АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

11 марта 2003 года N 249-Р

О Концепции по содействию развитию рынка страховых
услуг на территории Липецкой области в 2003-2005
годах и мерах по ее реализации


В целях развития системы страхования в Липецкой области, улучшения инвестиционного климата, защиты имущественных интересов, а также руководствуясь федеральным Законом от 31 декабря 1997 года N 157 "О страховании", Концепцией развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.02 N 1361-р:

1. Одобрить Концепцию по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Липецкой области в 2003-2005 годах (Приложение 1) и План мероприятий по ее реализации (Приложение 2).

2. Определить управление экономики администрации области (Гребенщикова З.Н.) органом администрации области, координирующим вопросы развития страхового рынка области.

3. Управлению организационно-контрольной и кадровой работы (Яцухин Ю.И.) рассмотреть возможность увеличения численности управления экономики в количестве 2 штатных единиц для выполнения функций, связанных с реализацией данной Концепции.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Глуховкину Т.А

Глава администрации области
 О.П. Королев



Приложение 1
к распоряжению
администрации области
от 11 марта 2003 года N 249-р


Концепция
по содействию развитию рынка страховых услуг на
территории Липецкой области в 2003-2005 годах

1. Состояние и возможности развития
страхового рынка области

Страховой рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России и потенциально способен стать важнейшей частью ее финансово - инвестиционного климата.

Вместе с тем страхование еще не стало фактором обеспечения устойчивости бизнеса, надежной системой страховой защиты интересов граждан.

В настоящее время в области заложены основы региональной страховой системы. На ее территории осуществляют свою деятельность 8 страховых организаций, а также 7 филиалов страховых компаний из других субъектов Российской Федерации. Наиболее разветвленную сеть среди страховщиков занимают ОАО "Росгосстрах-Липецк", осуществляющий свою деятельность через 20 филиалов, и ОАО СК "Липецк"-12 филиалов. Активно работают на рынке страховых услуг области филиалы иногородних страховых компаний: ЗАО "Промышленно-страховая компания", ОАО "Военно-страховая компания", ОАО "Инкасстрах", ООО "Интеррос-согласие", ООО "Плазма", СК "ПрогрессГарант" и другие. На рынке обязательного медицинского страхования работают четыре региональные страховые компании: ООО "Фирма "Здоровье", ООО СК "АСКО-МЕД", ООО "Новолипецкая страховая компания", ООО СМК "АргоШанс".

Объемы страховых операций неуклонно растут. По итогам работы за 2002 год страховыми компаниями собрано более 1,0 млрд. рублей страховой премии, что в 2,6 раза превышает уровень прошлого года. Объем поступление по добровольному страхованию возрос в 1,7 раз и составил 281 млн. руб., по обязательному страхованию соответственно в 3,2 раза и 858 тыс. руб. Населению и организациям в 2002 году страховщиками выплачено 936 млн. руб., что в 2,4 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 2001 году.

Несмотря на рост поступлений страховой премии, ее размер не соответствует экономическому потенциалу области. Доля страховой премии в валовом региональном продукте области около 2%, что ниже среднероссийского уровня (3%).

В странах с развитым страховым рынком расходы граждан на страхование составляют до 10-15 % от их доходов. В 2002 году доходы населения области возросли до 40 млрд. рублей, то есть его потенциальные страховые возможности оцениваются в сумме от 4,0 до 6,0 млрд. рублей.

Согласно действующему с 2002 года налоговому законодательству предприятия и организации вправе относить на свои расходы страховые платежи по добровольному страхованию основных средств, грузов, строительных рисков и других - без ограничения. По оценке предприятия могут направить на эти цели до 2 млрд. руб.

Кроме того, предприятиям и организациям предоставлено право направлять на долгосрочное страхование жизни работников, пенсионное страхование до 12 % от суммы расходов на оплату труда, а также до 3 % на оплату добровольного медицинского страхования. По расчетам эта сумма может составить до 2,5 млрд. руб.

Таким образом, емкость страхового рынка области оценивается в 8-10 млрд. руб.

Основанием для разработки Концепции служит необходимость формирования государственных приоритетов в развитии страхового рынка области с целью обеспечения потребностей предприятий и организаций области в социально значимых видах страховых услуг, привлечения через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем. Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению.


2. Основные направления развития страхования
в Липецкой области в 2003-2005 годах

Региональная система страховой защиты экономических, социальных интересов населения и организаций Липецкой области должна обеспечить:

1) гарантированное возмещение за счет страховых резервов ущерба, причиненного в результате стихийных, природных и социально-экономических явлений, техногенных аварий и катастроф;

2) комплексную защиту имущественных интересов области;

3) предоставление страхователям наибольшего перечня страховых услуг;

4) расширение предпринимательской деятельности и ее защиту от различных видов рисков.

