ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


от 25 февраля 2003 года N 7-ОЗ
г. Иваново

Об областной целевой Программе развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003 - 2006 годы  


Принят
Законодательным Собранием
26 декабря 2002 года



Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области (в действующей редакции).

Статья 1.


Утвердить областную целевую программу развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003 - 2006 годы (прилагается).

Финансирование областной целевой программы развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003 - 2006 годы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И. ТИХОНОВ



Приложение
к Закону Ивановской области
от 25 февраля 2003 года N 7-ОЗ


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003-2006 годы  


ПАСПОРТ
областной целевой программы развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003 - 2006 годы

1. Наименование Программы

Областная целевая программа развития физической культуры и спорта в Ивановской области на 2003 - 2006 годы

2. Основание для разработки Программы

Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ, Закон Ивановской области "О внесении изменений в Закон "О физической культуре и спорте в Ивановской области" от 19 ноября 1999 года N 50-ОЗ (в действующей редакции)

3. Государственный заказчик Программы

Администрация Ивановской области

4. Разработчики Программы

Управление по физической культуре и спорту Ивановской области, управление здравоохранения Ивановской области, управление социальной защиты населения Ивановской области, управление образования Ивановской области, комитет Ивановской области по делам молодежи, Шуйский государственный педагогический университет, физкультурно - спортивное общество (ФСО) "Урожай", областной клуб инвалидов

5. Цели и задачи Программы

Осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для занятий физической культурой и спортом, формирование потребности в занятиях физической культурой у различных групп населения области, укрепление здоровья, профилактика заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни населения, физическое и духовное совершенствование жителей Ивановской области

6. Сроки реализации Программы

2003 - 2006 годы

7. Система программных мероприятий

1. Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа среди детей, подростков и учащейся молодежи.
2. Физкультурно - оздоровительная работа среди взрослого населения.
3. Физкультурно - оздоровительная работа среди инвалидов и людей пожилого возраста.
4. Физкультурно - оздоровительная работа среди сельской молодежи.
5. Спорт.
6. Обеспечение реализации Программы.
7. Развитие сети физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений

8. Исполнители основных мероприятий Программы

Управление по физической культуре и спорту Ивановской области, управление здравоохранения Ивановской области, управление социальной защиты населения Ивановской области, управление образования Ивановской области, комитет Ивановской области по делам молодежи, региональное отделение фонда социального страхования РФ, федерации по видам спорта, физкультурно - спортивный клуб (ФСК) "Урожай", областной совет физкультурно - спортивного общества "Россия", областной совет Всероссийского физкультурно - спортивного общества "Динамо"

9.Источники финансирования

Федеральный бюджет 16400,0 тыс. руб.

Областной бюджет 112343,5 тыс. руб.

Местные бюджеты <*> 1093,5 тыс. руб.

Внебюджетные средства 8220,0 тыс. руб.

10. Ожидаемые конечные результаты Программы

Реальное повышение уровня физической культуры личности из различных слоев населения области, воспитание подрастающего поколения, формирование стремления к систематическому потреблению ценностей физической культуры, решение социальных проблем в регионе

11. Система контроля за исполнением Программы

Администрация Ивановской области. Управление по физической культуре и спорту Ивановской области. Законодательное Собрание Ивановской области


________________________

<*> По согласованию.

Содержание проблемы

Завершившееся тысячелетие ознаменовано мощным развитием научно - технического прогресса, быстрым распространением передовых технологий и резким возрастанием объема информации. Поступательное развитие науки, техники, промышленного производства предъявляет более высокие требования к современному человеку. Эти требования касаются не только его интеллекта, духовной сферы личности, но и физического состояния. Проблема физического потенциала различных слоев населения, как никогда, обозначилась в нашей стране в последние годы.

Как известно, состояние здоровья человека, его биологическая способность к полноценному функционированию в обществе примерно на 10 - 12% зависят от качества медицинского обслуживания. Основная роль в укреплении здоровья людей, нормальном физическом развитии, улучшении уровня физической подготовленности населения отводится специфической области человеческой деятельности - сфере физической культуры.

К сожалению, состояние физической культуры на сегодняшний день в России оставляет желать лучшего. Негативные тенденции, проявляющиеся в отечественной практике физической культуры, в еще более острой форме обнаруживаются в Ивановской области. Например, на протяжении последних лет в области постепенно ухудшается здоровье населения, увеличивается заболеваемость, растет травматизм, число инвалидов. Большую тревогу вызывает резкое увеличение смертности среди трудоспособного населения области. За последние 5 лет смертность среди этой части населения возросла в 2,2 раза. Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья проживающих в Ивановской области становится одной из важнейших социальных, экономических и демографических проблем, требующих немедленного решения.

