Статус документа
Статус документа

СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы

12. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ

12.1*. Проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и нестабильного конденсата (в дальнейшем - СУГ), следует выполнять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистральным газопроводам, а также настоящего раздела, за исключением требований, приведенных в пп.2.1, 2.4, 2.5, 3.16, 3.17, 4.15-4.17.

При проектировании указанных трубопроводов следует также руководствоваться ведомственными нормами технологического проектирования трубопроводов СУГ и другими ведомственными документами, утвержденными в установленном порядке.

12.2*. Трубопроводы для транспортирования СУГ (в дальнейшем - трубопроводы) должны быть I категории независимо от их диаметра и вида прокладки, за исключением участков, которые должны предусматриваться категорией В:

переходы через железные дороги общей сети, автомобильные дороги общего пользования I и II категорий и водные судоходные преграды с примыкающими к этим переходам по обеим сторонам участками длиной не менее значений, приведенных в табл.20*;

трубопроводы в пределах территории НПС, в том числе внутри зданий;

трубопроводы на участках, оговоренных в п.12.6*;

трубопроводы на участках, где в соответствии с нормами допускается сокращать нормативные расстояния.     

     Таблица 20*

Объекты, здания и сооружения

Минимальное расстояние, м, до оси трубопроводов условным диаметром, мм

  

до 150 включ.

св. 150 до 300 включ.

св. 300 до
400 включ.

1

2

3

4

1. Города и поселения городского типа

2000

3000

5000

2. Сельские поселения, коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки, отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, тепличные комбинаты и

 хозяйства, птицефабрики, молокозаводы, карьеры разработки полезных ископаемых, индивидуальные гаражи и открытые стоянки (более 20 автомобилей), отдельно стоящие здания с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, вокзалы и т.д.), жилые 2-этажные здания и выше

1000

2000

  

3000

железнодорожные станции, аэропорты, морские и речные порты и пристани, гидроэлектростанции, гидротехнические сооружения морского и речного транспорта I-IV классов

1000

2000

  

3000

  

железные дороги общей сети и автомобильные дороги общего пользования I категории

1000

  

2000

  

3000

  

мосты железных дорог общей сети, автомобильных дорог общего пользования I и II категорий

1000

  

2000

  

3000

  

склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов с объемом хранения более 1000 м

1000

  

2000

  

3000

  

автозаправочные станции, наливные станции и железнодорожные эстакады

1000

  

2000

  

3000

  

мачты (башни) и сооружения многоканальной радиорелейной линии связи Министерства связи РФ и других ведомств

1000

  

2000

  

3000

  

телевизионные башни, территории НС, КС и НПС магистральных трубопроводов

1000

  

2000

  

3000

  

открытые распределительные устройства напряжением 35, 110, 220 кВ электроподстанций других потребителей

1000

  

2000

  

3000

  

3. Отдельно стоящие жилые дома до двух этажей, кладбища (действующие), сельскохозяйственные фермы, полевые станы

300

500

800

 

  

реки с шириной зеркала в межень 25 м и более, судоходные реки, каналы, озера и другие водоемы, имеющие питьевое и рыбохозяйственное значение

300

  

500

  

800

  

очистные сооружения, водопроводные и канализационные насосные станции с постоянным присутствием обслуживающего персонала

300

  

500

  

800

  

автомобильные дороги общего пользования II, III категорий

300

  

500

  

800

  

мосты железных дорог промышленных предприятий, автомобильных дорог общего пользования III категории и автомобильных дорог IV, V категорий с пролетом свыше 20 м

300

  

500

  

800

  

4. Железные дороги промышленных предприятий, автомобильные дороги общего пользования IV, V категорий

150

200

 

300

  

территории промежуточных НС данного трубопровода

150

  

200

  

300

  

отдельно стоящие нежилые и подсобные строения, пункты обогрева ремонтных бригад, вертодромы и посадочные площадки без базирования на них вертолетов, мачты (башни) и сооружения технологической связи трубопроводов (кроме мачт, указанных в п.8 настоящей таблицы), гаражи и открытые стоянки (не менее 20 автомобилей)

150

  

200

  

300

  

5. Устья нефтяных, газовых и артезианских скважин, находящихся в процессе бурения и эксплуатации

75

100

150

  

6. Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых с применением при добыче взрывных работ, склады сжиженных газов

По согласованию с органами Государственного надзора и заинтересованными организациями

7. Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод, в том числе в стесненных условиях трассы, опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом

