ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2005 года N 969-пс
О Программе поддержки бытового обслуживания
сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы
(с изменениями на 19 июля 2007 года)
(редакция, действующая с 27 июля 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 года N 338-пс (Липецкая газета от 27.07.2007 N 144).
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленный главой администрации области проект Программы поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы, учитывая решение комитета по экономике, в целях устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области и руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить Программу поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областного
Совета депутатов
А.И. Савенков
Приложение
к постановлению
Липецкого областного
Совета депутате
от 6 октября 2005 N 969-пс
Программа
поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы
Наименование программы: | Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (далее - Программа) | |||
Государственный заказчик Программы: | Администрация Липецкой области | |||
Разработчик Программы: | Департамент потребительского рынка администрации области | |||
Исполнитель Программы: | Управление потребительского рынка Липецкой области, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 июля 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 года N 338-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Основная цель Программы: | Развитие и совершенствование бытового обслуживания сельского населения, увеличение объемов и видов оказываемых услуг, обеспечение их территориальной, ценовой доступности для населения и гарантии качества, более полное использование трудовых ресурсов, обеспечение занятости населения | |||
Основные задачи Программы: | Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентоспособной среды для работы предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Содействие созданию новых предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности. Повышение благосостояния и занятости сельского населения | |||
Сроки реализации Программы: | 2006-2008 годы | |||
Объемы и источники финансирования Программы: | Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы на 2006-2008 годы | |||
- всего 33, 7 млн. руб., в т.ч.: | ||||
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в соответствии с законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий год. Объем финансирования будет уточняться в процессе принятия областного бюджета на соответствующий год | ||||
Контроль за исполнением Программы: | Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы: | Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: |
Бытовое обслуживание населения всегда являлось и является наиболее социально ориентированной сферой экономики, которая способствует удовлетворению потребностей людей в разнообразных видах бытовых услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни.
С другой стороны, такие услуги, как ремонт одежды и обуви, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, услуги проката, парикмахерских, ритуальные и другие просто необходимы для обеспечения нормального жизненного уровня всего населения и должны быть доступны для социально незащищенных слоев.
В последнее время бытовое обслуживание населения развивается устойчивыми темпами. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются дополнительные рабочие места.
Вместе с тем следует признать, что состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах существенно различается. Причиной тому является концентрация денежной массы в городах и, соответственно, недостаточное ее количество на селе.
Из-за низкой платежеспособности сельских жителей сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей. Поэтому состояние бытового обслуживания в районах области во многом зависит от позиции органов местного самоуправления. В районах, где уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития предприятий бытового обслуживания населения, сохранено и необходимое количество предприятий, и возможность оказания широкого спектра услуг (Добринский, Добровский, Краснинский, Липецкий, Становлянский, Чаплыгинский районы).
Реализация мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003 - 2005 годы дала положительный эффект: темп роста объемов бытовых услуг в 2004 году по районам области составил 117,4% при среднеобластном показателе 104,5%. В рамках Программы открыты новые комплексные приемные пункты в сельской местности, приобретено технологическое оборудование для швейного и обувного производства, инструменты и рабочие места для парикмахеров, высокотехнологичное цифровое фотооборудование, автотранспорт и т.д. Модернизация материально-технической базы позволила организовать дополнительно около 100 рабочих мест, расширить перечень оказываемых услуг, повысить их качество, обеспечить более полное использование трудовых ресурсов.
Договорные формы взаимоотношений между специализированными предприятиями города Липецка и районными службами быта позволили осуществить централизованную доставку заказов в сельские населенные пункты области на сумму свыше 10 млн. рублей.
Учитывая особую социальную значимость сферы бытового обслуживания, с целью увеличения объемов и расширения видов оказываемых услуг, обеспечения их территориальной и ценовой доступности, увеличения занятости населения, а также для закрепления положительных тенденций, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003-2005 годы, необходимо в дальнейшем осуществлять поддержку развития и совершенствования службы быта в сельской местности.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов бытовых услуг, при этом не только расширяется их ассортимент, но и улучшается качество.
В настоящее время в обеспечении повседневного комфорта жизни населения области участвует более 3 тысяч объектов службы быта и индивидуальных предпринимателей, занято свыше 6 тысяч человек.
Совершенствуется материально-техническая база предприятий отрасли, открываются новые объекты службы быта. Укрепляет свои позиции и способствует оживлению конкуренции в бытовом обслуживании населения малый бизнес, на долю которого приходится 78,5 % объема бытовых услуг области.
Однако позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись, в основном, бытового обслуживания городского населения.
