ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области
(с изменениями на 16 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 6 июня 2016 года N 40-оз (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 06.06.2016);
Законом Ленинградской области от 28 ноября 2016 года N 88-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2016, N 4700201611280004);
Законом Ленинградской области от 14 мая 2018 года N 36-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.05.2018, N 4700201805180002);
Законом Ленинградской области от 16 октября 2023 года N 100-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 16.10.2023).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
25 марта 2015 года)
1. Настоящий областной закон принят в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) и направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области в форме осуществления ими деятельности в составе народных дружин.
2. Участие граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области в иных формах осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом.
1. Для целей настоящего областного закона используются следующие основные понятия:
1) координирующие органы (штабы) народных дружин (далее также - штабы) - органы управления народными дружинами, создаваемые Правительством Ленинградской области, а также органами местного самоуправления Ленинградской области, в целях координации деятельности народных дружин, обеспечения взаимодействия с органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления Ленинградской области, органами внутренних дел (полиции) и иными правоохранительными органами по вопросам осуществления охраны общественного порядка, изучения оперативной обстановки, оценки эффективности деятельности народных дружин;
2) ДНД - условное сокращение понятия "добровольная народная дружина", которое может использоваться в качестве отличительной символики на форменной одежде и нарукавной повязке народного дружинника.
2. Иные понятия, используемые в настоящем областном законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом.
Законодательное собрание Ленинградской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляет следующие полномочия:
1) принимает областные законы в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка;
2) устанавливает образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды, нарукавной повязки и отличительной символики народного дружинника;
3) устанавливает порядок предоставления органами государственной власти Ленинградской области народным дружинникам льгот и компенсаций;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка.
Правительство Ленинградской области в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка осуществляет следующие полномочия:
1) оказывает поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, установленную законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области;
2) принимает правовые акты в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка;
3) создает координирующий орган (штаб) народных дружин Ленинградской области, утверждает положение о его деятельности;
4) предоставляет координирующему органу (штабу) народных дружин Ленинградской области помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления его деятельности;
5) в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещает на официальных сайтах органов исполнительной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;
6) осуществляет моральное и материальное стимулирование деятельности народных дружин и народных дружинников за активное содействие в охране общественного порядка по результатам проведения ежегодных конкурсов на звание "Лучшая народная дружина Ленинградской области" и "Лучший народный дружинник Ленинградской области", определяет порядок проведения указанных конкурсов;
6_1) осуществляет личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 28 ноября 2016 года N 88-оз; в редакции, введенной в действие с 29 мая 2018 года Законом Ленинградской области от 14 мая 2018 года N 36-оз. - См. предыдущую редакцию)
7) осуществляет иные полномочия в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области.
1. В целях оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создания условий для деятельности народных дружин органы местного самоуправления Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим областным законом, другими областными законами и муниципальными нормативными правовыми актами вправе:
1) создавать координирующие органы (штабы) народных дружин муниципальных образований, утверждать положения об их деятельности;
2) выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин;
3) предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности;
4) осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, в том числе предоставлять народным дружинникам во время исполнения ими своих обязанностей проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования;
5) осуществлять моральное стимулирование деятельности народных дружин и народных дружинников за активное содействие в осуществлении охраны общественного порядка;
6) устанавливать для народных дружинников дополнительные льготы (в том числе налоговые льготы по местным налогам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами) и компенсации.
2. Органы местного самоуправления Ленинградской области осуществляют иные полномочия в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные федеральным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 28 ноября 2016 года N 88-оз. - См. предыдущую редакцию)
1. Описание и образец удостоверения народного дружинника устанавливаются приложением 1 к настоящему областному закону.
2. Порядок выдачи удостоверений народных дружинников устанавливается приложением 2 к настоящему областному закону.
1. Описание и образец форменной одежды и нарукавной повязки народного дружинника устанавливаются приложением 3 к настоящему областному закону.
2. Форменная одежда и нарукавная повязка народного дружинника могут использоваться народными дружинниками при их участии в охране общественного порядка как два одновременно носимых элемента, так и по отдельности.
3. В качестве отличительной символики народного дружинника используются надписи желтого (золотистого) цвета, размещаемые в виде:
1) нашивки на спине форменной одежды: "НАРОДНЫЙ ДРУЖИННИК";
2) нашивки на груди форменной одежды и на нарукавной повязке: "ДНД".
Изготовление бланков удостоверений, форменной одежды, нарукавных повязок и отличительной символики народных дружинников осуществляется за счет:
1) собственных средств народной дружины;
2) добровольных пожертвований;
3) за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка на территории Ленинградской области должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также использовать форменную одежду или (и) нарукавную повязку и отличительную символику народного дружинника, образцы которых установлены приложениями 1 и 3 к настоящему областному закону.
2. Запрещается использование удостоверения, форменной одежды или (и) нарукавной повязки с отличительной символикой народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
3. При прекращении членства в народной дружине удостоверение, форменная одежда или (и) нарукавная повязка с отличительной символикой народного дружинника подлежат сдаче командиру народной дружины.
1. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин Правительством Ленинградской области и органами местного самоуправления создаются координирующие органы (штабы) народных дружин.
2. Правительство Ленинградской области создает Штаб народных дружин Ленинградской области и утверждает положение о нем, предусматривающее полномочия, структуру и состав Штаба народных дружин Ленинградской области.
3. Органы местного самоуправления создают штабы народных дружин муниципальных образований и утверждают положения о них, предусматривающие полномочия, структуру и состав штабов народных дружин муниципальных образований.
4. Положения о штабах народных дружин муниципальных образований принимаются с учетом типового положения о штабе народных дружин муниципального образования, утвержденного Правительством Ленинградской области.
1. Основными задачами Штаба народных дружин Ленинградской области являются:
1) координация деятельности народных дружин по вопросам содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в Ленинградской области;
2) обобщение и анализ информации о деятельности народных дружин в Ленинградской области;
3) разработка рекомендаций для народных дружин по вопросам содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в Ленинградской области;
2. Основными задачами штабов народных дружин муниципальных образований являются:
1) координация деятельности народных дружин с органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами по вопросам содействия им в обеспечении охраны общественного порядка;
2) внесение предложений органам местного самоуправления:
об установлении границ территорий, на которых могут быть созданы народные дружины;
о согласовании кандидатур командиров народных дружин, избранных на общих собраниях народных дружин;
о согласовании планов работы народных дружин, мест и времени проведения мероприятий по охране общественного порядка, количеству привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников;
3) участие в выработке совместных решений и соглашений о порядке взаимодействия народных дружин с органами местного самоуправления Ленинградской области, органами внутренних дел (полиции) и иными правоохранительными органами в охране общественного порядка;
4) оформление, выдача и замена удостоверений народного дружинника.
3. Иные полномочия координирующих органов (штабов) народных дружин устанавливаются положениями о них.
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 28 ноября 2016 года N 88-оз. - См. предыдущую редакцию)
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности народных дружин в Ленинградской области осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.