РАСПОРЯЖЕНИЕ
11 марта 2003 года N 249-Р
О Концепции по содействию развитию рынка страховых
услуг на территории Липецкой области в 2003-2005
годах и мерах по ее реализации
В целях развития системы страхования в Липецкой области, улучшения инвестиционного климата, защиты имущественных интересов, а также руководствуясь федеральным Законом от 31 декабря 1997 года N 157 "О страховании", Концепцией развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.02 N 1361-р:
1. Одобрить Концепцию по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Липецкой области в 2003-2005 годах (Приложение 1) и План мероприятий по ее реализации (Приложение 2).
2. Определить управление экономики администрации области (Гребенщикова З.Н.) органом администрации области, координирующим вопросы развития страхового рынка области.
3. Управлению организационно-контрольной и кадровой работы (Яцухин Ю.И.) рассмотреть возможность увеличения численности управления экономики в количестве 2 штатных единиц для выполнения функций, связанных с реализацией данной Концепции.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Глуховкину Т.А
Глава администрации области
О.П. Королев
Приложение 1
к распоряжению
администрации области
от 11 марта 2003 года N 249-р
Концепция
по содействию развитию рынка страховых услуг на
территории Липецкой области в 2003-2005 годах
Страховой рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России и потенциально способен стать важнейшей частью ее финансово - инвестиционного климата.
Вместе с тем страхование еще не стало фактором обеспечения устойчивости бизнеса, надежной системой страховой защиты интересов граждан.
В настоящее время в области заложены основы региональной страховой системы. На ее территории осуществляют свою деятельность 8 страховых организаций, а также 7 филиалов страховых компаний из других субъектов Российской Федерации. Наиболее разветвленную сеть среди страховщиков занимают ОАО "Росгосстрах-Липецк", осуществляющий свою деятельность через 20 филиалов, и ОАО СК "Липецк"-12 филиалов. Активно работают на рынке страховых услуг области филиалы иногородних страховых компаний: ЗАО "Промышленно-страховая компания", ОАО "Военно-страховая компания", ОАО "Инкасстрах", ООО "Интеррос-согласие", ООО "Плазма", СК "ПрогрессГарант" и другие. На рынке обязательного медицинского страхования работают четыре региональные страховые компании: ООО "Фирма "Здоровье", ООО СК "АСКО-МЕД", ООО "Новолипецкая страховая компания", ООО СМК "АргоШанс".
Объемы страховых операций неуклонно растут. По итогам работы за 2002 год страховыми компаниями собрано более 1,0 млрд. рублей страховой премии, что в 2,6 раза превышает уровень прошлого года. Объем поступление по добровольному страхованию возрос в 1,7 раз и составил 281 млн. руб., по обязательному страхованию соответственно в 3,2 раза и 858 тыс. руб. Населению и организациям в 2002 году страховщиками выплачено 936 млн. руб., что в 2,4 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 2001 году.
Несмотря на рост поступлений страховой премии, ее размер не соответствует экономическому потенциалу области. Доля страховой премии в валовом региональном продукте области около 2%, что ниже среднероссийского уровня (3%).
В странах с развитым страховым рынком расходы граждан на страхование составляют до 10-15 % от их доходов. В 2002 году доходы населения области возросли до 40 млрд. рублей, то есть его потенциальные страховые возможности оцениваются в сумме от 4,0 до 6,0 млрд. рублей.
Согласно действующему с 2002 года налоговому законодательству предприятия и организации вправе относить на свои расходы страховые платежи по добровольному страхованию основных средств, грузов, строительных рисков и других - без ограничения. По оценке предприятия могут направить на эти цели до 2 млрд. руб.
Кроме того, предприятиям и организациям предоставлено право направлять на долгосрочное страхование жизни работников, пенсионное страхование до 12 % от суммы расходов на оплату труда, а также до 3 % на оплату добровольного медицинского страхования. По расчетам эта сумма может составить до 2,5 млрд. руб.
Таким образом, емкость страхового рынка области оценивается в 8-10 млрд. руб.
