Анализ существующих проблем в сфере БДД показал, что множество относящихся к ней принципиальных вопросов либо не решены, либо продолжают сохранять остроту.
Общая динамика числа ДТП и пострадавших в них людей на территории Ленинградской области за 1999-2005 годы подтверждает, что ситуация в регионе остается сложной (таблица 1).
Начиная с 2000-2001 годов устойчиво растут как абсолютные, так и относительные показатели аварийности (число человек, погибших в результате ДТП, на 10 тысяч единиц транспорта (транспортный риск) и число человек, погибших в результате ДТП, на 100 тысяч населения (социальный риск). В 2005 году они составили более 16 и 41 соответственно. По России данные показатели составляют в среднем 10 и 24 соответственно. По этим показателям Ленинградская область превышает средний уровень России на 75 и 66 процентов соответственно, что аналогично показателям Московской области.
Зарубежные значения в экономически развитых странах ниже российских: по транспортному риску в 3-5 раз (1,5-2 погибших в результате ДТП на 10 тысяч единиц транспорта), по социальному риску в 1,5-2 раза (7-16 погибших в результате ДТП на 100 тысяч населения).
Особенно неблагополучное положение в России сложилось с тяжестью последствий ДТП, которая в 3-10 раз выше, чем в развитых странах (Россия: 11-12 погибших на 100 пострадавших, зарубежные страны: 1-5). По числу пострадавших на 100 тысяч жителей Ленинградская область имеет показатель 270,7, что сравнимо с Московской областью (показатель 309) и Владимирской областью (показатель 312).
Данные показатели являются основными для сравнительной оценки аварийности. Их сравнение с показателями 2000 года (Ленинградская область - 16,0 и 37,8 соответственно, Московская область - 20,3 и 41,5, Россия - 9,4 и 20,3) свидетельствует о существенном росте основных показателей аварийности.
Таблица 1
Абсолютные показатели аварийности
Ленинградской области за 1999-2005 годы
Показатель аварийности | Год | ||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего ДТП (единиц) | 2575 | 2534 | 2495 | 2730 | 2984 | 2991 | 2995 |
Всего погибло людей, | 600 | 633 | 632 | 612 | 723 | 746 | 685 |
в том числе детей | 49 | 23 | 33 | 29 | 22 | 36 | 28 |
Всего ранено людей, | 3055 | 2873 | 2878 | 3286 | 3508 | 3652 | 3789 |
в том числе детей | 351 | 329 | 316 | 389 | 309 | 330 | 326 |
ДТП наносят экономике региона и России в целом значительный ущерб, в частности за 2005 год социально-экономический ущерб от ДТП в Ленинградской области составил около 12,78 млрд.руб.
Основными видами ДТП в Ленинградской области являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание. Значительная часть пострадавших - пассажиры и водители, вместе с тем самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются пешеходы.
Свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Более 40 процентов ДТП связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждое восьмое ДТП совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения.
Число наездов на детей-пешеходов по вине водителей составляет около 30 процентов от числа ДТП с участием детей. В результате этих наездов по вине водителей около 30 процентов детей погибает и около 20 процентов получает ранения.
Высокий уровень тяжести последствий ДТП в регионе является следствием больших скоростей на внегородских дорогах, пренебрежения средствами пассивной безопасности, несвоевременности оказания медицинской помощи пострадавшим.
Ситуация с аварийностью усугубляется такими тенденциями, как постоянно возрастающая мобильность населения, уменьшение числа перевозок общественным транспортом и увеличение числа перевозок личным транспортом, нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, в Ленинградской области уровень автомобилизации уже превысил 240 единиц транспортных средств на одну тысячу жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 единиц на одну тысячу жителей.
Прогнозируемые показатели аварийности до 2010 года, полученные на основе метода экстраполяции, с учетом прогнозируемых изменений автомобильного парка, дорожной сети и численности участников дорожного движения при допущении ситуации без внедрения мероприятий Программы (инерционный сценарий - развитие ситуации в условиях отсутствия Программы (по аналогии расчета, принятого в федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"), представлены в таблице 2.
Таблица 2
Прогнозируемые показатели аварийности на 2006-2010 годы
(инерционный сценарий - развитие ситуации в условиях
отсутствия Программы)
Показатель аварийности | Годы | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006-2010 | |
Всего ДТП (единиц) | 3100 | 3205 | 3309 | 3414 | 3519 | 16547 |
Всего погибло людей | 709 | 733 | 757 | 781 | 805 | 3785 |
Всего ранено людей | 3922 | 4054 | 4187 | 4319 | 4452 | 20934 |
Тяжесть последствий* (процентов) | 15,3 | 15,3 | 15,3 | 15,3 | 15,3 |
__________________
* Отношение числа погибших к числу пострадавших.
Анализ показал, что существующие тенденции роста аварийности в ближайшие годы сохранятся и без принятия мер к сокращению показатель аварийности к 2010 году в Ленинградской области может достигнуть следующих значений: количество ДТП с пострадавшими - 3,519 тысячи, число погибших - 805, число раненых - около 4,452 тысячи человек.
Низкий уровень дорожной безопасности региона является следствием действия суммарного негативного эффекта, создаваемого многочисленными факторами.