В соответствии с требованиями ПУЭ Минтопэнерго РФ и разд.5 настоящих норм

8. Мачты малоканальной необслуживаемой радиосвязи трубопроводов

15

    

       15

 

15

  

9. Вдольтрассовый проезд

15

15

15

Примечания: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в поз.1,2 расстояний при условии выполнения следующих технических решений:


прокладки трубопровода по типу "труба к трубе" - не более чем на 50%;

уменьшения нормативного расстояния между запорной арматурой в два раза (до 5 км) - не более чем на 20%; 4 раза - не более чем на 30%;

содержания в перекачиваемых СУГ менее 10% пропановых и других низкотемпературных фракций - не более чем на 50%.

Во всех перечисленных случаях должны быть предусмотрены средства автоматизированного отключения этих участков трубопроводов при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года их диагностирование неразрушающими методами контроля.

Коэффициент надежности по назначению этих участков трубопроводов допускается принимать равным 1,1, а коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления - 1,15.

2. На болотах III типа допускается сокращение расстояний до 5 м по п.9 с учетом совместной прокладки в одной насыпи труб и кабеля связи.

3. Минимальные расстояния от оси трубопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке должны приниматься с коэффициентами: 1 - для поз.1, 2 и 5; 1,5 - для поз.4.

При надземной прокладке сокращение минимальных расстояний допускается принимать таким же, как и для подземной (п.1).

4. Трубопроводы СУГ должны располагаться за пределами границ поверхностей взлета и заходов на посадку к аэродромам.

5. Примечания 1-3 табл.4 распространяются на данную таблицу.

6. При расположении участков трубопроводов на местности, рельеф которой за счет уклона к трубопроводу, наличия естественных препятствий исключает возможность распространения СУГ и взрывной волны в сторону указанных в таблице объектов, расстояние от оси трубопровода до них может быть сокращено не более чем до 50%.

7. При соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается увеличение диаметра трубопроводов более 400 мм при условии прокладки в малонаселенной местности или при протяженности их до 100 км. При этом расстояния до объектов и сооружений должны быть обоснованы расчетом и не менее приведенных в табл.20*.

8. При проектировании пересечений новых или реконструируемых автомобильных дорог общего пользования с действующими трубопроводами необходимо предусматривать обустройство пересекаемых трубопроводов в соответствии с требованиями п.12.2*.


12.3*. Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от диаметра трубопровода, степени ответственности объекта и его протяженности, рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых СУГ, в том числе температуры кипения, с целью обеспечения безопасности этих объектов, но не менее значений, указанных в табл.20*.

    

     12.4*. Глубину заложения трубопровода до верха трубы следует принимать не менее 1,5 м.

12.5. В случае одновременного строительства нескольких трубопроводов диаметром до 150 мм включ. допускается их укладка в одной траншее на расстоянии не менее 0,5 м друг от друга. При этом расстояние между объектом и ближайшим к нему трубопроводом устанавливается как для трубопровода диаметром 150 мм.    

12.6*. Участки трубопроводов, прокладываемые на местности, расположенной на одинаковых отметках или выше населенных пунктов, зданий и сооружений, указанных в поз.1-4 табл.20*, относятся к  категории В в пределах проекции объекта на трубопровод и примыкающих к проекции с обеих сторон участков длиною, равной соответствующим минимальным расстояниям, указанным в табл.20*.  


Вдоль этих участков должны предусматриваться канавы для отвода СУГ в безопасное место в случае разлива, если отсутствуют естественные преграды.

12.7. Запорную арматуру, предусматриваемую к установке на трубопроводах согласно п.4.12, следует размещать непосредственно у границ участка I категории.     

12.8*. В качестве линейной запорной арматуры необходимо предусматривать арматуру бессальниковой конструкции, предназначенную для бесколодезной установки.    

12.9. Запорная арматура должна быть стальной и предназначаться для соединения с трубопроводами при помощи сварки.

Применение фланцевой арматуры допускается только для подключения трубопроводов к оборудованию, а также к устройствам, используемым при производстве ремонтных работ.

Затворы запорной арматуры должны отвечать первому классу герметичности по ГОСТ 9544-93*.

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9544-2005., здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

    12.10. Расстояние между линейной запорной арматурой, устанавливаемой на трубопроводе, должно быть не более 10 км.     

12.11*. Линейная запорная арматура, а также запорная арматура, устанавливаемая у границ участков категории В, должна иметь дистанционное управление согласно нормам технологического проектирования.