Недействующий

О Методических рекомендациях по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения ... (с изменениями на 10 декабря 2008 года) (утратило силу с 22.03.2019 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.03.2019 N 103)

6. Финансовое обеспечение мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями.

Статьями 23 и 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) определен порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующего органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера - расходное обязательство Российской Федерации;

регионального и межрегионального характера - расходное обязательство субъектов Российской Федерации;

в границах (на территории) муниципального образования - расходное обязательство муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено:

финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание войск гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации;

финансирование мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации;

финансирование мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района (городского округа) является расходным обязательством соответствующего муниципального образования.

Пунктом 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547, предусмотрено:

финансирование подготовки председателей КЧС органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов;

финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

Пунктом 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, предусмотрено:

финансовое обеспечение функционирования территориального звена областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств;

финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Для реализации полномочий соответствующих органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, создания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья органам местного самоуправления рекомендуется предусматривать финансирование в объеме и по нормативам, установленным для аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, а также для осуществления мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", устанавливающей обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Ответственность за ущерб, причиненный техногенной чрезвычайной ситуацией, возлагается на объект экономики, являющийся ее источником. Одним из основных источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда является страхование объектов экономики.