ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 года N 417
Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)"
(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
(редакция, действующая с 10 января 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 7 марта на основании
Постановления администрации Липецкой области от 25.02.2014 N 87
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Липецкой области от 24 декабря 2012 года N 543 (Липецкая газета N 10 от 18.01.2013);
Постановлением администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 года N 618 (Липецкая газета N 4 от 10.01.2014).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" администрация области
постановляет:
Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)" (приложение).
Глава администрации
Липецкой области
О.П.Королев
Приложение
к постановлению
администрации Липецкой
области "Об утверждении
областной целевой программы
"Государственная поддержка
социально ориентированных
некоммерческих организаций
и развитие гражданского
общества Липецкой области
(2013 - 2020 годы)"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"
Наименование целевой программы | - Областная целевая программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; |
Заказчик Программы | - Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы | - Управление внутренней политики Липецкой области |
Цель и задачи Программы | - Цель Программы: содействие развитию институтов гражданского общества, повышение гражданской активности жителей Липецкой области. |
Сроки (этапы) реализации Программы | - I этап (подготовительный) - 2013 год; |
Основные исполнители программных мероприятий | - Управление внутренней политики Липецкой области, управление сельского хозяйства Липецкой области, управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области |
(Позиция дополнена с 18 января 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 24 декабря 2012 года N 543, - см. предыдущую редакцию) | |
Объемы и источники финансирования Программы | - Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 302791 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(Позиция дополнена с 10 января 2014 года Постановлением администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 года N 618, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности | - Реализация Программы позволит: |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы | - Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Липецкой области. |
(Позиция дополнена с 18 января 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 24 декабря 2012 года N 543, - см. предыдущую редакцию) |
В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Липецкой области в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно большего числа творческих, свободных и активных граждан.
В последние годы в Липецкой области уделялось существенное внимание развитию гражданского общества. Реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" позволила сформировать активно действующий некоммерческий сектор, внедрить в практику общественно-государственного взаимодействия передовые формы организации работы, обеспечить процесс стабильного развития институтов гражданского общества.
Приняты областные законы, изменения и дополнения к ним, направленные на совершенствование взаимодействия власти и институтов гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.
Сложившаяся система институтов гражданского общества в Липецкой области представляет собой организованные группы населения, четко идентифицирующие себя с целевой группой. Они выражают общественное мнение отдельных групп общества, способны участвовать в решении вопросов регионального и местного значения. Ежегодно наблюдается рост некоммерческих организаций Липецкой области (далее - НКО), число которых увеличилось с 2009 года на 5%. Изменения в структуре институтов гражданского общества происходят постоянно:
Рис. 1. Количество зарегистрированных некоммерческих организаций на территории области
на 01.01.2012 | на 07.08.2012 | |
Всего НКО, из них: | 1368 | 1397 |
Общественные объединения, в т.ч.: | 680 | 695 |
политические партии | 7 | 20 |
профессиональные союзы | 220 | 215 |
Религиозные организации, в т.ч.: | 305 | 306 |
православные | 262 | 265 |
иные конфессии | 43 | 41 |
Прочие некоммерческие организации, в т.ч. | 383 | 396 |
фонды | 49 | 51 |
автономные некоммерческие организации | 52 | 52 |
некоммерческие учреждения | 103 | 112 |
некоммерческие партнерства | 117 | 116 |
казачье общество | 1 | 1 |
Развиваются ассоциативные общественные объединения, целью деятельности которых является формирование единого коммуникационного и организационного пространства в обсуждении и выработке мнений и предложений по основным вопросам общественной и социальной жизни области: Липецкий областной союз общественных объединений "Липчане", Липецкий областной союз общественных объединений "Патриот", Липецкая региональная ассоциация спортивных общественных объединений "Физкультурно-Спортивное общество "Единство", Ассоциация творческих союзов Липецкой области. Ведется создание ассоциации организаций инвалидов.
Активную роль в процессе совершенствования и развития форм взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества играет сформированный в 2011 году областной Клуб лидеров некоммерческих организаций, в состав которого на 01 июня 2012 входят 59 НКО.
Созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений - общественные, экспертные и консультативные советы, комиссии, региональная и муниципальные общественные палаты и др., в которых активно принимают участие представители НКО. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений.