Низкий уровень рентабельности предприятий бытового обслуживания, длительные сроки окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают возможность привлечения инвестиций для развития отрасли в сельской местности. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании, непосредственно связаны с платежеспособностью населения. Доля бытовых услуг в доходах населения с 2001 года практически не увеличилась и составляет всего 2,4%.
В последние годы в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи произошло снижение удельного веса бытовых услуг в структуре платных услуг с 20,4 % в 2001 году до 15,9 % в 2004 году.
В условиях дифференциации населения по уровню доходов все еще сохраняются значительные диспропорции между городом и селом по объемам бытовых услуг, оказанных на 1 жителя. По данным статистики в I квартале 2005 года среднедушевой доход бедного населения, основная доля которого проживает в сельской местности, составлял 70,3% от величины прожиточного минимума. Кроме того, по состоянию на 01.04.2005 года задолженность по выплате заработной платы в сельскохозяйственных предприятиях составила 46,3% от общей задолженности по заработной плате в области.
Обслуживая малообеспеченную часть населения, предприятия сельских служб быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате чего вынуждены, зачастую, работать с убытками. Вследствие реализации мероприятий Программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 годы сумма убытков по предприятиям службы быта в сельской местности снизилась в 2 раза, однако значительной она еще сохраняется в Задонском и Чаплыгинском районах.
Сдерживающим фактором в развитии бытового обслуживания является географическая удаленность населенных пунктов от стационарных специализированных предприятий службы быта. Поэтому, для сельских жителей наиболее удобной формой остается выездное обслуживание.
Кол-во сельских населенных пунктов в области | Наличие автотранспорта на 01.01.2005 год, ед. | Год выпуска | Износ автотранспорта на 01.01.2005 год, % | Приобретено автотранспорта в 2005 году, ед. | ||||
Воловский | 76 | 1 | 2000 | 68 | 1 | |||
Грязинский | 56 | - | - | |||||
Данковский | 139 | 1 | 2000 | 60 | 1 | |||
Добринский | 114 | 1 | 2000 | 57 | 1 | |||
Добровский | 44 | 2 | 1994 1994 | 90 | 1 | |||
Долгоруковский | 96 | 2 | 1999 2004 | 60 | ||||
Елецкий | 93 | 2 | 1996 2000 | 60 | 1 | |||
Задонский | 118 | 3 | 1996 1997 2003 | 70 | ||||
Измалковский | 119 | 1 | 2000 | 75 | 1 | |||
Краснинский | 82 | 1 | 2000 | 57 | 1 | |||
Лебедянский | 85 | 1 | 2003 | 28 | ||||
Лев-Толстовский | 43 | 1 | 2003 | 28 | 1 | |||
Липецкий | 83 | 2 | 2000 2001 | 60 | 1 | |||
Становлянский | 114 | 3 | 2000 2003 2003 | 60 | 1 | |||
Тербунский | 75 | 3 | 1993 2000 2004 | 100 | 1 | |||
Усманский | 60 | 1 | 2000 | 60 | 1 | |||
Хлевенский | 46 | 2 | 2000 2004 | 40 | ||||
Чаплыгинский | 96 | 4 | 1987 1990 1997 2003 | 100 | 1 | |||
Итого | 1539 | 31 | 13 |
Для организации работы выездных бригад районные предприятия службы быта имеют 44 единицы автотранспорта. Этого крайне недостаточно для обслуживания более 1,5 тыс. населенных пунктов, организации необходимой периодичности выездов бригад в комплексные приемные пункты, сокращения сроков исполнения заказов и улучшения состояния бытового обслуживания сельских жителей. Кроме того, большая часть автомобилей требует ремонта (износ 60 % и более).
Одной из проблем развития бытовых услуг является обеспеченность предприятий службы быта специалистами. Многие сельские территории испытывают потребность в квалифицированных мастерах по ремонту телерадиоаппаратуры, сложнобытовой техники, обуви, часов. Не хватает в сельской местности закройщиков, портных, парикмахеров и других специалистов. Потеря преемственности в работе, а также отсутствие тесной связи между рынком образовательных услуг и рынком труда привели к полной утрате в отдельных районах некоторых видов бытовых услуг.
Вместе с тем, необходимым условием для сохранения в организациях рабочих мест, обеспечения роста производительности труда и конкурентоспособности товаров и услуг является наличие квалифицированных кадров. Организация дополнительных рабочих мест, новых видов бытовых услуг, внедрение современных технологий с использованием высокопроизводительного оборудования требуют подготовки и повышения квалификации как инженерно-технических, так и рабочих специальностей в сфере бытового обслуживания.
Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в поддержке со стороны государства.
Основным инструментом реализации государственной политики по развитию бытового обслуживания населения является Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области.