Действующий

О долгосрочной целевой программе "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы"

1.2. Состояние потребительского рынка в Ленинградской области.
Основные нарушения прав потребителей и их причины


На состояние здоровья граждан и положение потребителей в целом в первую очередь влияют качество и безопасность пищевых продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы, открытых водоемов, своевременная очистка территорий.

Безопасность продуктов питания во многом зависит от санитарно-технического состояния объектов, наличия современного технологического оборудования, строгого соблюдения регламентов технологических процессов производства, минимального использования ручного труда на предприятиях пищевой промышленности, соблюдения принципа товарного соседства, правил транспортировки и сроков реализации продукции, профессиональной подготовленности персонала пищевых объектов, соблюдения ими правил личной гигиены.

В целях обеспечения прав потребителей на качество и безопасность продуктов питания Правительством Ленинградской области приняты меры, реализация которых обеспечивает комплексное решение задач в этой сфере деятельности. Постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 февраля 2007 года N 76-пг образована Ленинградская областная (региональная) комиссия по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Принято постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 25 ноября 2006 года N 6 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов". Подписаны и реализуются соглашения о взаимодействии с общественными объединениями по защите прав потребителей.

Результаты лабораторных исследований, проведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" за последние годы, показывают, что наметилась тенденция к сокращению количества продуктов, не отвечающих нормативным требованиям по микробиологическим показателям, с 7,9 процента в 2003 году до 6,1 процента в 2006 году и 6,3 процента в 2007 году. Продолжают оставаться наиболее загрязненными рыба и рыбная продукция - 13,6 процента, молоко и молочная продукция - 8,6 процента. По санитарно-химическим показателям 2,6 процента лабораторно исследованных проб не соответствуют нормам.

В 2006 году исследовано 1877 образцов спирта и алкогольных напитков, признаны опасными для здоровья населения 2,7 процента проб винно-водочных изделий. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области снято с реализации 27965 литров алкогольной продукции. В 2007 году исследовано 480 проб винно-водочных изделий, снято с реализации 856 литров алкогольной продукции.

Социально-экономическое развитие Ленинградской области определяет доступность и качество питания населения. В рамках реализации государственной политики в области здорового питания осуществляется выпуск продукции, обогащенной микронутриентами и витаминами (хлебобулочные, молочно-кислые и другие продукты), используются биологически активные добавки (БАД). Несмотря на широкую рекламную компанию потребители нередко отмечают отсутствие ожидаемого эффекта от использования БАД, возникновение вредных последствий. Система контроля за производством и оборотом БАД включает оценку качества и подлинности, условий хранения и реализации, соответствия этикетки на продукции требованиям действующего законодательства, проведение лабораторных исследований на соответствие санитарно-химическим и микробиологическим показателям.

Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области и его территориальными отделами в 2007 году усилен контроль за соблюдением санитарного законодательства, за производством и оборотом БАД, проведено 359 контрольно-надзорных мероприятий.

В ходе проведения мероприятий выявлены следующие нарушения требований законодательства:

информация на этикетке не отвечала Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55;

реализация продукции осуществлялась без документов, подтверждающих качество и безопасность;

условия хранения БАД не соответствовали требованиям.

В 2007 году проверено 482 БАД к пище, в том числе с проведением 125 лабораторных исследований на соответствие требованиям нормативных документов, из них 9 - на санитарно-химические показатели и 116 - на соответствие санитарно-микробиологическим показателям и гигиеническим требованиям. Удельный вес проб БАД к пище, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 8,6 процента (в 2005 году - 15,7 процента, в 2006 году - 6,8 процента).

За нарушения требований санитарных норм и правил в области оборота БАД к пище принято 20 постановлений об административных правонарушениях.

По результатам проведенных Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области контрольно-надзорных мероприятий забраковано 18 партий БАД к пище (ввиду отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, и несоответствия требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 по микробиологическим показателям МАФАнМ и плесени).

