Недействующий


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2005 года N 969-пс

О Программе поддержки бытового обслуживания
сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы

(с изменениями на 19 июля 2007 года)
(редакция, действующая с 27 июля 2007 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 года N 338-пс (Липецкая газета от 27.07.2007 N 144).
____________________________________________________________________


Рассмотрев представленный главой администрации области проект Программы поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы, учитывая решение комитета по экономике, в целях устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области и руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов

постановляет:


1. Утвердить Программу поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель областного
Совета депутатов
А.И. Савенков


Приложение
к постановлению
Липецкого областного
Совета депутате
от 6 октября 2005 N 969-пс


Программа
поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы

Паспорт программы

Наименование программы:

Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы:

Администрация Липецкой области

Разработчик Программы:

Департамент потребительского рынка администрации области

Исполнитель Программы:

Управление потребительского рынка Липецкой области, органы местного самоуправления (по согласованию)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 июля 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 года N 338-пс, - см. предыдущую редакцию).

Основная цель Программы:

Развитие и совершенствование бытового обслуживания сельского населения, увеличение объемов и видов оказываемых услуг, обеспечение их территориальной, ценовой доступности для населения и гарантии качества, более полное использование трудовых ресурсов, обеспечение занятости населения

Основные задачи Программы:

Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентоспособной среды для работы предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Содействие созданию новых предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности. Повышение благосостояния и занятости сельского населения

Сроки реализации Программы:

2006-2008 годы

Объемы и источники финансирования Программы:

Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы на 2006-2008 годы

- всего 33, 7 млн. руб., в т.ч.:

2006 год -10, 4 млн. рублей;

2007 год - 10,6 млн. рублей;

2008 год - 12,7 млн. рублей.

Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в соответствии с законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий год. Объем финансирования будет уточняться в процессе принятия областного бюджета на соответствующий год

Контроль за исполнением Программы:

Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:

- улучшения бытового обслуживания сельского населения;

- увеличения объема бытовых услуг в сельской местности в 2008 году к уровню 2 005 года на 13,5%;

- повышения качества бытовых услуг; развития предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг в сельских населенных пунктах;

- создания дополнительных рабочих мест;

- формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала



Введение

Бытовое обслуживание населения всегда являлось и является наиболее социально ориентированной сферой экономики, которая способствует удовлетворению потребностей людей в разнообразных видах бытовых услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни.

С другой стороны, такие услуги, как ремонт одежды и обуви, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, услуги проката, парикмахерских, ритуальные и другие просто необходимы для обеспечения нормального жизненного уровня всего населения и должны быть доступны для социально незащищенных слоев.

В последнее время бытовое обслуживание населения развивается устойчивыми темпами. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются дополнительные рабочие места.

Вместе с тем следует признать, что состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах существенно различается. Причиной тому является концентрация денежной массы в городах и, соответственно, недостаточное ее количество на селе.

Из-за низкой платежеспособности сельских жителей сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей. Поэтому состояние бытового обслуживания в районах области во многом зависит от позиции органов местного самоуправления. В районах, где уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития предприятий бытового обслуживания населения, сохранено и необходимое количество предприятий, и возможность оказания широкого спектра услуг (Добринский, Добровский, Краснинский, Липецкий, Становлянский, Чаплыгинский районы).

Реализация мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003 - 2005 годы дала положительный эффект: темп роста объемов бытовых услуг в 2004 году по районам области составил 117,4% при среднеобластном показателе 104,5%. В рамках Программы открыты новые комплексные приемные пункты в сельской местности, приобретено технологическое оборудование для швейного и обувного производства, инструменты и рабочие места для парикмахеров, высокотехнологичное цифровое фотооборудование, автотранспорт и т.д. Модернизация материально-технической базы позволила организовать дополнительно около 100 рабочих мест, расширить перечень оказываемых услуг, повысить их качество, обеспечить более полное использование трудовых ресурсов.

Договорные формы взаимоотношений между специализированными предприятиями города Липецка и районными службами быта позволили осуществить централизованную доставку заказов в сельские населенные пункты области на сумму свыше 10 млн. рублей.

Учитывая особую социальную значимость сферы бытового обслуживания, с целью увеличения объемов и расширения видов оказываемых услуг, обеспечения их территориальной и ценовой доступности, увеличения занятости населения, а также для закрепления положительных тенденций, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003-2005 годы, необходимо в дальнейшем осуществлять поддержку развития и совершенствования службы быта в сельской местности.



1.Состояние сферы бытового обслуживания населения Липецкой области

В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов бытовых услуг, при этом не только расширяется их ассортимент, но и улучшается качество.



Динамика объемов бытовых услуг населению Липецкой области в 2000-2004 годах (млн. рублей, %)


В настоящее время в обеспечении повседневного комфорта жизни населения области участвует более 3 тысяч объектов службы быта и индивидуальных предпринимателей, занято свыше 6 тысяч человек.