Решаются задачи обеспечения межконфессиональной и межнациональной стабильности. В регионе осуществляет свою деятельность рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В целях разрешения межнациональных конфликтов, пропаганды межнационального мира и веротерпимости реализуется межнациональный социально значимый проект "Дом национальностей". С 2010 года на территории области не зарегистрировано ни одного межконфессионального и межнационального конфликта.
Поддержка НКО осуществляется через субсидирование реализации социальных проектов и исполнение НКО государственного заказа.
Ежегодно увеличивается количество средств, выделяемых в виде субсидий НКО: с 10361 тыс. рублей в 2009 году до 14346 тыс. рублей в 2012 году.
Определенный руководством страны курс на модернизацию общества особое место отводит СО НКО, которые рассматриваются как организационная основа гражданского общества и отражают интересы, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения.
В работу по оказанию социальных услуг населению области вовлечены более 40 СО НКО. Населению оказываются информационные, просветительские, юридические услуги, услуги по организации досуга и дополнительного образования, социальной реабилитации. Получателями услуг СО НКО являются около 4,5 тыс. человек.
Комплекс мер по поддержке СО НКО позволил Липецкой области принять участие в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СО НКО. По результатам конкурсного отбора Липецкой области в 2011 году выделена субсидия в размере 8,795 млн. рублей.
Приоритетными направлениями деятельности СО НКО в развитии услуг населению являются:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
повышение качества жизни людей пожилого возраста;
социальная адаптация инвалидов и их семей;
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
развитие межнационального сотрудничества и обеспечение межконфессиональной стабильности.
Но, несмотря на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов на территории Липецкой области, остаются нерешенными ряд вопросов, среди основных проблем следует отметить следующие:
1. Недостаточно развитый сектор оказания социальных услуг населению некоммерческими организациями. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.
2. Низкий уровень общественной активности, общественной поддержки и доверия граждан к деятельности СО НКО. Общественная активность населения области, его участие в реализации социальных проектов и программ носит ситуативный характер.
3. Существуют проблемы с формированием экспертного сообщества в сфере развития гражданского общества, создания специализированных правовых и юридических служб.
4. Недостаточный уровень кадровой подготовки сотрудников НКО к социально значимой деятельности и представителей органов власти к взаимодействию с институтами гражданского общества и гражданами, особенно на муниципальном уровне. Работники некоммерческого сектора слабо ориентируются в современном российском законодательстве, в том числе по вопросам финансов, обеспечивающим основу работы НКО. Общественные организации имеют слабую финансовую базу и недостаточный опыт поиска источников финансирования. Не отлажена система государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения их квалификации.
5. Высокая внутренняя дифференциация и неоднородность общественных институтов, слабые административно-правовые и материальные (финансовые, имущественные) ресурсы НКО, что приводит к недостаточному уровню влияния СО НКО на принятие решений по вопросам социально-экономического развития области. Имеются серьезные различия общественных институтов по территориальному признаку, тематической ориентации, экономической активности, уровню и степени профессионализма в отстаивании интересов и взаимодействии с заинтересованными сторонами. Региональные НКО неактивно развивают свои отделения, представительства, филиалы в муниципальных образованиях.
6. Развитие гражданского общества замедляет разрозненность, плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности НКО, включая собственные сети, - отсутствуют инфраструктурные организации, оказывающие информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
7. Наблюдается недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, не отлажена система их взаимодействия. Наблюдается незаинтересованность журналистов в разработке тем, посвященных деятельности СО НКО. Большинство НКО Липецкой области не имеют PR-специалистов, недостаточно заботятся о контактах с журналистами, нерегулярно обеспечивают СМИ информацией о своей работе.
8. В связи с миграционными последствиями возникает напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях, требующих постоянного контроля и регулирования.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной областной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)".
Программные мероприятия позволят обеспечить участие представителей гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, будут способствовать обеспечению социальной и политической стабильности в регионе, возникновению у населения гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления. Развитый, активный некоммерческий сектор обеспечит стабильность экономического развития и политической системы, обеспечит развитие сети негосударственных социальных услуг.
Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, повысит эффективность социального обслуживания населения, создаст конкурентный рынок социальных услуг. Конкурсное финансирование некоммерческих организаций в социальной сфере будет способствовать привлечению альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.