В настоящее время увеличилось поступление на рынок генетически модифицированного продовольственного сырья и пищевых продуктов с использованием компонентов генетически модифицированных источников (ГМИ). В 2006 году лабораторно исследовано 207 образцов продукции на содержание генетически модифицированных компонентов. Положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 9,7 процента исследованных проб, в импортной продукции - 14,6 процента (в 3,5 раза выше, чем в среднем по России). Наиболее часто положительные результаты на наличие ГМИ отмечались при исследовании образцов мясных продуктов - 25 процентов, продукции птицеводства - 15 процентов, при этом наличие ГМИ в сопроводительной документации на продукцию не было указано. В 2007 году исследовано 242 образца на содержание в продукции генетически модифицированных компонентов, положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 2 процента, в импортной продукции - 5 процентов исследованных проб.

При выполнении контрольных мероприятий выявлены типичные нарушения: отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, отсутствие на этикетках информации о государственной регистрации, составляющих компонентах, противопоказаниях при использовании, а также нарушения условий и сроков хранения продукции. В целях повышения эффективности контроля за качеством и безопасностью продуктов питания необходимы оснащение лабораторий филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", ветеринарной службы Ленинградской области соответствующим оборудованием, укомплектование квалифицированными кадрами, организация четкой системы производственного контроля, расширение выпуска продукции с высокой пищевой и биологической ценностью.

В ходе осуществления Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области государственного контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований к качеству и безопасности продовольственных товаров в 2007 году сняты с реализации консервы плодоовощные ягодные - 650 банок (49 процентов проинспектированного товара), мясо и птица - 4,7 тонны (38 процентов проинспектированного товара), колбасные изделия - 2,3 тонны (30 процентов проинспектированного товара), молочные консервы - 134 банки (27 процентов проинспектированного товара), цельномолочная продукция - 1,4 тонны (25,1 процента проинспектированного товара), яйцо птицы - 10 тысяч штук (24 процента проинспектированного товара), пряности, приправы - 680 килограммов (24 процента проинспектированного товара), хлеб и хлебобулочные изделия - 231 килограмм (5 процентов проинспектированного товара).

Результаты проверок хозяйствующих субъектов, реализующих непродовольственные товары, показывают, что максимальный процент снятия товаров с реализации приходится на пользующиеся повышенным спросом у потребителей группы товаров: швейные изделия - 947 единиц (39 процентов проинспектированного товара), трикотажные, чулочно-носочные изделия - 777 единиц (38 процентов проинспектированного товара), электроосветительная арматура и электрические лампы - 70 единиц (15 процентов проинспектированного товара), синтетические моющие средства - 352 килограмма (14 процентов проинспектированного товара), парфюмерно-косметические изделия - 716 единиц (один процент проинспектированного товара).

Причинами снятия с реализации товаров в большинстве случаев являются отсутствие информации на русском языке, информации об изготовителе, стандартах (технических регламентах), предоставление неполной информации о потребительских свойствах товара, отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность товара, а также сопроводительных документов.

На потребительском рынке Ленинградской области проводятся контрольные мероприятия по пресечению распространения поддельной (контрафактной) аудиовизуальной продукции.

Так в 2006-2007 годах Управлением Роспотребназора по Ленинградской области и его территориальными отделами проверено 255 предприятий, реализующих аудиовизуальную продукцию. В ходе проверок установлены нарушения Правил продажи отдельных видов товаров на 200 предприятиях торговли (78,4 процента), в том числе отсутствие информации о лицензии, номере и дате выдачи прокатного удостоверения (90 процентов), отсутствие информации о товаре и изготовителе (22 процента), непредставление потребителю возможности ознакомиться с фрагментами аудиовизуальных произведений (14 процентов), осуществление продажи экземпляров продукции без упаковки изготовителя (0,9 процента).