Основанием для разработки Концепции служит необходимость формирования государственных приоритетов в развитии страхового рынка области с целью обеспечения потребностей предприятий и организаций области в социально значимых видах страховых услуг, привлечения через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем. Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению.
Региональная система страховой защиты экономических, социальных интересов населения и организаций Липецкой области должна обеспечить:
1) гарантированное возмещение за счет страховых резервов ущерба, причиненного в результате стихийных, природных и социально-экономических явлений, техногенных аварий и катастроф;
2) комплексную защиту имущественных интересов области;
3) предоставление страхователям наибольшего перечня страховых услуг;
4) расширение предпринимательской деятельности и ее защиту от различных видов рисков.
5) защиту населения от недобросовестных страховщиков;
6) расширение использования механизмов страхования в системе ипотечного жилищного кредитования;
7) снижение инвестиционных рисков для участников инвестиционной деятельности, использование механизмов страхования дополнительных инвестиций в экономику и социальную сферу области;
8) повышение инвестиционного рейтинга области;
9) развитие добросовестной конкуренции на страховом рынке области.
Достижение указанных целей будет производиться в пределах компетенции органов государственной власти Липецкой области, определенной Уставом Липецкой области, Концепцией развития страхования в Российской Федерации и федеральными законами по вопросам развития страхового рынка.
Главной задачей является содействие органов государственной власти Липецкой области в обеспечении динамичного развития рынка страховых услуг на территории области.
3.1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости страховых организаций.
В целях своевременного выявления возможных фактов неплатежеспособности страховых организаций, которые могут иметь отрицательное влияние на экономическую и социальную ситуацию в области, необходим систематический анализ состояния страховых услуг, тенденцией его развития, проводимый во взаимодействии с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Взаимодействие администрации Липецкой области, Департамента страхового надзора Министерства Финансов РФ и страховых компаний, действующих на территории Липецкой области, осуществляет Консультативный совет по вопросам развития рынка страховых услуг, образованный в соответствии с распоряжением главы администрации Липецкой области от 03.02.2003г. N 119-р "О Консультативном совете по вопросам развития рынка страховых услуг".
3.2. Развитие конкуренции в страховании.
Основной задачей развития конкуренции в страховании является создание равных условий для здорового соперничества страховых организаций на рынке области. В связи с этим в целях соблюдения требований федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с территориальным антимонопольным органом.
3.3. Содействие расширению рынка страховых услуг.
Реальная оценка уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций ставит задачу расширения спектра страховых услуг, создание страховой защиты для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, защиту наиболее значимых имущественных интересов области.
К числу приоритетных направлений развития страховых услуг необходимо отнести:
1) обеспечение за счет бюджетных средств и внебюджетных источников страхования имущества предприятий и организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, в том числе сдаваемого в аренду, а также имущества предприятий и организаций с долей областной собственности;
2) включение страхования в качестве обязательного условия при проведении тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных инвестиционных проектах и выполнении ими строительно-монтажных работ по заказу области;
3) разработку и внедрение программ страхования жилого фонда области, объектов жилищно-коммунального хозяйства;
4) развитие страховой защиты имущественных интересов субъектов малого бизнеса, а также ответственности при производстве ими работ, услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам;
5) вовлечение страховых компаний в систему негосударственного пенсионного обеспечения населения путем развития коллективного и индивидуального добровольного (обязательного) пенсионного страхования, развития долгосрочного страхования жизни;
6) расширение сферы и объемов добровольного медицинского страхования. Данный вид страхования должен стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим работникам;
7) совершенствование системы обязательного медицинского страхования;
8) совершенствование инвестиционной политики, расширение направлений инвестирования средств страховщиков в экономику области;
9) разработка мер по повышению страховой защиты работников бюджетной сферы, государственных служащих;
10) содействие развитию перестрахования и сострахования в качестве условия страхования крупных рисков.
3.4. Повышение уровня страховой культуры населения субъектов хозяйственной деятельности. Информационная политика администрации области по созданию "репутационной основы" страхования, как экономической отрасли.
