Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2001 года N 61-п
г. Иваново


О Концепции развития внешнеэкономической деятельности Ивановской области на период до 2003 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 18.05.2011 N 161-п.
____________________________________________________________________



В целях формирования единых подходов к осуществлению внешнеэкономической деятельности на территории Ивановской области и обеспечения ее положительного воздействия на развитие производственного и финансового потенциала региона, привлечения иностранных инвестиций в экономику области Правительство Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:


1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономической деятельности Ивановской области на период до 2003 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Главному управлению экономического развития и торговли (Соков), финансовому управлению (Грузнов), комитету по управлению государственным имуществом (Тихонов) учесть положения Концепции при разработке стратегии долгосрочного социально-экономического развития Ивановской области и других долгосрочных программ экономического развития региона в части, относящейся к внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Ивановской области учитывать положения Концепции при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей.

4. Контроль за реализацией данной Концепции возложить на вице-губернатора, первого заместителя председателя Правительства Ивановской области А.Ю. Канаева.

В.ТИХОНОВ


Утверждена
постановлением Правительства Ивановской области
от 4 июля 2001 года N 61-п



КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА


1. Введение


Структурные изменения, произошедшие в российской экономике за последние годы, и сопутствовавшие им изменения в российском законодательстве значительно расширили возможности и полномочия регионов Российской Федерации, а также действующих в них хозяйствующих субъектов по участию во внешнеэкономической деятельности (далее по тексту - ВЭД).

Успешная реализация этих полномочий может быть достигнута только при условии целенаправленной и хорошо скоординированной работы всех участников ВЭД на территории области. Это делает неотложной задачей формирование региональной концепции развития внешнеэкономической деятельности, которая обеспечивала бы максимальное использование ее возможностей для привлечения в область валютных поступлений, технологического перевооружения и организационной перестройки ивановских предприятий, включение ивановских товаропроизводителей в систему международного разделения труда. Особую важность при этом приобретает структуризация интересов региона в сфере ВЭД и формулирование на этой основе стратегических задач развития внешнеэкономических связей.

Исходной базой для разработки настоящего документа послужила Концепция промышленной политики Ивановской области, утвержденная постановлением главы администрации области от 27 января 2000 года N 58. Документ носит промежуточный характер. В рассматриваемый в нем период предполагается свести в единую систему имеющиеся в области элементы ВЭД, т.е. выделить приоритеты, выстроить инфраструктуру, определить единый порядок взаимодействия субъектов ВЭД с официальными структурами, создать юридическое и информационное обеспечение для фирм и предприятий, выходящих на международные рынки, провести анализ потенциальных рынков сбыта продукции с тем, чтобы в дальнейшем разработать на базе накопленной информации полномасштабную концепцию ВЭД на более длительный срок.

2. Цели и задачи внешнеэкономической политики области


Стратегическими целями концепции на рассматриваемый период являются:

- создание системного механизма, содействующего последовательному росту ивановского экспорта в ближнее и дальнее зарубежье;

- обеспечение стабильности т.н. критического импорта, т.е. поступления в область не производящихся в Российской Федерации товаров, без которых невозможно нормальное функционирование областной промышленности и сельского хозяйства (хлопковолокно, льноволокно, текстильные красители, запчасти и комплектующие к импортному текстильному оборудованию и т.д.).

Соответственно основные задачи концепции могут быть сформулированы следующим образом:

- оптимизация импорта, содействие обеспечению импортным сырьем и комплектующими предприятий области;

- закрепление области и ее предприятий в сырьевых регионах (Средняя Азия, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия);

- закрепление на рынках сбыта текстильной продукции в СНГ, освоение рынков сбыта текстильной продукции в ЕС и странах Средиземноморья;

- освоение рынков сбыта продукции машиностроения (Средний Восток, КНР, Латинская Америка);

- освоение мировых рынков производственных услуг (пошив одежды и постельного белья, изготовление комплектующих для машиностроительных компаний);

- оказание политической, финансовой, информационной поддержки

фирмам и предприятиям области в продвижении их продукции на мировые рынки;

- привлечение в экономику области иностранных инвестиций с целью создания новых рабочих мест и освоения высоких технологий и передовых форм организации производства;

- создание системы логистики и соответствующей инфраструктуры с целью оптимизации обработки и доставки внешнеторговых грузов;

 - обеспечение экономической безопасности области и ее хозяйствующих субъектов.

3. Основные направления развития внешнеэкономической
деятельности в Ивановской области


Основные направления ВЭД области определяются в соответствии со стратегическими целями и должны способствовать ее скорейшему экономическому развитию, укреплению налогооблагаемой базы региона и повышению жизненного уровня его населения.