Одним из наиболее проблемных направлений потребительского рынка является жилищно-коммунальное хозяйство. Неудовлетворенность потребителей работой жилищно-коммунальных служб обусловлена отсутствием реального улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и содержания жилищного фонда при многочисленных реформах, результатом которых является повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг и отсутствие необходимой нормативной базы (например, только в новом Жилищном кодексе Российской Федерации насчитывается 21 отсылочная норма). В целом по Ленинградской области выявлено 319 аварийных многоквартирных домов, 2378 ветхих многоквартирных домов. Общая площадь ветхих жилых помещений на территории Ленинградской области составляет 987 тысяч квадратных метров, аварийных домов - 78,7 тысячи квадратных метров. В аварийном состоянии находятся 2705 индивидуальных жилых домов, 556 многоквартирных домов общей площадью 411 тысяч квадратных метров имеют свыше 70 процентов износа.

Остается острой проблема обеспечения сельского и городского населения качественной и безопасной питьевой водой. По результатам лабораторных исследований удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды по микробиологическим показателям в 2007 году составил 6,9 процента (в 2006 году - 8,6 процента). Превышены среднеобластные показатели качества питьевой воды в Волосовском (40,4 процента), Сланцевском (13,9 процента), Лужском (10,5 процента), Выборгском (10,2 процента), Ломоносовском (8,9 процента) районах. Сохраняется высокий уровень неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, удельный вес которых увеличился в 2007 году на 1,8 процента по сравнению с 2006 годом и составил 25,7 процента (в 2006 году - 24 процента). Выше среднеобластных санитарно-химические показатели в Волосовском (91,4 процента), Приозерском (72,1 процента), Лодейнопольском (57,9 процента), Волховском (53,1 процента), Всеволожском (51,2 процента) районах.

Наиболее существенными нарушениями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда являются протечки кровель жилых домов, разрушения межпанельных стыков, затопление подвалов. Несвоевременно выполняются работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов.

Установлены случаи отсутствия полной и достоверной информации об оказываемых услугах, в том числе платных, тарифах на жилищно-коммунальные услуги, условиях оплаты, недоведения до потребителя в доступной форме Правил оказания коммунальных услуг, ненадлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. Кроме того, в договорах отсутствовали существенные условия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе параметры качества оказываемых услуг, режим их предоставления, нормативные объемы потребления, порядок и сроки устранения неисправностей и аварий, а также порядок и условия оплаты коммунальных услуг.

В 2006 году были проверены все предприятия, осуществляющие деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению на территории Ленинградской области (73 предприятия). Проведено 113 контрольно-надзорных мероприятий и рейдовых проверок санитарного состояния и содержания жилого фонда, в 109 случаях выявлены нарушения. В отношении предприятий, допустивших нарушения действующего законодательства, вынесены предписания об устранении нарушений, к должностным и юридическим лицам применены штрафные санкции.

В 2007 году осуществлялись проверки предприятий жилищно-коммунального хозяйства в основном по выполнению ранее выданных предписаний и по обращениям потребителей с жалобами на неудовлетворительное санитарное состояние жилого фонда (35 процентов), вывоз твердых бытовых отходов (30 процентов), непредоставление коммунальных услуг либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (22 процента), неисправность санитарно-технического оборудования (5 процентов), отсутствие информации для потребителей (3 процента), отказ в перерасчете платы при перерывах в подаче коммунальных услуг свыше установленных законодательством (5 процентов). Всего за 2007 год в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области поступило 287 жалоб и заявлений граждан по вопросам качества жилищно-коммунальных услуг.

В целом следует отметить недостаточную работу жилищно-коммунальных служб по заключению договоров с потребителями. В большинстве случаев с потребителями заключаются только договоры социального найма, договоры управления с собственниками практически не заключаются. Кроме того, договоры зачастую содержат неприемлемые для потребителей, идущие в разрез с действующим законодательством условия: исполнитель оставляет за собой право расторжения договора в одностороннем порядке, возможность прекращения предоставления коммунальных услуг в случае задержки оплаты более трех месяцев, вносит в договор условия о неустойке, не соответствующей максимально допустимой величине, минимизирует собственную ответственность.