Недействующий

Об областной целевой программе «Молодая семья (2005-2010 годы)»



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Важной стороной социальной сферы деятельности государства является организация работы с молодыми семьями, которая выступает как часть государственной молодежной, семейной и демографической политики.

На уровне рождаемости и состоянии брачных отношений сказывается распространение в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются: предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение браков, высокий уровень одобрения альтернативных традиционных форм семейно-брачных взаимоотношений (гражданский брак, свободные отношения и т.д.). Эти явления становятся атрибутом молодежной субкультуры.

Сегодняшний крайне низкий уровень рождаемости на фоне роста численности молодежи самого активного репродуктивного возраста (20-24 года) является результатом откладывания рождения детей или отказа от их рождения.

Сравнительный анализ численности населения Липецкой области по полу и возрастным группам по результатам переписи 1989 и 2002 годов показывает, что возрастная группа (20-24 года) в 2002 году составила на 8,2 тыс. человек больше, чем в 1989 году. Вместе с тем, если в 1989 году в этой возрастной группе рожала каждая десятая женщина, то в 2002 году - только каждая двадцатая.

Численность женщин детородного возраста (16-49 лет) в 1989 году была меньше на 32,4 тыс. человек, чем в 2002 году. Суммарный коэффициент рождаемости на 1 женщину (16-49 лет) составил 1,8 (в 2002 году - 1,2), в 1989 году коэффициент рождаемости на 1000 человек населения составил 12,8 (в 2002 году - 8,6).

Таким образом, за последние 20 лет, начиная с 1985 года, в репродуктивном поведении населения области произошли перемены.

Изменилось распределение родившихся по возрасту матери. Увеличилась доля рождений в возрастных группах 25-29 лет, 30-31 лет, 35-39 лет, а в группе 20-24 года уменьшилась.

Растет уровень внебрачных рождений. В 1991-2003 годах доля внебрачных детей в общем числе родившихся удвоилась: с 11,8 до 23,3 %. Из всех внебрачных детей отцами признается только около 40 %.

Остается высокой доля отказных детей. В 1994 году число отказных детей составило - 48, в 2002 году - 67, или в 1,3 раза больше.

Значительное, число женщин отказывается от рождения детей с помощью аборта.

В 2002 году было сделано 17,0 тыс. абортов, в 2003 году - 15,9 тыс. абортов, в 2004 году - 14,3 тыс. абортов. Число родившихся детей в 2004 году (11062 человека) в 1,2 раза меньше количества абортов.

Ухудшается положение с брачностью населения. За последние 13 лет официально оформленных брачных сою стало меньше на 10 %.

Перепись населения 2002 года показала, что из 295 тысяч супружеских пар 20 тысяч, или 7 % были в нерегистрируемом браке.

Растет число разводов. В 1990 году число разводов составило 4633, а в 2003 году 7420, т. е. увеличилось в 1,6 раза. В результате этого более 5 тысяч несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного из родителей. Треть разводов приходится на молодые супружеские пары, проживших в браке менее 5 лет, четверть - на проживших 5-9 лет.

Большая подверженность молодых людей социальным рискам в обществе требует гарантированной поддержки институте молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, освоения социальных ролей каждым членом семьи. Одновременно проблемы молодой семьи связаны с недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а более половины молодых семей (по их самооценке) живут за чертой бедности, что делает невозможным выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социально значимых функций. В большинстве своем именно молодые семьи имеют малолетних детей, которым необходима особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и специальная система воспитания.

Актуальность принятия Программы в настоящий период обусловлена и тем, что именно молодая семья является главным стратегическим ресурсом в демографическом развитии, который требует принятия решений на опережение негативных событий в семейных отношениях, в асоциальных явлениях в семье, ускорение развития потенциала семьи взамен политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы.

Анализ социологического опроса, проведенного среди представителей молодых семей Липецкой области, показал, что более половины из опрошенных молодых супругов желают иметь двух и более детей. Это свидетельствует о том, что среди молодых людей пока еще сохраняется потребность в рождении второго ребенка и представление о двухдетной семье как идеальной и желательной.

Переход от массовой двухдетной семьи к массовой однодетной означает, что поколение детей будет почти в 2 раза меньше поколения родителей.

Закрепление социальной нормы однодетной семьи в массовом сознании молодежи может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а, следовательно, к сокращению численности населения.

Позитивные изменения в репродуктивном поведении молодой семьи могут стать устойчивой тенденцией только при условии ее постоянной государственной поддержки.

В период с 1998 по 2004 годы органами законодательной и исполнительной власти области совместно с общественными объединениями области заложены основы и созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития комплексной системы государственной поддержки молодой семьи: приняты Законы Липецкой области «О государственной молодежной политике в Липецкой области», «О компенсационных выплатах и льготах в связи с рождением ребенка (детей) и уходом за ним», областные целевые программы «Молодежь Липецкой области (2001-2005 годы)», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Большая семья на 2002-2005 годы».

Настоящая Программа предусматривает комплекс мер, направленных на решение проблем стимулирования активности молодых семей в определении и осуществлении жизненной стратегии, формирования ответственности молодых семей за рождение здоровых детей и осуществление родительских обязанностей, совершенствование системы социальной поддержки молодых семей, воспитывающих нескольких детей, развитие системы социальных служб в целях расширения сферы услуг по подготовке молодёжи к семейной жизни.