В решении задач повышения доверия к страховым организациям важное место занимает государственная политика в средствах массовой информации. Целесообразно включать в редакционные планы дотируемых из областных и муниципальных бюджетов средств массовой информации циклы публикаций и передач о социальной и экономической значимости страхования.
В целях повышения страховой культуры потенциальных потребителей страховых услуг возможна организация курсов повышения квалификации для субъектов предпринимательской деятельности, проведение семинаров, ориентированных на повышение страховой культуры.
3.5. Принципы участия страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией Липецкой области.
Участие страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией области, реализуется на основе проведения открытого конкурса с учетом предварительного анализа финансового состояния страховых компаний.
Приложение 2
к распоряжению
администрации области
от 11 марта 2003 года N 249-р
План мероприятий по реализации Концепции развития
рынка страховых услуг на территории Липецкой области
в 2003-2005 годах
N | Содержание мероприятия | Ответственные | Сроки | |||
1. | Проведение анализа состояния | Управления экономики, финансов, инвестиций и международных связей, департамент потребительского рынка, комитет по развитию малого бизнеса, совместно со страховыми организациями, банками | На период действия, 1 раз в полугодие | |||
2. | Заключение Соглашения о взаимодействии в вопросах регулирования страховой деятельности с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. | Управления экономики, финансов, правовое управление | до 1 апреля 2003г. | |||
3. | Разработка Положения о конкурсах | Управления экономики, финансов, правовое управление совместно с ЛТУ МАП России | до 1 июля 2003г. | |||
4. | Включение страхования в условия | Управления экономики, промышленности, капитального строительства, транспорта, автомобильных дорог, правовое управление совместно со страховыми | На период действия | |||
5. | Разработка мероприятий по страхованию имущества, находящегося в областной собственности, в том числе сдаваемого в аренду. | Комитет по управлению | III квартал 2003г. | |||
6. | Создание "Реестра опасных производственных объектов Липецкой | Главные управления ГО и ЧС по Липецкой области, природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Липецкой области, совместно с управлением Верхне-Донского округа Госгортехнадзора России, Центром Госсанэпиднадзора в Липецкой области | IV квартал 2003г. | |||
7. | Создание нормативно-правовой базы | Главные управления ГО и ЧС по Липецкой области, природных ресурсов и охраны | II квартал 2004г. | |||
8. | Разработка механизма поддержки | Управления экономики, финансов, правовое управление | III квартал 2003г. | |||
9. | Разработка мероприятий по страхованию сельскохозяйственного | Главное управление сельского хозяйства, управления экономики, финансов, совместно со страховыми организациями | I квартал 2004 г. | |||
10. | Обеспечение страхования рисков, | Управления экономики, финансов, совместно с ОАО "Липецкая ипотечная корпорация", страховыми и кредитными организациями | На период действия | |||
11. | Обеспечение страховой защиты имущественных интересов субъектов | Комитет по развитию малого | На период действия | |||
12. | Разработка мер по привлечению | Управления инвестиций и международных связей, экономики, финансов, совместно со страховыми | IV квартал 2003г. | |||
13. | Разработка механизма страховой защиты госслужащих, работников бюджетной сферы. | Управления экономики, финансов, правовое управление | I квартал 2004 г. | |||
14. | Разработка мероприятий по страхованию жилого фонда области, объектов жилищно-коммунального хозяйства. | Управления жилищно-коммунального | 2004-2005 г.г. | |||
15. | Проведение разъяснительной работы по вопросам страхования субъектов малого и среднего бизнеса, хозяйствующих субъектов. | Управление экономики, комитет по развитию малого | На период действия | |||
16. | Разработка мер по содействию развитию обязательного и добровольного медицинского страхования, предусматривающего предоставление полного спектра медицинских услуг. | Управления здравоохранения, | 2004-2005гг. | |||
17. | Разработка мер по привлечению | Управления экономики, финансов, правовое управление совместно с НПФ, | IV квартал 2003г. | |||
18. | Информационное освещение хода | Управления экономики, | На период действия | |||
19. | Обеспечение преемственности государственной политики в области | Управление экономики, правовое управление совместно с ЛТУ МАП России | На период действия |