В настоящее время вся система физкультурно - оздоровительной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях области, которая была направлена на профессионально - прикладную физическую подготовку, адаптацию к профессиональной деятельности, послетрудовое восстановление, снижение влияния неблагоприятных факторов производства на человека и повышение его общего жизненного тонуса, нуждается в серьезной помощи. Многие физкультурные потребности трудящихся остаются нереализованными, поскольку физкультурно - оздоровительные услуги дорожают, а предприятия и организации под предлогом экономической нецелесообразности отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам, используют их не по назначению.

Особое беспокойство вызывает состояние физической культуры в системе образования. В дошкольных учреждениях области сохраняется тенденция ухудшения здоровья детей, по итогам углубленного медосмотра, проведенного в 2000 г., только 32,8% школьников относятся к первой группе здоровья. Та же тенденция наблюдается среди студенческой молодежи.

В общеобразовательных школах, где в течение определенного периода времени должны закладываться основы жизненного потенциала человека на всю последующую жизнь, уровень состояния здоровья детей снижается в 4 - 5 раз, только около 10% учащихся заканчивают школу с нормальным здоровьем. Быстрыми темпами увеличивается число школьников, пристрастившихся к табакокурению, употреблению спиртных напитков и наркотиков.

В результате этих явлений в области растет количество юношей, непригодных по состоянию здоровья к воинской службе и к трудовой деятельности по избранной профессии.

Кроме прочего, в общеобразовательных школах области наблюдается разрыв между развитием программных, нормативных, законодательных основ физкультурного образования и реальной педагогической действительностью. Многие учителя в своей работе не опираются на образовательный минимум по предмету "Физическая культура", недостаточно учитывают региональные и местные особенности, условия в педагогическом процессе, ориентируясь, как прежде, на старые учебные программы. Это ведет к нарушению единого образовательного пространства, снижению уровня физической культуры личности школьников.

Очень важными в сложившейся ситуации являются проблемы воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры, формирования у учащейся молодежи устойчивой потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Недостаточно подключаются к этим вопросам средства массовой информации, ограничиваясь, как правило, беседами с известными спортсменами, тренерами и сообщением спортивных новостей.

Несмотря на ряд заметных ярких достижений наших спортсменов, в целом состояние спорта в области вызывает большую озабоченность.

Уменьшилось количество видов спорта, которые традиционно были развиты в области, соответственно меньше стало спортивных соревнований. Материально - техническая база для спортивных занятий значительно устарела, приходит в негодность, продается или используется в других целях. В настоящее время в области насчитывается 762 коллектива физической культуры в организациях и образовательных учреждениях, 47 детско - юношеских спортивных школ (ДЮСШ), спортивных детско - юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско - юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), где занимается 20694 человека, 26 стадионов, 366 стандартных и 245 нестандартных, встроенных спортивных сооружений, 40 лыжных баз, 20 плавательных бассейнов. На этой базе работает 1561 спортивный работник, из них 1171 - с высшим и 206 со средним образованием.

За последние несколько лет область потеряла немало прекрасных специалистов, тренеров, спортсменов, уехавших из области или переключившихся на другие виды деятельности.

Мало внимания уделяется использованию средств физической культуры в работе с инвалидами, для которых она имеет особое значение, так как позволяет лучше адаптироваться к современным условиям жизни в обществе, а также частично или полностью восстановить свои жизненно важные двигательные возможности. Это направление в области пока мало разработано, в нем остро стоят вопросы нормативно - правового регулирования, кадрового и методического обеспечения, финансовой и материально - технической поддержки. Обделены вниманием также пенсионеры и люди пожилого возраста, для которых физическая культура является хорошим средством профилактики различных заболеваний и продления активного благополучного долголетия. Для организации работы с данной категорией населения также нет специально подготовленных кадров, научно - методических разработок, широкой пропаганды и необходимого финансирования.

Таким образом, в настоящее время существует проблема, суть которой заключается в сложившемся противоречии между реальным состоянием сферы физической культуры в Ивановской области и возрастающими социальными потребностями населения в получении ценностей физической культуры.

Концепция развития физической культуры в Ивановской области на 2003 - 2006 годы


Исходя из сложившейся ситуации, для решения назревшей проблемы, следует сформулировать цель - модернизировать содержание физкультурного движения в Ивановской области, создать благоприятные условия для повышения уровня физической культуры различных слоев населения, формирования здорового образа жизни и всестороннего гармоничного развития личности.

