Недействующий


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2004 года N 458-пс

Об областной целевой программе
"Социальное развитие села до 2010 года"

(с изменениями на 28 мая 2008 года)
(редакция, действующая с 17 июня 2008 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
Постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 10 декабря 2008 года N 858-пс
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 года N 588-пс (Липецкая газета от 08.10.2004 N 196);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 1044-пс (Липецкая газета от 16.12.2005 N 241);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 августа 2006 года N 1352-пс (Липецкая газета  N 165 от 25.08.2006);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года N 1384-пс (Липецкая газета от 29.09.2006 N 190);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 декабря 2006 года N 87-пс (Липецкая газета от 26.01.2007 N 14);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 года N 203-пс (Липецкая газета от 06.04.2007 N 68);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 года N 523-пс (Липецкая газета N 245 от 21.12.2007);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс (Липецкая газета  N 76 от 16.04.2008);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 мая 2008 года N 663-пс (Липецкая газета  N 113 от 07.06.2008).

____________________________________________________________________

     

Рассмотрев представленную главой администрации областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по вопросам агропромышленного комплекса, земельных отношений и экологии, областной Совет депутатов

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (прилагается)

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
А.И.Савенков


Приложение
к постановлению
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 марта 2004 года N 458-пс


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села до 2010 года"

(в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 23.09.2004 N 588-пс)


ПАСПОРТ
Областной целевой Программы
"Социальное развитие села до 2010 года"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"


Основание для разработки Программы


Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N858 О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"


Государственный заказчик - координатор Программы


Администрация области

Основные разработчики Программы

Управление сельского хозяйства области,

управление потребительского рынка области,

управление здравоохранения области,

управление культуры и искусства области,

управление дорог и транспорта области,

управление физической культуры, спорта и туризма области,

управление труда и занятости области,

ОГУП «Свой Дом».

(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию).

Цели и задачи Программы

Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание  условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;  расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его
привлекательности; создание основ для повышения  престижности  проживания в сельской местности

Сроки и этапы реализации
Программы

2004 - 2010 годы:
I этап - 2004 - 2006 годы;
II этап - 2007 - 2010 годы

Основные мероприятия
Программы

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:  жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение.

Реализация мероприятий обеспечит:

улучшение жилищных условий сельского населения;

сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования  здорового образа жизни сельского населения, профилактики     правонарушений, наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного   уровня   учащихся общеобразовательных   учреждений   в  сельской местности,  приведение качества образования  в соответствие с современными требованиями;

развитие и расширение информационно-консультационного   обслуживания сельского населения;

повышение уровня и качества электро-,  водо- и газоснабжения сельских поселений,  обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети  и  благоустройство   сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест;

укрепление материальной базы общеобразовательных учреждений;

(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию).

Исполнители Программы

Управление сельского хозяйства области,

управление строительства и архитектуры области,

управление жилищно-коммунального хозяйства области,

управление потребительского рынка области,

управление образования и науки области,

управление здравоохранения области,

управление культуры и искусства области,

управление дорог и транспорта области,

управление информационно-аналитической работы администрации области,

управление физкультуры, спорта и туризма области,

управление труда и занятости области,

ОГУП «Свой Дом»,

Липецкий областной комитет государственной статистики (по согласованию),

управление финансов области

(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 года N 203-пс,  - см. предыдущую редакцию).

Объемы и источники
финансирования Программы

Общая сумма расходов областного  и  местных бюджетов  (по  согласованию) на реализацию Программы   -  4171,5   млн.   рублей. Объем финансирования  Программы  за счет   средств областного  бюджета  ежегодно  уточняется  при формировании бюджета на  очередной  финансовый год

(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2006 года
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года N 1384-пс, - см. предыдущую редакцию)


Ожидаемые результаты
реализации Программы



















Реализация Программы позволит:
улучшить жилищные  условия более 19 тыс. сельских семей;
завершить газификацию домов (квартир) природным газом;
улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;
довести долю  обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов, привести условия обучения в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.1178-02 (далее - Санитарные правила);

повысить уровень обеспеченности  детскими дошкольными учреждениями до 58 процентов;
повысить уровень  обеспеченности   больничными местами до 103 койко-мест на 10 тыс. человек;
повысить уровень  обеспеченности  клубными учреждениями до 211 мест на 1 тыс. человек;
улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;
привлечь к регулярным занятиям  физической культурой  и  спортом  35  процентов  учащейся сельской  молодежи  и 22 процента работающих в сельской местности;
расширить сеть     комплексных     предприятий торгово-бытового обслуживания;
обеспечить ввод 28,7 тыс. телефонных номеров; привести в  нормативно-техническое   состояние 109,7 км автомобильных дорог;
сохранить на  объектах  социальной сферы   и инженерной  инфраструктуры 1993 мест и создать 198 новых рабочих мест

(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2006 года
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года N 1384-пс, - см. предыдущую редакцию)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 учреждения здравоохранения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами гораздо меньше по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3% - 5% взрослого населения и 8% - 10% учащейся молодежи.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 47%. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91% являются малокомплектными (на 1 - 3 группы).

Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%, тогда как в городе оно составляет 64%.

(Абзац утратил силу с 16 апреля 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 600-пс, - см. предыдущую редакцию).

          

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году  только 632 человека.

За последнее десятилетие сократилось число клубов и домов культуры, киноустановок, библиотек.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20% - 25%.

К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.

В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир).

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30 - 34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется Программа) обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.

Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.


II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»