Развернутое обоснование необходимости
применения программно-целевого метода
для решения задач региональной целевой программы
"Общество и власть" на 2008-2010 годы
Современный этап развития российского общества характеризуется взаимодействием сложных общественно-политических, социальных и экономических процессов, следствием чего становится, с одной стороны, укрепление российской государственности, появление конкурентоспособной национальной экономики, возрождение духовных и нравственных ценностей российских граждан, с другой - диспропорция между доходами различных групп населения, низкое качество социальных услуг, неразвитость институтов гражданского общества. Основой любых позитивных достижений является не только благоприятная экономическая конъюнктура, но и соответствующее доверие к власти со стороны населения.
Чем выше темпы развития экономики, тем динамичнее меняются ожидания групп населения и тем актуальнее становится формирование устойчивой системы стратегического и тактического планирования развития государственной политики, основной целью которой является непрерывное повышение качества жизни населения.
Ленинградская область - один из лидеров экономического развития в Российской Федерации. С 1999 по 2006 год объем инвестиций в основной капитал вырос в 2,2 раза и составил 122,6 млрд. рублей. Вместе со значительным ростом экономики в Ленинградской области все более востребованным становится повышение эффективности государственной социальной политики.
Одним из важных инструментов повышения эффективности осуществления государственной политики в социальной сфере является переход к программно-целевому методу решения задач, основой которого является информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Использование программно-целевого метода как метода управления по результатам предполагает реализацию комплекса мероприятий на основе анализа соответствия деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления задачам государственной политики. Указанный анализ позволяет определить эффективность реализуемых мероприятий, осуществлять корректировку процесса исполнения региональных программ, повысить уровень доверия населения к проводимой государством политике.
Интеграция информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющих и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимы в целях управляемости и ресурсной обеспеченности.
Положительная динамика изменения уровня доверия населения к действующим институтам государственной власти отражает эффективность реализации программно-целевого метода в управлении. Принятие решений с использованием информационно-аналитического обеспечения предполагает наличие информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обеспечение качественным информационным продуктом способствует формированию позитивного общественного мнения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Контрольным инструментом и составляющей программно-целевого метода является анализ эффективности воздействия средств массовой информации на общественное сознание.
В Ленинградской области выявлен достаточно низкий уровень информированности населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что ведет к повышению уровня неоправданных ожиданий населения и снижает уровень доверия к власти.
Кроме того, условием повышения качества жизни является создание системы комплексного интегрирования институтов гражданского общества в процессы формирования и реализации актуальных задач социально-экономического развития. В настоящее время, как отмечается в докладе Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации. 2006 год", Ленинградская область находится в числе наиболее "отсталых" регионов с точки зрения развития некоммерческих организаций.
Переход к адресной политике социальных расходов - наиболее актуальный метод повышения эффективности государственной политики, исходящий из того, что развитые институты гражданского общества являются не только одним из эффективных гарантов обеспечения контроля и направленного влияния на формирование позитивного социального климата в Ленинградской области, но и исполнителями государственных социальных программ. Некоммерческие организации являются одним из наиболее важных коммуникативных каналов обратной связи, позволяющих отражать динамику ожиданий и настроений населения.
Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней с общественными объединениями и некоммерческими организациями - один из наиболее действенных факторов, влияющих на качество предоставляемых государством услуг населению.
Фактические данные свидетельствуют о том, что население ожидает от государства и от некоммерческих организаций, выражающих мнение гражданского общества, гораздо большей активности и эффективности, считая необходимым их равноправное партнерство.
Целесообразными представляются применение в Ленинградской области комплексного научного метода в управлении и переход от малоэффективного "администрирования" к концепции "нового государственного менеджмента", которая, опираясь на программно-целевой метод, акцентирует внимание на управлении результатом и эффективном использовании современных технологий во взаимоотношениях с общественно-политической средой.
Региональная целевая программа "Общество и власть" на 2008-2010 годы (далее - Программа) является инструментом совершенствования планирования мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области, механизмом решения задачи повышения качества жизни населения Ленинградской области на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Основными целями Программы являются:
обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе информационно-аналитического сопровождения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области;
поддержка и развитие институтов гражданского общества в Ленинградской области;
обеспечение прав жителей на получение достоверной и качественной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.
В целях эффективной реализации мероприятий Программы выделяются следующие приоритетные подпрограммы:
"Развитие социальных коммуникаций и обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в Ленинградской области";
"Организация и развитие системы институтов гражданского общества в Ленинградской области";
"Формирование единого информационного пространства в целях обеспечения прав населения на получение достоверной информации о деятельности органов власти в Ленинградской области".