Целью Программы является сокращение количества погибших и раненых в результате ДТП, сокращение количества ДТП путем реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Повышение БДД в условиях стабильного прироста парка транспортных средств и интенсивности их использования - процесс, требующий объединения усилий по нескольким направлениям деятельности. Условием обеспечения успешного результата является одновременная нацеленность направлений деятельности на все компоненты, взаимодействующие в рамках динамической системы "дорожное движение", включая:
повышение безопасности поведения участников дорожного движения (фактор "человек");
повышение безопасности транспортных средств (фактор "автомобиль");
повышение безопасности дороги и ее окружения (фактор "дорога").
Основные задачи Программы нацелены на указанные факторы и включают:
1) совершенствование системы ОБДД: научно-методического, нормативно-правового, информационного обеспечения, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности;
2) повышение безопасности движения на улично-дорожной сети;
3) совершенствование системы профессиональной подготовки водителей и специалистов по БДД;
4) предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма;
5) совершенствование системы обнаружения ДТП и оказания помощи пострадавшим;
6) совершенствование системы обеспечения БДД в автотранспортных организациях;
7) совершенствование системы формирования общественного мнения о необходимости повышения БДД и поддержки проводимых мероприятий;
8) совершенствование контроля технического состояния автотранспорта.
Основные принципы при разработке Программы строятся на основе программно-целевого подхода, обобщения накопленного опыта, в том числе зарубежного, использования методов экономического обоснования мероприятий в качестве инструмента подготовки управленческих решений в сфере ОБДД.
Целевыми показателями Программы являются сокращение к 2010 году количества ДТП с пострадавшими на 8-10 процентов, снижение тяжести последствий ДТП на 7-9 процентов по сравнению с аналогичными показателями 2005 года.
Программа создана в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100. В ходе ее разработки учтены мнения и замечания членов комиссии по ОБДД при Правительстве Ленинградской области, специалистов организаций, вовлеченных в сферу ОБДД, результаты научных исследований в области ОБДД, зарубежный опыт решения проблемы.
При формировании бюджета Программы учтены мероприятия по БДД, предусмотренные региональной целевой программой "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области до 2010 года с прогнозом на 20-летний период", утвержденной областным законом от 24 апреля 2003 года N 30-оз (далее - программа "Совершенствование и развитие автомобильных дорог").
При подготовке Программы использовались результаты научно-исследовательской работы по ее разработке, выполненные Автомобильно-дорожным институтом СПбГАСУ в 2005 году. В рамках указанной научно-исследовательской работы в качестве примера выполнен "пилотный" проект "Повышение безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП на примере автодороги "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг" по разработке приоритетных мероприятий по программно-целевому сокращению аварийности на участках концентрации ДТП инженерными методами на основе экономического обоснования. В указанном проекте осуществлен статистический и экспертный анализ дорожной аварийности, приведены предлагаемые решения проблемы (три варианта в зависимости от объемов финансирования) и экономическая оценка мероприятий по БДД на участках концентрации ДТП. Работа финансировалась Дорожной администрацией Финляндии в рамках российско-финляндского сотрудничества, в ее разработке принимали участие фирма "JP-Transplan Oy", ООО "Автодорожный консалтинг" (г.Архангельск), СПбГАСУ.
В рамках указанной работы была доказана возможность достижения целевых показателей Программы для Ленинградской области. Целевые показатели могут быть достигнуты при комплексном решении всех программных задач. Каждое из направлений вносит определенный вклад в общий результат по повышению БДД. Этот программный результат всегда значительнее, чем сумма результатов от проведения отдельных мероприятий разных ведомств. Это означает, что программно-целевой подход позволяет увеличить отдачу от каждого рубля, направляемого из бюджета на обеспечение БДД.
Эффект снижения тяжести ДТП достигается прежде всего с помощью направлений по совершенствованию системы обнаружения ДТП и оказания помощи пострадавшим, совершенствованию системы управления БДД, в частности контрольно-надзорной деятельности системы ОБДД в части формирования системы неотвратимости наказания за нарушения правил дорожного движения, внедрения методов и технических средств контроля за скоростью движения транспортных средств, использованием водителями и пассажирами ремней безопасности и мотошлемов, состоянием алкогольного и наркотического опьянения водителей.
Ожидаемая динамика достижения показателей аварийности при внедрении Программы приведена в таблице 3. Снижение тяжести последствий для пострадавших в ДТП на 7-9 процентов к 2010 году при условии равномерного снижения на 1,4-1,8 процента в год для Ленинградской области означает сокращение тяжести последствий (по сравнению с базовым значением 2005 года) до показателя 13,9-14,2 погибших на 100 пострадавших к 2010 году.
Таблица 3
Ожидаемая динамика достижения показателей
аварийности при внедрении Программы на 2006-2010 годы
(программный показатель)
Показатель аварийности | Годы | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006-2010 | |
ДТП с пострадавшими (единиц) | 3091 | 2935 | 2875 | 2785 | 2696 | 14382 |
Погибло людей | 707 | 644 | 617 | 589 | 555 | 3112 |
Ранено людей | 3910 | 3713 | 3637 | 3524 | 3410 | 18194 |
Тяжесть последствий* (процентов) | 15,3 | 14,8 | 14,5 | 14,3 | 14 |
__________________