5) защиту населения от недобросовестных страховщиков;

6) расширение использования механизмов страхования в системе ипотечного жилищного кредитования;

7) снижение инвестиционных рисков для участников инвестиционной деятельности, использование механизмов страхования дополнительных инвестиций в экономику и социальную сферу области;

8) повышение инвестиционного рейтинга области;

9) развитие добросовестной конкуренции на страховом рынке области.

Достижение указанных целей будет производиться в пределах компетенции органов государственной власти Липецкой области, определенной Уставом Липецкой области, Концепцией развития страхования в Российской Федерации и федеральными законами по вопросам развития страхового рынка.


3. Задачи развития рынка страховых услуг на территории
Липецкой области на 2003-2005 годы

Главной задачей является содействие органов государственной власти Липецкой области в обеспечении динамичного развития рынка страховых услуг на территории области.

3.1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости страховых организаций.

В целях своевременного выявления возможных фактов неплатежеспособности страховых организаций, которые могут иметь отрицательное влияние на экономическую и социальную ситуацию в области, необходим систематический анализ состояния страховых услуг, тенденцией его развития, проводимый во взаимодействии с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

Взаимодействие администрации Липецкой области, Департамента страхового надзора Министерства Финансов РФ и страховых компаний, действующих на территории Липецкой области, осуществляет Консультативный совет по вопросам развития рынка страховых услуг, образованный в соответствии с распоряжением главы администрации Липецкой области от 03.02.2003г. N 119-р "О Консультативном совете по вопросам развития рынка страховых услуг".

3.2. Развитие конкуренции в страховании.

Основной задачей развития конкуренции в страховании является создание равных условий для здорового соперничества страховых организаций на рынке области. В связи с этим в целях соблюдения требований федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с территориальным антимонопольным органом.

3.3. Содействие расширению рынка страховых услуг.

Реальная оценка уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций ставит задачу расширения спектра страховых услуг, создание страховой защиты для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, защиту наиболее значимых имущественных интересов области.

К числу приоритетных направлений развития страховых услуг необходимо отнести:

1) обеспечение за счет бюджетных средств и внебюджетных источников страхования имущества предприятий и организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, в том числе сдаваемого в аренду, а также имущества предприятий и организаций с долей областной собственности;

2) включение страхования в качестве обязательного условия при проведении тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных инвестиционных проектах и выполнении ими строительно-монтажных работ по заказу области;

3) разработку и внедрение программ страхования жилого фонда области, объектов жилищно-коммунального хозяйства;

4) развитие страховой защиты имущественных интересов субъектов малого бизнеса, а также ответственности при производстве ими работ, услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам;

5) вовлечение страховых компаний в систему негосударственного пенсионного обеспечения населения путем развития коллективного и индивидуального добровольного (обязательного) пенсионного страхования, развития долгосрочного страхования жизни;

6) расширение сферы и объемов добровольного медицинского страхования. Данный вид страхования должен стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим работникам;

7) совершенствование системы обязательного медицинского страхования;

8) совершенствование инвестиционной политики, расширение направлений инвестирования средств страховщиков в экономику области;

9) разработка мер по повышению страховой защиты работников бюджетной сферы, государственных служащих;

10) содействие развитию перестрахования и сострахования в качестве условия страхования крупных рисков.

3.4. Повышение уровня страховой культуры населения субъектов хозяйственной деятельности. Информационная политика администрации области по созданию "репутационной основы" страхования, как экономической отрасли.

В решении задач повышения доверия к страховым организациям важное место занимает государственная политика в средствах массовой информации. Целесообразно включать в редакционные планы дотируемых из областных и муниципальных бюджетов средств массовой информации циклы публикаций и передач о социальной и экономической значимости страхования.

В целях повышения страховой культуры потенциальных потребителей страховых услуг возможна организация курсов повышения квалификации для субъектов предпринимательской деятельности, проведение семинаров, ориентированных на повышение страховой культуры.

3.5. Принципы участия страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией Липецкой области.

Участие страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией области, реализуется на основе проведения открытого конкурса с учетом предварительного анализа финансового состояния страховых компаний.

Приложение 2
к распоряжению
администрации области
от 11 марта 2003 года N 249-р


План мероприятий по реализации Концепции развития
рынка страховых услуг на территории Липецкой области
в 2003-2005 годах


N
п/п

Содержание мероприятия

Ответственные

Сроки
выполнения

1.

Проведение анализа состояния
страхового рынка области и
возможностей для его развития:
а) общего экономического потенциала и
отраслевой структуры;
б) приоритетов развития региона;
в) уровня развития частного
предпринимательства;
г) наличия финансовых структур
(банков, страховых организаций),
эффективности их деятельности;
д) реализуемых в области отраслевых,
государственных программ,
инвестиционных проектов;
е) развития торговли, экспорта и
импорта продукции;
ж) исполнения бюджета области.

