от 4 декабря 1997 года N 80-ОЗ
О пожарной безопасности в Липецкой области
(с изменениями на 25 ноября 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 2 апреля 2005 года на основании
Закона Липецкой области от 29 марта 2005 года N 186-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ (Липецкая газета, 20.06.2001, N 117);
Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 23-ОЗ (Липецкая газета, 30.11.2002).
____________________________________________________________________
Принят
областным Собранием депутатов
27 ноября 1997 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Липецкой области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Липецкой области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.)
Абзац исключен с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Липецкой области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений
(территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или) угроза безопасному пребыванию людей;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Липецкой области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2002 года Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 23-ОЗ.)
Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный Закон "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.)
Система обеспечения пожарной безопасности в области - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и контроль за пожарной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
установление особого противопожарного режима;
учет пожаров и их последствий.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на основании лицензий, выдаваемых областным органом управления Государственной противопожарной службы.
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
организация предупреждения пожаров;
тушение пожаров.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба области является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы (абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2002 года Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 23-ОЗ.)
Государственная противопожарная служба:
организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области;
организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов, предприятий и организаций от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления;
координирует деятельность других видов пожарной охраны;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.
Иные задачи на Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.)
Абзац исключен с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.
абзац исключен с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.
абзац исключен с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.
Территориальный орган управления Государственной противопожарной службы области является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы (абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2002 года Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 23-ОЗ.)
Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях.
Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утвержден Правительством Российской Федерации.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.)
Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет местных бюджетов дополнительных подразделений по охране городов и районов области, численность которых определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 человек населения города, района (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2001 года Законом Липецкой области от 14 июня 2001 года N 147-ОЗ.)