ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Государственная поддержка
органов местного самоуправления по формированию нормативной
правовой базы и повышению квалификации кадров
в Ленинградской области на 2008-2010 годы"


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
21 мая 2008 года)

     

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Государственная поддержка органов местного самоуправления по формированию нормативной правовой базы и повышению квалификации кадров в Ленинградской области на 2008-2010 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков


Санкт-Петербург

6 июня 2008 года

N 47-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 06.06.2008 N 47-оз

     
Региональная целевая программа
"Государственная поддержка органов местного самоуправления
по формированию нормативной правовой базы и повышению
квалификации кадров в Ленинградской области на 2008-2010 годы"

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Государственная поддержка органов местного самоуправления
по формированию нормативной правовой базы и повышению
квалификации кадров в Ленинградской области на 2008-2010 годы"

Наименование Программы

Региональная целевая программа "Государственная поддержка органов местного самоуправления по формированию нормативной правовой базы и повышению квалификации кадров в Ленинградской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 1394 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления", распоряжение Губернатора Ленинградской области от 27 марта 2007 года N 119-рг "О назначении ответственных за работу с федеральными (ведомственными) и региональными целевыми программами (подпрограммами), реализуемыми на территории Ленинградской области в 2007 году и предлагаемыми к реализации в 2008 году, а также за работу с объектами и мероприятиями, финансируемыми в 2007 году и заявленными к финансированию на 2008 год по непрограммной части федерального бюджета"

Период реализации Программы

2008-2010 годы

Цель Программы

В рамках Программы предполагается:
на основании положительного опыта деятельности органов местного самоуправления оказывать содействие по оптимизации структуры органов местного самоуправления в муниципальных образованиях;
оказывать содействие в формировании действующего кадрового резерва руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований;
провести анализ по вопросу необходимости и возможности укрупнения поселений, подготовить предложения для органов местного самоуправления по вопросу процедуры укрупнения поселений на основании проведенного анализа;
подготовить предложения по созданию правовой базы иных форм осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, помимо предусмотренных федеральным законодательством, и разработать соответствующие рекомендации для органов местного самоуправления;
реализовать положения федерального законодательства в части формирования и ведения регионального регистра муниципальных правовых актов, разработать соответствующие методические рекомендации

Задачи Программы

Совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления;
выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Ленинградской области;
выработка рекомендаций, способствующих оптимизации структуры органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
совершенствование межбюджетных отношений, целью которых является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единой методики расчетов

Планируемые объемы финансирования Программы

Всего 14900 тыс.руб., в том числе:
2008 год - 970 тыс.руб.,
2009 год - 7010 тыс.руб.,
2010 год - 6920 тыс.руб.
За счет средств областного бюджета, всего 14702,15 тыс.руб., в том числе:
2008 год - 970 тыс.руб.,
2009 год - 6906,5 тыс.руб.,
2010 год - 6825,65 тыс.руб.
За счет средств бюджетов муниципальных образований, всего 197,85 тыс.руб., в том числе:
2009 - 103,5 тыс.руб.,
2010 - 94,35 тыс.руб.

Мероприятия Программы

Согласно приложениям 1 и 2 к Программе

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы

Реализация Программы позволит:
достичь оптимальной и единообразной схемы формирования органов местного самоуправления муниципальных образований;
сформировать действующий кадровый резерв руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований;
разработать правовую базу иных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, помимо предусмотренных федеральным законодательством, обеспечив их практическое применение на территории Ленинградской области;
создать условия для укрупнения муниципальных образований, не способных самостоятельно и в полном объеме исполнять возложенные на них полномочия по решению вопросов местного значения;
реализовать положения федерального законодательства, сформировав региональный регистр муниципальных правовых актов и выработав положения и рекомендации по его ведению;
обеспечить формирование нормативной правовой и организационно-методической базы для поддержки муниципальных образований, выпустив 6600 экземпляров сборников методических материалов и рекомендаций по решению вопросов местного значения, сборников типовых нормативных правовых актов муниципальных образований, и привести муниципальные правовые акты в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством;
провести 12 совещаний, семинаров, научно-практических конференций с руководителями и заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения в связи с изменениями законодательства;
способствовать созданию условий для повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечив обучение 1079 человек в сфере управления и 240 человек в сфере финансов (в том числе: 2009 год - 690 человек, 2010 год - 629 человек).
Социальная эффективность Программы состоит:
в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, сокращению количества обращений и жалоб, связанных с реализацией должностных полномочий должностных лиц и муниципальных служащих в муниципальных образованиях, ежегодно на 5 процентов;
в оптимизации численности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований за счет квалифицированного выполнения своих должностных полномочий, а также создание межмуниципальных учреждений по решению отдельных вопросов;
в повышении информированности населения о деятельности органов местного самоуправления по общественно важным вопросам или по вопросам, имеющим социальную значимость, на 10 процентов.
Экономическая и бюджетная эффективность Программы состоит:
в увеличении бюджетной обеспеченности муниципального образования за счет работы высококвалифицированных кадров органов местного самоуправления, прошедших подготовку и повышение квалификации в ходе реализации Программы, ежегодно на 15 процентов;
в увеличении доли формируемых в рамках программ расходов бюджетов муниципальных образований в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований ежегодно до 5 процентов

Разработчик Программы

Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области

Срок разработки

2007 год

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Представитель заказчика Программы - координатор Программы

Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнитель Программы

Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области;
управление делами Правительства Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Скоробогатов Владимир Александрович - председатель комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, тел. 274-10-50

Контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области; контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области; контроль по вопросам финансирования мероприятий Программы - комитет финансов Ленинградской области. Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области ежеквартально представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области сведения о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к органам власти.

