12.1*. Проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и нестабильного конденсата (в дальнейшем - СУГ), следует выполнять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистральным газопроводам, а также настоящего раздела, за исключением требований, приведенных в пп.2.1, 2.4, 2.5, 3.16, 3.17, 4.15-4.17.
При проектировании указанных трубопроводов следует также руководствоваться ведомственными нормами технологического проектирования трубопроводов СУГ и другими ведомственными документами, утвержденными в установленном порядке.
12.2*. Трубопроводы для транспортирования СУГ (в дальнейшем - трубопроводы) должны быть I категории независимо от их диаметра и вида прокладки, за исключением участков, которые должны предусматриваться категорией В:
переходы через железные дороги общей сети, автомобильные дороги общего пользования I и II категорий и водные судоходные преграды с примыкающими к этим переходам по обеим сторонам участками длиной не менее значений, приведенных в табл.20*;
трубопроводы в пределах территории НПС, в том числе внутри зданий;
трубопроводы на участках, оговоренных в п.12.6*;
трубопроводы на участках, где в соответствии с нормами допускается сокращать нормативные расстояния.
Таблица 20*
Объекты, здания и сооружения | Минимальное расстояние, м, до оси трубопроводов условным диаметром, мм | |||||
| до 150 включ. | св. 150 до 300 включ. | св. 300 до | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. Города и поселения городского типа | 2000 | 3000 | 5000 | |||
2. Сельские поселения, коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки, отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, тепличные комбинаты и хозяйства, птицефабрики, молокозаводы, карьеры разработки полезных ископаемых, индивидуальные гаражи и открытые стоянки (более 20 автомобилей), отдельно стоящие здания с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, вокзалы и т.д.), жилые 2-этажные здания и выше | 1000 | 2000
| 3000 | |||
железнодорожные станции, аэропорты, морские и речные порты и пристани, гидроэлектростанции, гидротехнические сооружения морского и речного транспорта I-IV классов | 1000 | 2000
| 3000
| |||
железные дороги общей сети и автомобильные дороги общего пользования I категории | 1000
| 2000
| 3000
| |||
мосты железных дорог общей сети, автомобильных дорог общего пользования I и II категорий | 1000
| 2000
| 3000
| |||
склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов с объемом хранения более 1000 м | 1000
| 2000
| 3000
| |||
автозаправочные станции, наливные станции и железнодорожные эстакады | 1000
| 2000
| 3000
| |||
мачты (башни) и сооружения многоканальной радиорелейной линии связи Министерства связи РФ и других ведомств | 1000
| 2000
| 3000
| |||
телевизионные башни, территории НС, КС и НПС магистральных трубопроводов | 1000
| 2000
| 3000
| |||
открытые распределительные устройства напряжением 35, 110, 220 кВ электроподстанций других потребителей | 1000
| 2000
| 3000
| |||
3. Отдельно стоящие жилые дома до двух этажей, кладбища (действующие), сельскохозяйственные фермы, полевые станы | 300 | 500 | 800
| |||
реки с шириной зеркала в межень 25 м и более, судоходные реки, каналы, озера и другие водоемы, имеющие питьевое и рыбохозяйственное значение | 300
| 500
| 800
| |||
очистные сооружения, водопроводные и канализационные насосные станции с постоянным присутствием обслуживающего персонала | 300
| 500
| 800
| |||
автомобильные дороги общего пользования II, III категорий | 300
| 500
| 800
| |||
мосты железных дорог промышленных предприятий, автомобильных дорог общего пользования III категории и автомобильных дорог IV, V категорий с пролетом свыше 20 м | 300
| 500
| 800
| |||
4. Железные дороги промышленных предприятий, автомобильные дороги общего пользования IV, V категорий | 150 | 200
| 300
| |||
территории промежуточных НС данного трубопровода | 150
| 200
| 300
| |||
отдельно стоящие нежилые и подсобные строения, пункты обогрева ремонтных бригад, вертодромы и посадочные площадки без базирования на них вертолетов, мачты (башни) и сооружения технологической связи трубопроводов (кроме мачт, указанных в п.8 настоящей таблицы), гаражи и открытые стоянки (не менее 20 автомобилей) | 150
| 200
| 300
| |||
5. Устья нефтяных, газовых и артезианских скважин, находящихся в процессе бурения и эксплуатации | 75 | 100 | 150
| |||
6. Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых с применением при добыче взрывных работ, склады сжиженных газов | По согласованию с органами Государственного надзора и заинтересованными организациями | |||||
7. Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод, в том числе в стесненных условиях трассы, опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом | В соответствии с требованиями ПУЭ Минтопэнерго РФ и разд.5 настоящих норм | |||||
