Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативная правовая база. Правовой каркас сферы охраны памятников формируют:
международные нормативные акты: Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 06.05.1969, для СССР вступила в силу 14.02.1991), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16.11.1972, для СССР вступила в силу 12.01.1989), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гранада, 03.10.1985, для СССР вступила в силу 01.03.1991);
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
постановление Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", применяемое в части, не противоречащей Федеральному закону;
приказ Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" и приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33 "Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону.
Отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О лицензировании отдельных видов деятельности", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения.
Правовая база требует совершенствования и развития как на федеральном, так и региональном уровнях.
Федеральный закон, так же как и ранее действующий Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - закон РСФСР), предусматривает подразделение объектов культурного наследия на категории историко-культурного значения (федерального, регионального и местного (муниципального) значения). Такое разделение объектов культурного наследия, как показала практика применения Закона РСФСР, не имеет научно обоснованных критериев, система мер государственного сохранения не зависит от категорий историко-культурного значения. В современных условиях "категорийность" создает ненужные препятствия по осуществлению государственной охраны, влечет за собой проблемы разграничения государственной собственности на объекты культурного наследия, их финансирования за счет средств бюджетов разных уровней. Отказ от разделения объектов культурного наследия на категории позволит привести системы охраны наследия в соответствие с нормами гражданского, земельного, бюджетного и градостроительного законодательства.
В целях сохранения объектов культурного наследия и в развитие принятых правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственной охраны наследия:
1. Внести следующие предложения по изменению и дополнению в Федеральный закон:
исключить нормы о подразделении объектов культурного наследия на различные категории историко-культурного значения;
предусмотреть в отношении Санкт-Петербурга как города федерального значения специальные нормы, устанавливающие возможность введения объединенных зон охраны объектов культурного наследия в случаях сосредоточенного расположения памятников;
предусмотреть норму о возможности выделения собственнику объекта культурного наследия бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности этого объекта, установленный в целях его сохранения, не позволяет обеспечивать рентабельное использование объекта;
предусмотреть обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия;
включить в перечень объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, объекты, закрепленные за государственными музеями, библиотеками, театрально-концертными учреждениями, учебными заведениями.
2. Разработать и утвердить на федеральном уровне реставрационные нормы и правила:
по подготовке, согласованию и утверждению проектной и сметной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия;
на выполнение каждого вида ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных Федеральным законом.
3. Внести дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации:
в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций, включить суммы, направляемые в качестве благотворительной деятельности на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия;
включить в число имущественных налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу доходов физического лица, суммы, направленные в качестве благотворительной деятельности на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия.
4. Внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях в части наделения государственных органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации полномочиями на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны культурного наследия.
5. Внести в Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" дополнения, предусматривающие освобождение от уплаты налога организаций, основным видом деятельности которых является реставрация объектов культурного наследия.
6. При принятии закона Санкт-Петербурга о земельном налоге в составе налоговых льгот предусмотреть возможность освобождения от налогообложения организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, относящихся к категории земель историко-культурного значения.
7. Во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации:
разработать Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие в себя карту градостроительного зонирования Санкт-Петербурга, на которой указываются границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территории (в частности, зоны охраны объектов культурного наследия) и градостроительные регламенты территориальных зон, содержащие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в этих зонах;
определить порядок разработки карт (схем) границ территорий объектов культурного наследия.
8. Установить порядок отнесения земель к категории земель историко-культурного назначения регионального значения.