В соответствии с целью необходимо решить следующие основные задачи:
1. Создать и отрегулировать правовые и экономические механизмы, обеспечивающие социальные приоритеты для повышения уровня физической культуры личности различных слоев населения Ивановской области по таким показателям, как состояние здоровья, полноценное физическое развитие, физическая подготовленность, необходимый уровень знаний, умений в сфере физической культуры, положительная мотивация к усвоению ценностей физической культуры и устойчивые потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

2. Разработать и реализовать программу планомерного развития системы физической культуры в области на период с 2003 по 2006 г. г., обеспечить ее дальнейшую перспективу, как особой отрасли, а также преемственность с другими программами развития региона.

3. Способствовать привлечению лучших физкультурно - педагогических, научных кадров, специалистов, тренеров, методистов, созданию условий для сильнейших спортсменов, защищающих честь области на крупнейших спортивных соревнованиях.

4. Укреплять и развивать материально - техническую базу для физкультурно - оздоровительных, учебных, рекреационных, реабилитационных занятий, спортивных тренировок и соревнований.

5. Возрождать лучшие физкультурные, спортивные традиции физкультурного движения в области, культивировать новые виды спорта и физкультурно - оздоровительной, рекреационной практики.

6. Расширять количество соревнований по видам спорта, спортивных праздников, зрелищ, массовых физкультурных мероприятий в областном центре и районах области.

7. Развивать сеть рекреационных центров, спортивных клубов, ДЮСШ, коллективов физической культуры, зон здоровья, спортивных парков и других структур для привлечения к систематическим занятиям физической культурой широких слоев населения региона.

8. Создать правовые и экономические механизмы, обеспечить их функционирование для развития физической культуры на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях области, двигательной реабилитации трудящихся, их восстановления, предупреждения профессиональных заболеваний, улучшения состояния здоровья и повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям и вредным факторам внешней среды.

9. Разработать и внедрить систему мероприятий для обеспечения социальной адаптации и реабилитации инвалидов, а также улучшения состояния здоровья и активного долголетия пожилых людей.

10. Усовершенствовать систему подготовки физкультурных кадров в области в соответствии с потребностями различных социальных слоев населения региона.

11. Шире использовать в физкультурной практике достижения науки, способствовать созданию научных групп, лабораторий, занимающихся разработкой проблем модернизации физкультурного движения в области. Содействовать разработке и опубликованию учебных пособий, монографий, методических рекомендаций в области физической культуры, разработке и внедрению новых видов, систем и методик физкультурной практики.

12. Законодательно обеспечить в регионе экономически выгодные условия ведущим промышленным предприятиям, представителям большого, среднего и малого бизнеса для привлечения дополнительных финансовых средств, направляемых на модернизацию физкультурного движения в области.

Основные направления реализации Программы

Необходимость реализации поставленных целей и задач по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Ивановской области обусловили в качестве приоритетных следующие основные направления развития физической культуры, спорта и спортсооружений:
1. Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа среди детей, подростков и учащейся молодежи.

2. Физкультурно - оздоровительная работа среди взрослого населения.

3. Физкультурно - оздоровительная работа среди инвалидов и людей пожилого возраста.

4. Физкультурно - оздоровительная работа среди сельской молодежи.

5. Спорт.

6. Обеспечение реализации Программы.

7. Развитие сети физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений.

1. Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа среди детей, подростков и учащейся молодежи


Раздел содержит два блока:
1.1. "Малыш".

Предназначается как начальное звено в системе физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, где основное внимание уделено формированию основ полноценного физического развития детей, укреплению здоровья, закаливанию организма, привитию интереса к занятиям физическими упражнениями, а также формированию элементарных навыков соблюдения правил личной гигиены и режима дня.
1.2. "Смена".

Предполагает качественное изменение в процессе физического воспитания школьников и учащейся молодежи путем совершенствования учебных программ, расширения внеучебных форм физкультурно - спортивной работы, развития детско - юношеского спорта, укрепления материально - технической базы учебных заведений, совершенствования подготовки и повышения квалификации преподавателей физического воспитания совместно с управлением образования Ивановской области.

Блок "Смена" имеет возрастную градацию:

7 - 10 лет - младшие школьники;

11 - 14 лет - средние школьники;

15 - 17 лет - старшие школьники;

15 - 21 лет - учащиеся ПТУ, ССУЗов, ВУЗов.

2. Физкультурно-оздоровительная работа среди взрослого населения


Включает в себя блок "Здоровье" и обращен к населению области следующих возрастных групп:

- 20 - 35 лет;

- 35 - 55 лет;

- 55 - 75 лет;

- 75 лет и старше.

Предполагает обеспечение физической и специальной подготовленности, профилактику заболеваемости, восстановление работоспособности и сохранение здоровья населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»