8. Мачты малоканальной необслуживаемой радиосвязи трубопроводов | 15
| 15
| 15
| |||
9. Вдольтрассовый проезд | 15 | 15 | 15 | |||
Примечания: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в поз.1,2 расстояний при условии выполнения следующих технических решений: прокладки трубопровода по типу "труба к трубе" - не более чем на 50%; уменьшения нормативного расстояния между запорной арматурой в два раза (до 5 км) - не более чем на 20%; 4 раза - не более чем на 30%; содержания в перекачиваемых СУГ менее 10% пропановых и других низкотемпературных фракций - не более чем на 50%. Во всех перечисленных случаях должны быть предусмотрены средства автоматизированного отключения этих участков трубопроводов при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года их диагностирование неразрушающими методами контроля. Коэффициент надежности по назначению этих участков трубопроводов допускается принимать равным 1,1, а коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления - 1,15. 2. На болотах III типа допускается сокращение расстояний до 5 м по п.9 с учетом совместной прокладки в одной насыпи труб и кабеля связи. 3. Минимальные расстояния от оси трубопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке должны приниматься с коэффициентами: 1 - для поз.1, 2 и 5; 1,5 - для поз.4. При надземной прокладке сокращение минимальных расстояний допускается принимать таким же, как и для подземной (п.1). 4. Трубопроводы СУГ должны располагаться за пределами границ поверхностей взлета и заходов на посадку к аэродромам. 5. Примечания 1-3 табл.4 распространяются на данную таблицу. 6. При расположении участков трубопроводов на местности, рельеф которой за счет уклона к трубопроводу, наличия естественных препятствий исключает возможность распространения СУГ и взрывной волны в сторону указанных в таблице объектов, расстояние от оси трубопровода до них может быть сокращено не более чем до 50%. 7. При соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается увеличение диаметра трубопроводов более 400 мм при условии прокладки в малонаселенной местности или при протяженности их до 100 км. При этом расстояния до объектов и сооружений должны быть обоснованы расчетом и не менее приведенных в табл.20*. 8. При проектировании пересечений новых или реконструируемых автомобильных дорог общего пользования с действующими трубопроводами необходимо предусматривать обустройство пересекаемых трубопроводов в соответствии с требованиями п.12.2*. |
12.3*. Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от диаметра трубопровода, степени ответственности объекта и его протяженности, рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых СУГ, в том числе температуры кипения, с целью обеспечения безопасности этих объектов, но не менее значений, указанных в табл.20*.
12.4*. Глубину заложения трубопровода до верха трубы следует принимать не менее 1,5 м.
12.5. В случае одновременного строительства нескольких трубопроводов диаметром до 150 мм включ. допускается их укладка в одной траншее на расстоянии не менее 0,5 м друг от друга. При этом расстояние между объектом и ближайшим к нему трубопроводом устанавливается как для трубопровода диаметром 150 мм.
12.6*. Участки трубопроводов, прокладываемые на местности, расположенной на одинаковых отметках или выше населенных пунктов, зданий и сооружений, указанных в поз.1-4 табл.20*, относятся к категории В в пределах проекции объекта на трубопровод и примыкающих к проекции с обеих сторон участков длиною, равной соответствующим минимальным расстояниям, указанным в табл.20*.
Вдоль этих участков должны предусматриваться канавы для отвода СУГ в безопасное место в случае разлива, если отсутствуют естественные преграды.
12.7. Запорную арматуру, предусматриваемую к установке на трубопроводах согласно п.4.12, следует размещать непосредственно у границ участка I категории.
12.8*. В качестве линейной запорной арматуры необходимо предусматривать арматуру бессальниковой конструкции, предназначенную для бесколодезной установки.
12.9. Запорная арматура должна быть стальной и предназначаться для соединения с трубопроводами при помощи сварки.
Применение фланцевой арматуры допускается только для подключения трубопроводов к оборудованию, а также к устройствам, используемым при производстве ремонтных работ.
Затворы запорной арматуры должны отвечать первому классу герметичности по ГОСТ 9544-93*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9544-2005., здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
12.10. Расстояние между линейной запорной арматурой, устанавливаемой на трубопроводе, должно быть не более 10 км.
12.11*. Линейная запорная арматура, а также запорная арматура, устанавливаемая у границ участков категории В, должна иметь дистанционное управление согласно нормам технологического проектирования.