3.1. Стимулирование экспорта

Главным методом стимулирования экспорта должно стать формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий его развития, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой и другой помощи местным экспортерам.

Основными инструментами содействия развитию экспорта являются:

- организационное и информационное содействие участию хозяйствующих субъектов в международных ярмарках, выставках, презентациях, деловых поездках, учебно-образовательных мероприятиях;

- информационно-консультационная поддержка при получении экспортером внешнеэкономической информации и принятии им решений об освоении новых рынков.

Для успешного функционирования системы региональной поддержки экспорта проводятся комплексное изучение экспортного потенциала области и конъюнктурный анализ возможности продаж на различных рынках выпускаемых в ней товаров. С этой целью организуется работа по определению :

- зарубежных государств и регионов, где фирмы и предприятия Ивановской области являются конкурентоспособными и где высок спрос на их продукцию;

- спроса на продукцию на потенциальном экспортном рынке;

- конкурентных преимуществ продукции ивановских товаропроизводителей на этих рынках по сравнению с потенциальными конкурентами.

Стимулирование экспорта осуществляется по следующим основным направлениям:

3.1.1 Развитие экспортного потенциала и диверсификация
структуры экспорта


a) разработка приоритетов внешнеэкономической политики в отношении стран, регионов, товарных рынков, групп потребителей с учетом интересов региона и последовательная их реализация;
б) вовлечение во внешнеэкономический оборот не используемых в настоящее время экспортных ресурсов региона и наращивание на этой основе экспортного потенциала;
в) создание на региональном уровне системы льгот участникам внешнеэкономической деятельности (в т.ч. системы субсидирования ставок по кредитам, получаемым градообразующими предприятиями на кредитование экспорта);
г) создание и развитие системы негосударственного страхования внешнеторговых операций;
д) создание системы продвижения образцов новой продукции на внешние рынки.

3.1.2. Повышение конкурентоспособности продукции
предприятий области на мировом рынке


Конкурентоспособность продукции ивановских фирм и предприятий, вывозимой на рынки СНГ и дальнего зарубежья, может быть повышена за счет следующих мероприятий:
а) предоставление на конкурсной основе субсидий и бюджетных ссуд на развитие производства по созданию конкурентоспособной продукции и экспорта этой продукции;
б) создание благоприятных условий для притока в область зарубежных технологий (оказание содействия в получении гарантий под импорт технологий и ноу-хау);
в) целенаправленное формирование отраслей промышленности, способных обеспечить экспорт готовой машинно-технической продукции, в том числе наукоемкой, привлечение в эти отрасли государственных и частных инвестиций;
г) внедрение на предприятиях области систем управления качеством продукции и ее сертификации по международным стандартам.

3.1.3. Развитие организационной инфраструктуры обеспечения ВЭД


Самостоятельный выход на внешние рынки по силам лишь ограниченному числу крупных предприятий. С учетом этого перед администрацией области стоит задача отработки системы мероприятий, способной содействовать продвижению продукции ивановских товаропроизводителей на международные рынки.

В этих целях могут использоваться:
а) в организационной сфере:

- взаимодействие с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, формирующими внешнеэкономическую государственную политику ;

- взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли и МИД РФ, посольствами и торгпредствами РФ за рубежом;

- взаимодействие с посольствами и торгпредствами иностранных государств в РФ;

- взаимодействие с Торгово-промышленной палатой РФ и торгово-промышленными палатами административно-территориальных образований зарубежных государств;

- взаимодействие с административно-территориальными образованиями зарубежных государств на основе двух- и многосторонних договоров о партнерстве и торгово-экономическом сотрудничестве;

- создание представительств области в иностранных государствах;

- содействие созданию в области региональных коммерческих организаций, способных на договорной основе оказывать ивановским предпринимателям услуги по исследованию зарубежных рынков, подготовке к торговым ярмаркам и выставкам, консультации по выработке экспортной стратегии, поиску зарубежных представителей, осуществлению контактов с потенциальными партнерами по организации совместных предприятий;

- наем предприятиями и профессиональными ассоциациями на конкурсной основе посреднических структур для продвижения продукции, произведенной в Ивановской области, в определенном регионе;

- проведение квалифицированными специалистами диагностики экспортных возможностей предприятий, определение предприятий с высоким внешнеэкономическим потенциалом и закрепление за ними специалистов экспортной службы, выявление для них наиболее перспективных рынков сбыта;

- консолидация через отраслевые ассоциации и торгово-промышленную палату организационных и финансовых усилий фирм и предприятий региона для изучения внешних рынков и возможностей реализации на них производимой в области продукции;

