В Санкт-Петербурге проживает 4,6 млн. человек, из них в неблагоустроенном жилищном фонде (отсутствие ванных комнат, горячего водоснабжения, водопровода) - 288 тыс. человек, или 6,2 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга.
В настоящее время банные услуги жителям Санкт-Петербурга оказывают 44 организации банного хозяйства (53 бани), ранее входившие в городскую систему коммунального хозяйства как организации, специализирующиеся на оказании банных услуг. Из них 9 организаций (12 бань) имеют государственную форму собственности, 14 организаций (20 бань) - открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, остальные бани имеют частную форму собственности.
Кроме того, в Санкт-Петербурге насчитывается более 100 коммерческих организаций, предлагающих населению широкий спектр банных и сопутствующих услуг.
В настоящее время организации, оказывающие банные услуги, размещены во всех районах Санкт-Петербурга.
Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга оказывают банные услуги только небольшие частные бани.
Комитетом по строительству ведется проектирование бани во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на 140 мест (севернее пересечения Малой Карпатской ул., ул.Ярослава Гашека и Карпатской ул.). Окончание проектирования - 2005 год.
Большинство бань находится в неудовлетворительном техническом состоянии, каждая вторая баня в Санкт-Петербурге размещена в здании довоенной постройки.
За последние 26 лет в эксплуатацию было введено всего четыре бани, в то же время только за последние шесть лет прекратили существование семь бань, из них после длительного простоя восстановлена и вновь введена в эксплуатацию одна баня.
Имеется инвестиционное предложение о реконструкции бани в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.
За 2004 год объем реализации банных услуг составил 182,5 млн. рублей.
Ежегодно организации, предоставляющие банные услуги населению, обслуживают более 3 млн.чел., из них 90 процентов пользуются услугами отделений, работающих по фиксированным тарифам, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 N 478 "О тарифах на услуги бань". Около 30 процентов посетителей пользуется услугой льготного дня.
Основные проблемы, требующие решения в рассматриваемой перспективе:
создание условий для недопущения сокращения и перепрофилирования предприятий банного хозяйства Санкт-Петербурга;
обеспечение гарантируемого и достижение целевого значения стандарта обеспеченности помывочными местами и территориальной доступности банных услуг для жителей всех районов Санкт-Петербурга;
проведение комплекса мер, направленных на приведение имущества предприятий банного хозяйства Санкт-Петербурга в надлежащее техническое состояние.
Основной целью развития потребительского рынка в части обеспечения потребителей услугами бань является обеспечение обслуживания населения банными услугами в соответствии со стандартами проживания в Санкт-Петербурге.
Основными нормативами инфраструктурного стандарта являются:
территориальная доступность банных услуг - обеспечение пешеходной доступности и доступности на общественном транспорте в пределах 10 минут до организаций, оказывающих банные услуги;
обеспеченность помывочными местами жителей Санкт-Петербурга (гарантируемое значение стандарта обеспеченности помывочными местами жителей Санкт-Петербурга - 1,3 помывочных места на 1 тыс. человек, целевое значение стандарта (2008 год) - 1,5 помывочных места на 1 тыс. человек).
Для полной оценки состояния банного хозяйства проанализирована эффективность использования действующих помывочных мест, а именно: просчитан коэффициент использования помывочных мест (обеспеченность жителей Санкт-Петербурга помывочными местами и коэффициент их использования представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции).
Территориальная доступность банных услуг в Санкт-Петербурге находится в пределах гарантируемого значения норматива инфраструктурного стандарта, за исключением поселков Колпинского района Санкт-Петербурга (Понтонный, пос.Металлострой, пос.Петро-Славянка - в 20 минутах ходьбы от остановки общественного транспорта). Вместе с тем при среднем коэффициенте использования действующих помывочных мест по Санкт-Петербургу 0,29 коэффициент использования помывочных мест в предприятиях банного хозяйства, расположенных на территории указанных поселков, составляет 0,14-0,18 при режиме работы от 2 до 4 дней в неделю.
По состоянию на 01.01.2005 обеспеченность помывочными местами в расчете на 1 тыс. человек в среднем по Санкт-Петербургу составляет 1,33.
Вместе с тем коэффициент использования помывочных мест в районах Санкт-Петербурга неравномерен и колеблется от 19 до 42 процентов.
Уровень обеспеченности помывочными местами ниже показателя гарантируемого значения норматива стандарта проживания в Санкт-Петербурге наблюдается в Красногвардейском, Невском, Калининском, Приморском, Красносельском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга.
Обеспеченность помывочными местами населения Невского района Санкт-Петербурга составляет 0,8 помывочных места в расчете на 1 тыс. человек. Коэффициент использования действующих помывочных мест 0,19 указывает на то, что потребность жителей данного района Санкт-Петербурга удовлетворяют две бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга.
В Калининском районе Санкт-Петербурга потребности жителей полностью удовлетворяют две бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга. Кроме того, открытое акционерное общество "Банно-оздоровительный комплекс "Гражданка" имеет 78 помывочных мест, которые требуют ремонта и в настоящее время не эксплуатируются. Жители Калининского района Санкт-Петербурга также пользуются услугами Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Круглые бани", находящегося на границе Выборгского и Калининского районов Санкт-Петербурга.
В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга потребности жителей в банных услугах удовлетворяют три бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга.
Для достижения гарантируемого значения норматива стандарта обеспеченности помывочными местами жителей Приморского и Красносельского районов Санкт-Петербурга необходимо строительство банно-оздоровительных комплексов с широким спектром услуг за счет внебюджетных средств.