ОК 031-2002
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ГРУЗОВ, УПАКОВКИ И УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Russian Classification of Types of Cargo, Packages and Packaging Materials
Дата введения 2003-01-01
РАЗРАБОТАН Барыбинским филиалом Российского научно-исследовательского института управления на железнодорожном транспорте (БФ ВНИИУП) МПС России,
Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству" (ФГУП "ВНИИКИ") Госстандарта России
ПРЕДСТАВЛЕН Министерством путей сообщения Российской Федерации
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2002 года N 405-ст
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.
ОКВГУМ разработан взамен 1 91 192 Общесоюзного классификатора видов грузов, упаковки и упаковочных материалов на территории Российской Федерации.
ОКВГУМ предназначен для:
- идентификации видов грузов, упаковки и упаковочных материалов при перевозках на всех видах транспорта;
- упрощения механизации погрузочных операций, хранения и контроля транспортирования груза;
- обеспечения статистической отчетности и экономического анализа, перевозимых грузов.
В основу ОКВГУМ положена Рекомендация 21 Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли ЕЭК ООН "Коды для видов грузов, упаковки и упаковочных материалов".
Объектом классификации в ОКВГУМ являются виды грузов, упаковки и упаковочных материалов, используемые на транспорте.
Под видом груза понимается груз, состоящий из однотипных предметов или упаковок и сведенный к одной единице, форма которой влияет на грузовые операции, транспортирование, штабелирование и складирование. Груз может также представлять собой жидкие или твердые вещества, перевозимые без упаковки, например навалом, насыпью или наливом.
Вид упаковки рассматривается как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, предотвращение загрязнения окружающей среды в процессе транспортирования, хранения и реализации продукции. Вид упаковки включает также любые детали, используемые при упаковке груза. К ним, в частности, относятся держатели, применяемые в качестве внешней и внутренней облицовки товаров; держатели, с помощью которых товары перекатывают, поворачивают или закрепляют; контейнеры и резервуары.
Виды упаковочных материалов включают материалы (пластмассы, бумагу, дерево, металл, стекло и т.п.), используемые для изготовления упаковки. При этом типоразмеры, марки и т.п. этих материалов в ОКВГУМ не включаются.
ОКВГУМ имеет фасетную структуру и состоит из следующих трех фасетов:
Фасет 1. Виды грузов.
Фасет 2. Виды упаковки.
Фасет 3. Виды упаковочных материалов.
Фасет 1 "Виды грузов" содержит одноразрядный код вида груза, используемый для определения требований к грузовым операциям, транспортированию, штабелированию, складированию.
В фасете 2 "Виды упаковки" в двухзначных кодовых обозначениях первый знак определяет внешнюю форму упаковки, второй знак характеризует ее вместимость L в литрах, объем m в кубических метрах, а также массу kg помещаемого в упаковке груза в килограммах.
Кроме того, в фасете 2 для однозначности понимания позиций в их наименованиях приводятся наиболее распространенные виды упаковки, относящиеся к этим позициям.
Особенностью фасета 2 является и то, что в его группировках с кодами 0 и 1 указываются требования не к упаковке, а к неупакованному грузу, которые используются при выборе специальных транспортных и других средств для такого груза, которые выполняют одновременно и функцию упаковки. Например, к таким специальным транспортным средствам относятся железнодорожные цистерны (для перевозки жидких и сыпучих грузов), думпкары (для перевозки сыпучих грузов), морские и речные танкеры (для перевозки жидких грузов), баржи (наливные и сухогрузные), автомобильные цистерны и т.д.
В фасете 2 при записи отдельных наименований для их сокращения осуществляется замена повторяющейся части знаком "тире" и отделение повторяющейся части косой чертой. Например,
2 ЖЕСТКАЯ ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ УПАКОВКА, ТИПА ЯЩИКА,/
21 - закрытая, очень маленькая - коробок
(kg1, L1, m0,001)
Это означает, что позиция с кодом 21 имеет наименование "Жесткая призматическая упаковка, типа ящика, закрытая, очень маленькая - коробок (kg1, L1, m0,001)"
Фасет 3 "Виды упаковочных материалов" содержит одноразрядный код, используемый для кодирования материала, предназначенного для изготовления упаковки.
Кодовые обозначения из фасетов 1, 2, 3 могут использоваться для характеристики упаковки независимо или в сочетании с одним или двумя другими кодовыми обозначениями.
В приложении А приведен алфавитно-предметный указатель наиболее часто применяемых на транспорте видов упаковки с указанием цифровых кодов фасета 2.
Ведение ОКВГУМ предусматривает взаимодействие Барыбинского филиала Российского научно-исследовательского института управления на железнодорожном транспорте (БФ ВНИИУП) МГТС России с Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ФГУП "ВНИИКИ") Госстандарта России.
Код | Наименование |
0 | Неупакованный груз (насыпью, навалом, наливом) |
1 | Неупакованный единичный груз, кроме насыпью, навалом, наливом |
2 | Большие грузовые (большегрузные) контейнеры |
3 | Грузовые контейнеры, кроме большегрузных |
4 | Грузы на поддонах |
5 | Обвязанный груз |
6 | Подвижные устройства с собственным приводом |
7 | Подвижные устройства, кроме подвижных устройств с собственным приводом |
9 | Прочие виды груза |