулирования отношений недропользования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Ивановской области.
3.Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти и управления Ивановской области в соответствии с заключаемыми договорами могут взаимно делегировать предметы ведения и полномочия в области регулирования отношений недропользования за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции одной из сторон.
4.Органы местного самоуправления Ивановской области осуществляют регулирование отношений недропользования в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации «О недрах» и настоящим Законом.
Пользование недрами на территории Ивановской области осуществляется на принципах:
- государственной собственности на недра;
- совместного владения, пользования и распоряжения недрами Российской Федерации и Ивановской области;
- платного пользования недрами, за исключением случаев, установленных законодательством;
- разрешительного порядка предоставления прав пользования недрами;
- соблюдения интересов недропользователей, жителей Ивановской области, граничащих и близлежащих областей;
- рационального и комплексного использования ресурсов недр, охраны окружающей природной среды, восстановления в процессе пользования недрами нарушенного экологического равновесия.
1. Недра в границах территории Ивановской области, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, в том числе подземные воды, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
2. Недра не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии на пользование недрами могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Ивановской области, муниципальной собственности и собственности юридических и физических лиц, являющихся пользователями недр.
1. Государственный фонд недр на территории Ивановской области составляют используемые участки недр, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые участки недр в пределах территории Ивановской области.
2. Деление недр между Ивановской областью и граничащими с ней субъектами Российской Федерации осуществляется по административной границе области и её вертикальной проекции.
1. Участки недр государственного фонда недр в Ивановской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
2. Для обеспечения потребностей Ивановской области и других субъектов Российской Федерации в минеральном сырье, размещения подземных сооружений различного назначения, а также обеспечения потребностей отдельных городов и районов подземными водами участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, получают статус участков недр регионального значения.
3. Для обеспечения потребностей отдельных районов и городов Ивановской области, отдельных предприятий и населенных пунктов в местном минеральном сырье и подземных водах, строительстве подземных сооружений местного значения участки недр, в том числе содержащие месторождения общераспространенных и иных полезных ископаемых, получают статус участков недр местного значения.
Перечень участков недр, имеющих местное значение, устанавливается совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и Администрации Ивановской области по представлению администраций муниципальных образований в Ивановской области.
4. До выделения в установленном федеральным законодательством порядке участков недр федерального значения участки недр Ивановской области имеют статус участков недр регионального значения, за исключением участков недр, отнесенных к участкам местного значения.
5. Владение, пользование и распоряжение участками недр федерального и регионального значения осуществляется путем принятия совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ивановской области.
6. Порядок пользования участками недр федерального значения устанавливается федеральным законодательством.
Порядок пользования участками недр регионального значения, устанавливается федеральным законодательством и настоящим Законом.
Порядок пользования участками недр местного значения устанавливается настоящим Законом.
К полномочиям органов государственной власти Ивановской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Ивановской области относятся:
- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов области о недрах;
- участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
- создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюджетов;
- участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
- составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Ивановской области и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения;
- определение совместно с Российской Федерацией перечня полезных ископаемых Ивановской области, относимых к общераспространенным;
- установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
- защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
- установление совместно с Российской Федерацией перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
- участие Ивановской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
- участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
- государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
- регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим федеральным и областным законодательством полномочий.
1. В соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом непосредственное управление отношениями недропользования, относящимися к совместной компетенции Российской Федерации и Ивановской области, осуществляется:
- со стороны Российской Федерации - уполномоченным федеральным органом управления государственным фондом недр или по его поручению - его территориальным органом управления государственным фондом недр;
- со стороны Ивановской области - Администрацией Ивановской области или уполномоченными ею органами.
2. Установление порядка недропользования на участках недр, имеющих местное значение, осуществляется в соответствии с настоящим Законом Администрацией Ивановской области.
3. Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации (Госгортехнадзор России), его территориальный орган, а также иные федеральные органы государственной власти участвуют в регулировании отношений недропользования в Ивановской области в соответствии с положениями об этих органах.
1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. //Пункт изложен в новой редакции на основании Закона Законодательного Собрания Ивановской области от 14 мая 2005 года N 86-ОЗ