Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2013 года N 481


О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года N 524 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» и о признании утратившими силу постановлений администрации Липецкой области об утверждении областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Липецкой области от 09.02.2024 N 117.
____________________________________________________________________


Для приведения нормативных правовых актов Липецкой области в соответствие с требованиями Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» администрация Липецкой области

  постановляет:


1.Приложение к постановлению администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года N 524 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» изложить в следующей редакции:

«Приложение к постановлению
 администрации Липецкой области
 «Об утверждении государственной
 программы Липецкой области
 «Охрана окружающей среды,
 воспроизводство и рациональное
 использование природных
 ресурсов Липецкой области»


Государственная программа Липецкой области
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области»

I. ПАСПОРТ
государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области»


Ответственный исполнитель

Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области

Соисполнители

Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области;
Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области;
Управление ветеринарии Липецкой области

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы без выделения этапов

Подпрограммы

Подпрограмма 1 «Охрана окружающей среды Липецкой области»;
Подпрограмма 2 «Обращение с отходами на территории Липецкой области»;
Подпрограмма 3 «Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области»;
Подпрограмма 4 «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области»;
Подпрограмма 5 «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области»

Цель государственной программы

Улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления

Индикаторы цели

- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. тонн;
 - объем сбросов загрязненных сточных вод, млн. куб. м;
- доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов, %;
- количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, шт.

Задачи государственной программы

1. Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области
2. Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области
3. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения
4. Воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр
5. Обеспечение сохранения и рационального использования объектов животного мира.

Показатели задач

Показатель задачи 1:
- улучшение состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области, %
Показатель задачи 2:
- доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области, %
Показатель 1 задачи 3:
- доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, %
Показатель 2 задачи 3:
- доля выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах, %
Показатель задачи 4:
- воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых, %
Показатель задачи 5:
- численность наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных, особи.

Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации государственной программы

Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 1833266,4 тыс. рублей, в том числе 2014 год - 243581,6 тыс. рублей, 2015 год - 290201,7 тыс. рублей, 2016 - 294236,8 тыс. рублей, 2017 год - 254662,2 тыс. рублей, 2018 год - 255037,4 тыс. рублей, 2019 год - 247095,3 тыс. рублей, 2020 год - 248451,4 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников до 336 тыс. тонн;
сокращение объема сбросов загрязненных сточных вод до 79 млн. куб. м;
увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов до 92,0%;
количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, составит 72 шт.;
улучшение состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области составит 65%;
увеличение доли населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области до 100%;
увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности до 100 %;
доля выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах составит 43,88%;
 воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых составит не менее 100 % ежегодно;
увеличение численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных до 7307 особей.


II. Текстовая часть

1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.

Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства.

В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Одной из основных экологических проблем в области является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта.

В области на постоянной основе ведется мониторинг атмосферного воздуха в жилой зоне. Ежедневный отбор проб воздуха осуществляется на 10 стационарных постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, размещенных в городах Липецк, Елец, Грязи, пос. Матырский.

На территории Липецкой области протекает 151 река, более 500 ручьёв, расположено около 2000 прудов и водохранилищ, множество озер, 217 болот, более 600 родников. Состояние основных водотоков характеризуется вторым (чистые) и третьим (умеренно-загрязненные) классами качества.

Одним из главных факторов состояния поверхностных водных объектов является сброс сточных и дренажных вод. В 2012 г. общий объём сброса сточных вод в водоемы составил 92,21 млн. мі/год, в том числе загрязнённых сточных вод без очистки и недостаточно очищенных сточных вод - 86,78 млн. мі/год.

Водозаборы из поверхностных водных объектов оборудованы приборами водоучета на 72,1 %, очистными сооружениями - на 59 %.

По представленным сведениям за 2012 год 24 водопользователя имеют на своем балансе очистные сооружения биологической и механической очистки. Однако только 3 % от общего объема сбрасываемых сточных вод, требующих очистки, являются нормативно-очищенными.

Достаточно остро стоит проблема загрязнения, зарастания и заиливания водных объектов области, более 80% водных объектов нуждается в расчистке. Обмеление водоёмов и их дополнительный прогрев создаёт условия бурного развития водорослей, приводящего к комплексу экологических проблем.

Важной проблемой, требующей безотлагательного решения, является обеспечение защиты населения и объектов экономики области от негативного воздействия вод.

На территории Липецкой области расположены 346 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), построенных по проектам. За годы эксплуатации ГТС на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности.

На территории Липецкой области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 31 тыс. человек.

Хозяйственно - питьевое водоснабжение населения области осуществляется за счет подземных вод. Подземные воды Липецкой области, в основном, отвечают современным действующим стандартам, но существуют значительные площадные природные и техногенные аномалии железа, нитратов, жесткости, в меньшей степени бора, стронция, кремния с превышением ПДК.

Подземные воды на всей территории области находятся под воздействием большого количества разнообразных источников загрязнения, часть из которых ответственна за распространение площадного нитратного загрязнения, ставящего под угрозу всю систему водоснабжения областного центра и ряда мелких населенных пунктов.

