(с изменениями на 12 мая 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2007 года N 716;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года N 381;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2012 года N 453 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/npa, 17.05.2012).
____________________________________________________________________
В целях повышения уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, информационного обеспечения граждан Санкт-Петербурга и органов государственной власти Санкт-Петербурга на основе полномасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также рационального использования материальных и финансовых средств Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга согласно приложению N 2.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция
Автоматизированной информационной системы обеспечения
безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга
(с изменениями на 12 мая 2012 года)
Настоящая Концепция является методологической базой для создания автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.
Целью настоящей Концепции является выработка единого подхода к пониманию целей, задач и принципов построения автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - АИС ОБЖ).
Основными задачами настоящей Концепции являются:
обоснование актуальности создания АИС ОБЖ;
постулирование принципов создания АИС ОБЖ;
выявление информационных ресурсов, используемых в рамках функционирования АИС ОБЖ;
определение основных функций и структуры АИС ОБЖ;
определение требований по обеспечению информационной безопасности АИС ОБЖ;
формулирование предложений по организационному и правовому обеспечению создания АИС ОБЖ;
определение этапности создания АИС ОБЖ.
Основанием для разработки настоящей Концепции является протокол совместного совещания Правительства Санкт-Петербурга и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по вопросам развития информационных и коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге от 04.03.2005.
Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие документы:
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895;
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 N 1244-р.
Предлагаемые в настоящей Концепции положения могут быть использованы при разработке и внедрении АИС ОБЖ в других субъектах Российской Федерации с развитой телекоммуникационной и информационной инфраструктурой.
Настоящая Концепция является основой для разработки программы создания АИС ОБЖ, разработки технических заданий, проектирования, создания опытных фрагментов, внедрения и ввода в эксплуатацию элементов АИС ОБЖ.
В современных условиях, характеризующихся снижением уровня военной опасности, угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера до сих пор представляют реальную опасность для населения регионов и развития государства в целом.
Характерной особенностью крупных мегаполисов, к числу которых относится и Санкт-Петербург, является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
Сложившаяся в данной области ситуация характеризуется следующими факторами, оказывающими существенное влияние на управленческие процессы в городском хозяйстве и на социальное и финансовое состояние Санкт-Петербурга:
возрастание угроз техногенного характера вследствие морального и физического старения объектов промышленной инфраструктуры, гидротехнического и жилищно-коммунального комплексов;
высокий уровень аварийности транспорта (ежегодно в стране на газо-, нефте- и продуктопроводах происходит около 50 тыс. аварий, а количество дорожно-транспортных происшествий доходит до 200 тыс.);
возрастание ущерба и числа погибших от пожаров (в 2004 году только на территории Северо-Западного федерального округа произошло более 26 тыс. пожаров, погибло около 2 тыс. человек. Средние потери, приходящиеся на один пожар, выросли до 320 тыс.руб.);
рост количества и масштабности последствий природных катаклизмов (лесных пожаров, наводнений и т.п.);
возрастание рисков при перевозке опасных грузов и усиление угроз химического, биологического и радиационного воздействия, напряженная санитарно-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка;
возникновение возможностей нарушения информационных ресурсов, систем и структур, разрушение их или искажение работы и содержания через специальные средства воздействия;
создание и провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности, возможность манипулирования массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
нарастание угроз террористических проявлений.
В целом сумма материального ущерба от чрезвычайных ситуаций только на территории Северо-Западного региона в 2004 году составила 861 млн.руб., что на 73 процента больше, чем в 2003 году.
Подводя итог анализа состояния безопасности жизнедеятельности в регионе и, в частности, в Санкт-Петербурге, следует отметить, что при существующих тенденциях отсутствие кардинальных решений в этой области может привести к целому перечню катастрофических последствий, в том числе к:
авариям и катастрофам регионального масштаба;
гибели и физическому травмированию людей;
разрушению и заражению среды обитания;
нарушению системы обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга;
крупномасштабному уничтожению национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных);
нанесению крупного экономического ущерба государственным и частным предприятиям и организациям, физическим лицам;
массовым нарушениям правопорядка.