Управления экономики, финансов, инвестиций и международных связей, департамент потребительского рынка, комитет по развитию малого бизнеса, совместно со страховыми организациями, банками

На период действия, 1 раз в полугодие

2.

Заключение Соглашения о взаимодействии в вопросах регулирования страховой деятельности с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

Управления экономики, финансов, правовое управление

до 1 апреля 2003г.

3.

Разработка Положения о конкурсах
среди страховщиков для осуществления
страхования за счет средств бюджета.

Управления экономики, финансов, правовое управление совместно с ЛТУ МАП России

до 1 июля 2003г.

4.

Включение страхования в условия
проводимых тендеров на участие
производственных и коммерческих
структур в областных программах,
инвестиционных проектах.

Управления экономики, промышленности, капитального строительства, транспорта, автомобильных дорог, правовое управление совместно со страховыми
организациями

На период действия

5.

Разработка мероприятий по страхованию имущества, находящегося в областной собственности, в том числе сдаваемого в аренду.

Комитет по управлению
госимуществом области, управления экономики, финансов, совместно со страховыми организациями

III квартал 2003г.

6.

Создание "Реестра опасных производственных объектов Липецкой
области", представляющих наибольшую
опасность для здоровья работников,
населения, окружающей среды.

Главные управления ГО и ЧС по Липецкой области, природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Липецкой области, совместно с управлением Верхне-Донского округа Госгортехнадзора России, Центром Госсанэпиднадзора в Липецкой области

IV квартал 2003г.

7.

Создание нормативно-правовой базы
страхования рисков от промышленных
аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Главные управления ГО и ЧС по Липецкой области, природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР РФ по Липецкой области, управления экономики, финансов, правовое управление совместно со страховыми организациями

II квартал 2004г.

8.

Разработка механизма поддержки
региональных страховых организаций в
соответствии с действующим
законодательством.

Управления экономики, финансов, правовое управление

III квартал 2003г.

9.

Разработка мероприятий по страхованию сельскохозяйственного
производства. Организация страхования
лизинговых операций, в том числе страхование залогов под банковские
кредиты, имущества, получаемого в лизинг.

Главное управление сельского хозяйства, управления экономики, финансов, совместно со страховыми организациями

I квартал 2004 г.

10.

Обеспечение страхования рисков,
связанных с ипотечным кредитованием
жилищного строительства.

Управления экономики, финансов, совместно с ОАО "Липецкая ипотечная корпорация", страховыми и кредитными организациями

На период действия

11.

Обеспечение страховой защиты имущественных интересов субъектов
малого бизнеса.

Комитет по развитию малого
бизнеса, управления экономики, финансов, совместно со страховыми
организациями

На период действия

12.

Разработка мер по привлечению
ресурсов страховых организаций к
реализации долгосрочных инвестиционных программ.

Управления инвестиций и международных связей, экономики, финансов, совместно со страховыми
организациями

IV квартал 2003г.

13.

Разработка механизма страховой защиты госслужащих, работников бюджетной сферы.

Управления экономики, финансов, правовое управление

I квартал 2004 г.

14.

Разработка мероприятий по страхованию жилого фонда области, объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Управления жилищно-коммунального
хозяйства, экономики, финансов, совместно со
страховыми организациями

2004-2005 г.г.

15.

Проведение разъяснительной работы по вопросам страхования субъектов малого и среднего бизнеса, хозяйствующих субъектов.

Управление экономики, комитет по развитию малого
бизнеса, совместно с объединениями работодателей, страховыми
организациями

На период действия

16.

Разработка мер по содействию развитию обязательного и добровольного медицинского страхования, предусматривающего предоставление полного спектра медицинских услуг.

Управления здравоохранения,
экономики, совместно со страховыми организациями

2004-2005гг.

17.

Разработка мер по привлечению
страховых организаций для страховой
защиты от рисков системы негосударственного пенсионного
обеспечения.

Управления экономики, финансов, правовое управление совместно с НПФ,
страховыми организациями

IV квартал 2003г.

18.

Информационное освещение хода
реализации Концепции развития рынка
страховых услуг

Управления экономики,
здравоохранения, ЖКХ, по делам печати, ТВ и СМК, Главные управления ГО и ЧС по Липецкой области, сельского хозяйства, природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР РФ по Липецкой области, комитет по
развитию малого бизнеса

На период действия

19.

Обеспечение преемственности государственной политики в области
страхования.

Управление экономики, правовое управление совместно с ЛТУ МАП России

На период действия

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»