Необходимо определять современное гидродинамическое и гидрохимическое состояние подземных вод и прогнозировать его изменение в естественных и природно-техногенных условиях, выявлять источники загрязнения и разрабатывать мероприятия по их ликвидации или снижению воздействия на эксплуатируемые водоносные горизонты.

Негативное воздействие на окружающую среду оказывают отходы производства и потребления, в том числе ранее накопленные.

Для размещения коммунальных отходов населения в 17 муниципальных образованиях области функционируют полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Несмотря на это, проблема очистки территории от отходов не решена в полном объеме. Следует отметить низкую степень вовлечения отходов, в первую очередь бытовых, в хозяйственный оборот, наличие большого количества несанкционированных свалок, особенно около частного сектора, наличие крупных нерекультивированных районных свалок, представляющих угрозу окружающей среде и здоровью людей, где накоплены тысячи тонн опасных отходов, площадью более 100 га, недостаточное количество спецтехники по обслуживанию полигонов захоронения ТБО и, в результате, нарушение технологии захоронения отходов.

На территории области фактически отсутствуют предприятия по переработке и вовлечению коммунальных отходов в хозяйственный оборот: переработка макулатуры, переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий в продукцию. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на полигон ТБО или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.

Экологической проблемой региона является недействующий полигон захоронения ядохимикатов «Большие Избищи».

На территории области расположены 159 особо охраняемых природных территорий федерального, областного и местного значения. Особо охраняемые природные территории являются в области основным инструментом эффективного сохранения биоразнообразия и составляют около 7% от общей площади области.

Растительный мир области представлен 1438 таксонами, 328 видами растений, занесенных в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 видов грибов и 32 вида лишайников, занесенных в Красную книгу области.

В Липецкой области насчитывается 5532 вида животных, из них 196 редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Наблюдается рост отрицательного антропогенного воздействия (прямого и опосредованного) на объекты животного мира и среду их обитания. В результате трансформации условий обитания диких животных сокращаются их ареалы, снижается численность популяций и, в целом, нарушается биологическое разнообразие.

Минерально-сырьевой комплекс области включает в себя как месторождения полезных ископаемых, так и горнодобывающие, перерабатывающие предприятия. Он позволяет не только поддерживать промышленный потенциал, но и является важным источником бюджетных поступлений.

Полезные ископаемые на территории Липецкой области представлены керамическим, глинистым, песчаным сырьем и торфом. По состоянию на 01.01.2013 г. разведано 190 месторождений и перспективных участков общераспространенных полезных ископаемых. Количество месторождений в распределенном фонде недр - 40.

Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, расширение сети транспортных магистралей, решение социальных проблем сопровождается неуклонным ростом добычи и потребления минеральных ресурсов. Это влечет за собой необходимость укрепления минерально-сырьевой базы, увеличения добычи полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях и выявления новых проявлений полезных ископаемых.

Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы показывает наличие ряда проблем.

В области охраны окружающей среды:

- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- изменение режима поверхностного стока водных объектов, их зарастание и заиливание;

- сброс загрязненных сточных вод предприятиями промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства;

- необходимость обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- низкая степень внедрения малоотходных технологий и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов;

- наличие крупных нерекультивированных свалок твердых бытовых отходов;

- наличие объектов накопленного экологического ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет;

- сохранение особо охраняемых природных территорий Липецкой области, популяций редких и исчезающих видов растений и животных.

В области воспроизводства и рационального использования природных ресурсов:

- отсутствие необходимого количества и качества запасов общераспространенных полезных ископаемых для производства высококачественных строительных материалов;

- нитратное загрязнение подземных водоносных горизонтов, обеспечивающих население городов, районных центров и сельских населенных пунктов области питьевой водой;

- сокращение ареалов диких животных, снижение численности популяций в результате отрицательного воздействия антропогенного фактора.

При решении данных проблем необходимо учитывать возможные риски в сфере реализации государственной программы.

Социальные риски, в первую очередь, обусловлены возможным дефицитом высококвалифицированных кадров экологической и геологической отрасли для осуществления научных исследований, природоохранных мероприятий и геологоразведочных работ.

Финансово-экономические риски связаны с:

- увеличением производственных мощностей действующих предприятий и вводом в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- сокращением финансирования юридическими лицами природоохранных мероприятий, направленных на внедрение наилучших доступных технологий;

- возможным снижением уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

-несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств на ресурсное обеспечение настоящей программы.

Операционные риски связаны с недостатками нормативно-правового обеспечения, несвоевременным внесение назревших изменений в нормативную правовую базу по направлениям реализации государственной программы.

Экологические риски связаны с возможным снижением экологической ценности охраняемых участков территорий, невосполнимостью утраченных биоресурсов.

Геологические риски достижения показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются вероятностным характером геологоразведочного процесса.

Важнейшими условиями успешной реализации программы является минимизация указанных рисков.

Исходя из существующих проблем, сформулированы основные стратегические цели и задачи государственной программы.

2. Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач

Основные приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены в Законе Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года».

В сфере охраны окружающей среды приоритеты государственной политики направлены на стабилизацию и улучшение экологической обстановки в области, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека. Поэтому основная цель государственной политики в сфере экологии - улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»