- содействие вузам области в установлении контактов с зарубежными образовательными и научными учреждениями и реализации совместных с ними научных проектов;

- использование потенциала вузов области для организации обучения на коммерческой основе студентов из-за рубежа и предоставления иностранным клиентам платных консультационных услуг.
б) в информационной сфере:

- выпуск рекламной продукции с целью пропаганды экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности области;

- создание автоматизированной службы коммерческой информации, где можно получить информацию о потенциальных покупателях или продавцах товаров;

- распространение информационных брошюр по организации ВЭД в

регионе, издание справочников для начинающего экспортера;

- использование для поиска партнеров предприятиям области специальных информационных сетей Евроинфоцентра ЕС (Business corporation network) и Интернета;

- обучение навыкам внешнеэкономической деятельности, проведение семинаров для экспортеров (базовые - для компаний, впервые выходящих на внешний рынок, и продвинутые-по конкретным зарубежным рынкам и отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности), проведение практических семинаров по обмену опытом, индивидуальное консультирование потенциальных экспортеров;

- налаживание системы сбора и распространения коммерческих предложений инофирм среди предприятий малого и среднего бизнеса;
- проведение ежегодного областного Дня международной торговли с подведением итогов прошедшего года в сфере ВЭД и вручением приза "Лучший экспортер".

3.2. Оптимизация импорта


В целях создания благоприятных условий для развития производства и торговли на территории области, обеспечения поддержки местных товаропроизводителей, удовлетворения основных социальных нужд населения, необходимо проводить избирательную политику в отношении импорта по следующим основным направлениям:
а) увеличение выпуска импортозамещающих товаров народного потребления;
б) рационализация структуры импорта в целях обеспечения стабильного поступления в область товаров, имеющих жизненно важное значение для нормального функционирования промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры области;
г) разработка в необходимых случаях систем экономической поддержки на конкурсной основе импортеров, осуществляющих ввоз в область товаров, технологий, оборудования, обеспечивающих инновационный характер развития производства или особо необходимых для его функционирования, как то:

- современного технологического оборудования, предназначенного для модернизации производства и выпуска конкурентоспособной, наукоемкой и импортозамещающей продукции;

- не производящихся в РФ комплектующих изделий, сырья и компонентов, применение которых обусловлено технологическими требованиями, либо ведет к качественному росту потребительских свойств и конкурентоспособности продукции;

- лицензий, ноу-хау, технологий, авторских прав и прав пользования торговыми марками и товарными знаками с целью развития современных производств и выпуска конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
д) усиление мер по защите внутреннего рынка от ввоза некачественных и опасных для здоровья человека товаров.

4. Привлечение иностранных инвестиций


Главной задачей региональной инвестиционной политики должно стать создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных инвестиций на основе совершенствования областной нормативно - законодательной базы и поддержки эффективных инвестиционных проектов, а также создание положительного инвестиционного имиджа области.

Работа по привлечению иностранных инвестиций требует разработки комплексной программы экономических, правовых, организационных и информационных мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности, которая должна включать в себя следующие положения:
1) Характеристика социально - экономического состояния региона, его узловых проблем и приоритетных задач, стоящих перед администрацией
2) Инвестиционная политика администрации региона
3) Региональное законодательство по инвестиционным вопросам
4) Инвестиционные возможности региона
5) Перечень инвестиционных проектов региона.

Увеличению притока иностранных инвестиций в экономику региона должны способствовать:
а) проведение администрацией научно обоснованной инвестиционной политики, структурированной по следующим основным направлениям:

- комплексное изучение инвестиционного потенциала области в разрезе отдельных территорий, отраслей и предприятий;

- проведение комплексных маркетинговых исследований в инвестиционной сфере;

- развитие в регионе необходимой инфраструктуры - систем связи и телекоммуникаций, модернизация дорожной сети, развитие гостиничного хозяйства, индустрии туризма;
б) законодательно оформленная система льгот иностранным инвесторам, которая может включать в себя совокупность следующих мер:

- льготное налогообложение прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, занимающихся производственной деятельностью;

- освобождение от уплаты налога на прибыль суммы прибыли организаций с иностранными инвестициями,направляемой на реинвестирование в экономику региона, где она была получена;

- предоставление разнообразных льгот юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории региона;
в) развитие информационных и консультативных систем, обеспечивающих процесс инвестирования:

- информационное и консультативное обслуживание инвесторов по вопросам ведения бизнеса, выбора наиболее эффективных направлений и способов инвестирования, поиска надежных российских партнеров и эффективных инвестиционных проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»