ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2004 года N 458-пс
Об областной целевой программе
"Социальное развитие села до 2010 года"
(с изменениями на 28 мая 2008 года)
(редакция, действующая с 17 июня 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
Постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 10 декабря 2008 года N 858-пс
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 года N 588-пс (Липецкая газета от 08.10.2004 N 196);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 1044-пс (Липецкая газета от 16.12.2005 N 241);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 августа 2006 года N 1352-пс (Липецкая газета N 165 от 25.08.2006);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года N 1384-пс (Липецкая газета от 29.09.2006 N 190);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 декабря 2006 года N 87-пс (Липецкая газета от 26.01.2007 N 14);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 года N 203-пс (Липецкая газета от 06.04.2007 N 68);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 года N 523-пс (Липецкая газета N 245 от 21.12.2007);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс (Липецкая газета N 76 от 16.04.2008);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 мая 2008 года N 663-пс (Липецкая газета N 113 от 07.06.2008).
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленную главой администрации областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по вопросам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (прилагается)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
А.И.Савенков
Приложение
к постановлению
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 марта 2004 года N 458-пс
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села до 2010 года"
(в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 23.09.2004 N 588-пс)
Наименование Программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" | |||
|
| |||
|
| |||
Основные разработчики Программы | Управление сельского хозяйства области, | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Цели и задачи Программы | Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его | |||
Сроки и этапы реализации | 2004 - 2010 годы: | |||
Основные мероприятия | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение. | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Исполнители Программы | Управление сельского хозяйства области, | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 года N 203-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Объемы и источники | Общая сумма расходов областного и местных бюджетов (по согласованию) на реализацию Программы - 4171,5 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2006 года | ||||
|
повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 58 процентов; | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2006 года |
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 учреждения здравоохранения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами гораздо меньше по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3% - 5% взрослого населения и 8% - 10% учащейся молодежи.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 47%. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91% являются малокомплектными (на 1 - 3 группы).
Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%, тогда как в городе оно составляет 64%.
(Абзац утратил силу с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию).
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году только 632 человека.
За последнее десятилетие сократилось число клубов и домов культуры, киноустановок, библиотек.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20% - 25%.
К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30 - 34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;