Совершенствуется материально-техническая база предприятий отрасли, открываются новые объекты службы быта. Укрепляет свои позиции и способствует оживлению конкуренции в бытовом обслуживании населения малый бизнес, на долю которого приходится 78,5 % объема бытовых услуг области.

Однако позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись, в основном, бытового обслуживания городского населения.

Низкий уровень рентабельности предприятий бытового обслуживания, длительные сроки окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают возможность привлечения инвестиций для развития отрасли в сельской местности. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании, непосредственно связаны с платежеспособностью населения. Доля бытовых услуг в доходах населения с 2001 года практически не увеличилась и составляет всего 2,4%.


В последние годы в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи произошло снижение удельного веса бытовых услуг в структуре платных услуг с 20,4 % в 2001 году до 15,9 % в 2004 году.



Динамика структуры платных услуг населению (%)


В условиях дифференциации населения по уровню доходов все еще сохраняются значительные диспропорции между городом и селом по объемам бытовых услуг, оказанных на 1 жителя. По данным статистики в I квартале 2005 года среднедушевой доход бедного населения, основная доля которого проживает в сельской местности, составлял 70,3% от величины прожиточного минимума. Кроме того, по состоянию на 01.04.2005 года задолженность по выплате заработной платы в сельскохозяйственных предприятиях составила 46,3% от общей задолженности по заработной плате в области.


Обслуживая малообеспеченную часть населения, предприятия сельских служб быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате чего вынуждены, зачастую, работать с убытками. Вследствие реализации мероприятий Программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 годы сумма убытков по предприятиям службы быта в сельской местности снизилась в 2 раза, однако значительной она еще сохраняется в Задонском и Чаплыгинском районах.

Сдерживающим фактором в развитии бытового обслуживания является географическая удаленность населенных пунктов от стационарных специализированных предприятий службы быта. Поэтому, для сельских жителей наиболее удобной формой остается выездное обслуживание.



Наличие автотранспортных средств для организации выездного обслуживания в районах области

Кол-во сельских населенных пунктов в области

Наличие автотранспорта на 01.01.2005 год, ед.

Год выпуска

Износ автотранспорта на 01.01.2005 год, %

Приобретено автотранспорта в 2005 году, ед.

Воловский

76

1

2000

68

1

Грязинский

56

-

-

Данковский

139

1

2000

60

1

Добринский

114

1

2000

57

1

Добровский

44

2

1994 1994

90
90

1

Долгоруковский

96

2

1999 2004

60
-

Елецкий

93

2

1996 2000

60
48

1

Задонский

118

3

1996 1997 2003

70
60
28

Измалковский

119

1

2000

75

1

Краснинский

82

1

2000

57

1

Лебедянский

85

1

2003

28

Лев-Толстовский

43

1

2003

28

1

Липецкий

83

2

2000 2001

60
57

1

Становлянский

114

3

2000 2003 2003

60
30
30

1

Тербунский

75

3

1993 2000 2004

100
50
7

1

Усманский

60

1

2000

60

1

Хлевенский

46

2

2000 2004

40
-

Чаплыгинский

96

4

1987 1990 1997 2003

100
100
67
28

1

Итого

1539

31

13


Для организации работы выездных бригад районные предприятия службы быта имеют 44 единицы автотранспорта. Этого крайне недостаточно для обслуживания более 1,5 тыс. населенных пунктов, организации необходимой периодичности выездов бригад в комплексные приемные пункты, сокращения сроков исполнения заказов и улучшения состояния бытового обслуживания сельских жителей. Кроме того, большая часть автомобилей требует ремонта (износ 60 % и более).

Одной из проблем развития бытовых услуг является обеспеченность предприятий службы быта специалистами. Многие сельские территории испытывают потребность в квалифицированных мастерах по ремонту телерадиоаппаратуры, сложнобытовой техники, обуви, часов. Не хватает в сельской местности закройщиков, портных, парикмахеров и других специалистов. Потеря преемственности в работе, а также отсутствие тесной связи между рынком образовательных услуг и рынком труда привели к полной утрате в отдельных районах некоторых видов бытовых услуг.

Вместе с тем, необходимым условием для сохранения в организациях рабочих мест, обеспечения роста производительности труда и конкурентоспособности товаров и услуг является наличие квалифицированных кадров. Организация дополнительных рабочих мест, новых видов бытовых услуг, внедрение современных технологий с использованием высокопроизводительного оборудования требуют подготовки и повышения квалификации как инженерно-технических, так и рабочих специальностей в сфере бытового обслуживания.



2. Основные цели программы поддержки бытового обслуживания населения

Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в поддержке со стороны государства.

Основным инструментом реализации государственной политики по развитию бытового обслуживания населения является Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»