В целях реформы местного самоуправления принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу (со дня официального опубликования указанного Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период). В рамках проводимой реформы местного самоуправления ранее были приняты федеральные законы от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Указанные федеральные законы направлены на обеспечение в том числе законодательной основы широкомасштабной реформы местного самоуправления. Целями реформы являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан.

Следует отметить, что без постоянной государственной поддержки развития местного самоуправления, которая является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти, муниципальные образования не смогут эффективно исполнять полномочия, отнесенные к их ведению, участвовать в укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

В Программе определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Основной целью Программы является способствование осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.

В настоящее время на территории Ленинградской области сформирована двухуровневая система местного самоуправления: на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. В соответствии с областными законами вся территория Ленинградской области разграничена между городскими и сельскими поселениями и городским округом. Всего образовано 222 муниципальных образования, в том числе 17 муниципальных районов, 1 городской округ, 62 городских и 142 сельских поселения. В каждом муниципальном образовании сформированы в соответствии с требованиями федерального законодательства органы местного самоуправления, которые в настоящее время испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах. При общей численности 5015 муниципальных служащих за 2006-2007 годы обучение прошли 870 муниципальных служащих. При этом в настоящее время существенную потребность в подготовке и повышении квалификации кадров, по данным органов местного самоуправления муниципальных образований, составляет более 1700 человек в сферах управления и финансов, что было учтено при составлении Программы. В 2008 году вне Программы повышение квалификации пройдет свыше 390 человек (стоимость обучения 3100 тысяч рублей). Постоянные изменения федерального законодательства требуют регулярного проведения курсов повышения квалификации кадров органов местного самоуправления и краткосрочных семинаров, совещаний, научно-практических конференций с руководителями и заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения.

Одним из основных направлений в решении вопросов местного значения органами местного самоуправления является принятие различных муниципальных правовых актов. В рамках Программы предполагается разработка типовых нормативных правовых актов, а также выработка единых методических рекомендаций по решению вопросов местного значения.

Кроме того, принятие Программы позволит в перспективе привлечь дополнительные средства как бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, так и федерального бюджета, предусмотренные на реализацию Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, выделяемые при условии совместного финансирования.

Решение изложенных проблем программно-целевым способом обусловлено комплексностью проводимых мероприятий в рамках реализуемой Программы и экономической целесообразностью от централизованного решения поставленных задач.

2. Основные цели, задачи Программы


Главной целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий местного самоуправления по решению вопросов местного значения на территории Ленинградской области.

В рамках Программы предполагается:

на основании положительного опыта деятельности органов местного самоуправления оказывать содействие по оптимизации структуры органов местного самоуправления муниципальных образований;

оказывать содействие в формировании действующего кадрового резерва руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований;

провести анализ по вопросу необходимости и возможности укрупнения поселений, подготовить предложения для органов местного самоуправления по вопросу процедуры укрупнения поселений на основании проведенного анализа;

подготовить предложения по созданию правовой базы иных форм осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, помимо предусмотренных федеральным законодательством, и разработать соответствующие рекомендации для органов местного самоуправления;

реализовать положения федерального законодательства в части формирования и ведения регионального регистра муниципальных правовых актов, разработать соответствующие методические рекомендации.

Основными задачами Программы являются:

совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления;

выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Ленинградской области;

выработка рекомендаций, способствующих оптимизации структуры органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

совершенствование межбюджетных отношений, целью которых является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единой методики расчетов.

     

3. Мероприятия по государственной поддержке местного
самоуправления


Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий:

1) разработка и издание сборников типовых нормативных правовых актов, методических материалов и рекомендаций для органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в новых законодательных условиях.

Выбор организации-исполнителя, осуществляющей выпуск сборников областного законодательства по вопросам местного самоуправления с комментариями, сборников нормативных правовых актов, методических материалов для органов местного самоуправления по вопросам межбюджетных отношений в новых законодательных условиях типографским способом, определяется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством;

2) проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций с руководителями и заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований.

Соответствующие мероприятия осуществляются согласно ежемесячным календарным планам основных мероприятий отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Законодательного собрания Ленинградской области, Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и Избирательной комиссии Ленинградской области;

3) формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, разработка учебных программ, издание учебно-методических пособий.

Выбор учебного заведения-исполнителя осуществляется ежегодно на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

В конкурсной документации в техническом задании определяются соответствующие программы по категориям слушателей. Календарный план оказания услуг по повышению квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ленинградской области, на соответствующий год утверждается вице-губернатором Ленинградской области - руководителем аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области согласно календарному плану направляют в комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области заявки по комплектованию групп обучения (25-30 человек) в соответствии с потребностью в обучении работников органов местного самоуправления муниципальных образований на территории соответствующего муниципального района в пределах установленных органами исполнительной власти Ленинградской области норм для каждого муниципального района.

4. Ожидаемые конечные результаты Программы


Конечным результатом выполнения Программы является возможность:

обеспечить формирование нормативной правовой и организационно-методической базы для поддержки муниципальных образований, выпустив 6600 экземпляров сборников методических материалов и рекомендаций по решению вопросов местного значения, сборников типовых нормативных правовых актов муниципальных образований, и привести муниципальные правовые акты в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством;

провести 12 совещаний, семинаров, научно-практических конференций с руководителями и заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения в новых законодательных условиях, а также способствовать созданию условий для повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечив обучение 1079 человек в сфере управления и 240 человек в сфере финансов (в том числе: 2009 год - 690 человек, 2010 год - 629 человек).

В результате реализации мероприятий Программы предполагается на территории Ленинградской области:

достичь оптимальной и единообразной схемы формирования органов местного самоуправления муниципальных образований;

сформировать действующий кадровый резерв руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований;

разработать правовую базу иных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, помимо предусмотренных федеральным законодательством, обеспечив их практическое применение на территории Ленинградской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»