В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по ликвидации их последствий, сокращение материального ущерба и потерь населения.
Однако реалии жизни говорят о том, что для ощутимого эффекта необходимы действенные меры именно в субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что при существующем состоянии бюджетного финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти добиться кардинального изменения положения дел в обеспечении безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации применением экстенсивных методов (например, путем количественного наращивания сил и средств силовых структур) крайне сложно.
В этих условиях наиболее целесообразными являются организационно-технические мероприятия, позволяющие повысить уровень безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга путем оптимизации использования имеющихся ресурсов и повышения эффективности управления ими.
Обеспечением безопасности на уровне субъектов Российской Федерации занимаются прежде всего территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, специализированные городские службы и частные охранные предприятия, коммерческие организации технического обеспечения безопасности. Перечисленные структуры на сегодняшний день не имеют централизованного управления, слабо взаимодействуют друг с другом и, как следствие, неэффективно используют свои ресурсы и технический потенциал. Кроме того, практически отсутствуют действенные механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, имеет место неэффективное использование бюджетных средств Санкт-Петербурга по многочисленным, слабо увязанным между собой федеральным и региональным программам.
Вследствие разобщенности структур, решающих задачи безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, инвестиции на их техническое оснащение тратятся на создание изолированных систем, слабо увязанных по задачам и протоколам информационного взаимодействия и требующих чрезмерных затрат на разработку, внедрение и содержание.
Таким образом, решение насущных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности требует комплексных организационно-технических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации.
Первым и наиболее очевидным мероприятием, которое позволило бы повысить эффективность функционирования исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, является организационное и техническое объединение их ресурсов (в первую очередь - технологических и информационных).
Централизованное управление ресурсами позволит оптимизировать их распределение при обеспечении безопасности жизнедеятельности всех групп и слоев населения и городских объектов, что практически эквивалентно созданию большого количества обособленных эффективных систем, но менее затратно по финансированию.
Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, как правило, решаются в условиях жесткого дефицита времени. Ограниченность временных и материально-технических ресурсов и возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияют на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии решений, а также на оперативность принятия этих решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования для решения задач безопасности современных технологий автоматизированного сбора, обработки, анализа и визуализации информации. В наши дни становится очевидным, что для эффективного управления сложными территориально распределенными объектами (город, производственное предприятие или коммерческая компания), повышения их среднесрочной и долгосрочной стабильности, снижения нагрузки на первых лиц необходимо применять информационные системы и автоматизированные системы управления, реализующие последние достижения управленческой науки.
Таким образом, вторым мероприятием, направленным на повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности, является внедрение в процессы управления новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
В результате выполнения первого и второго мероприятий возникнет реальная возможность создания интегрированного технологического и информационного ресурса общего пользования для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности Санкт-Петербурга, который и ляжет в основу АИС ОБЖ.
Конечной целью создания и внедрения АИС ОБЖ является повышение уровня безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.
Основными путями достижения поставленной цели являются:
повышение качества управления Санкт-Петербургом и городским хозяйством за счет высокой оперативности взаимодействия и улучшения информационного обеспечения заинтересованных городских и федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий;
координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в периоды повседневной деятельности и чрезвычайных ситуаций, в частности, повышение эффективности их работы, а также улучшение взаимодействия между специализированными городскими службами и населением Санкт-Петербурга.
При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются:
интеграция разнородных информационных систем на базе единого стандарта обмена данными в целях повышения эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городской инфраструктуры, улучшения координации взаимодействия между подразделениями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
создание информационной базы для внедрения типовых административных, технических и технологических решений, обеспечивающих единообразное взаимодействие между разнородными системами, функционирующими на территории Санкт-Петербурга;