Действующий

Об утверждении Концепции организации Единой системы учета населения Санкт-Петербурга (с изменениями на 9 июля 2008 года)

1. Текущее состояние системы регистрационного учета
в Санкт-Петербурге

Существующая система регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания в Санкт-Петербурге, как и в других регионах Российской Федерации, осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию";

приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

На настоящий момент функции регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, а также оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации (далее - паспорт) выполняет Федеральная миграционная служба (ФМС). В Санкт-Петербурге эту роль осуществляет Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС).

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций, лицами, ответственными за регистрацию, являются граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения.

Выделяются следующие виды регистрационного учета граждан:

регистрация граждан по месту жительства;

регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, другом подобном учреждении, а также в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Должностные лица, на которых возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений, занимаются сбором и оформлением документов, необходимых для регистрации и снятия граждан с регистрационного учета. Оформленные документы должностные лица передают в структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

В Санкт-Петербурге ответственными за регистрацию по месту жительства и месту пребывания в жилом фонде являются:

должностные лица отделов вселения и регистрационного учета населения, подведомственных Жилищному комитету (далее - ОВиРУГ);

должностные лица жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

должностные лица товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ);

граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения;

должностные лица гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

должностные лица других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Обобщенная схема, отражающая существующие процессы регистрационного учета в Санкт-Петербурге, представлена на рисунке 1.

Для регистрации по месту жительства или по месту пребывания в Санкт-Петербурге, а также при необходимости получения нового паспорта, граждане обращаются к ответственному за регистрацию, который осуществляет оформление документов, необходимых для регистрации или получения паспорта, и представляет их в структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

Регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета осуществляют структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина. Документы, подтверждающие факт регистрации, передаются ответственным за регистрацию, которые возвращают их гражданам (в отдельных случаях самим гражданам). Новые паспорта выдаются непосредственно гражданам. Адресные листки прибытия и убытия передаются из структурных подразделений УФМС по месту жительства гражданина в отдел адресно-справочной работы УФМС (далее - ОАСР УФМС), ранее АСБ ГУВД - адресно-справочное бюро ГУВД, где раскладываются по механическим барабанам.

В процессе регистрации сотрудники структурных подразделений УФМС по месту жительства гражданина осуществляют ввод информации регистрационного учета (в объеме адресных листков прибытия и убытия) в базу данных УФМС и проверку сведений о гражданине по базе специальных учетов Информационного центра Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ИЦ ГУВД) и базе данных УФМС.

Сведения для регистрации лиц, прибывающих в гостиницы, кемпинги, на туристские базы, в санатории, дома отдыха, пансионаты, в настоящий момент не представляются администрациями соответствующих учреждений.

В рамках работ по созданию государственного регистра населения Санкт-Петербурга (далее - ГРН Санкт-Петербурга) был разработан и введен в эксплуатацию функциональный комплекс взаимодействия ОВиРУГ с районными структурными подразделения УФМС. Ввод указанного комплекса в эксплуатацию позволил избавиться от дублирующего ввода в паспортных столах отделов милиции данных о гражданах, регистрируемых по месту жительства или пребывания в жилищном фонде, находящемся в ведении Жилищного комитета.

Указанные данные вводятся однократно в ОВиРУГ и по телекоммуникационным каналам передаются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ВЦКП ЖК), где проходят дополнительную проверку, формируются в пакеты и передаются в УФМС.

В УФМС данные проходят контроль по базе данных регистрационного учета и одновременно перенаправляются в ИЦ ГУВД для проверки по базе данных специальных учетов. Результаты проверки данных по базе специальных учетов из ИЦ ГУВД передаются в УФМС.

К моменту прихода в районные структурные подразделения УФМС должностного лица ОВиРУГ, ответственного за регистрацию, с бумажными документами из УФМС в районные структурные подразделения УФМС передаются электронные данные, ранее полученные из ОВиРУГ, с результатами соответствующих проверок.

Для городских служб ввод указанного функционального комплекса позволил избавиться от ручного заполнения адресных листков прибытия и убытия, а также оперативно получать сведения о факте регистрации гражданина по месту жительства или пребывания и выдаче паспорта. Адресные листки для граждан, регистрируемых в жилом фонде, подведомственном Жилищному комитету, на настоящий момент печатаются в структурных подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

Сведения о гражданах, регистрируемых в других видах жилого фонда, продолжают вводиться в районных структурных подразделениях УФМС.