ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2005 года N 1385


О мерах по развитию банного хозяйства Санкт-Петербурга

В целях оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга, направленных на развитие банного хозяйства Санкт-Петербурга, эффективного использования современных форм и методов управления государственной собственностью Санкт-Петербурга в сфере банного хозяйства, а также создания условий для обеспечения банными услугами жителей Санкт-Петербурга с низкими доходами Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития банного хозяйства Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий по развитию банного хозяйства Санкт-Петербурга согласно приложению N 2.

3. Комитету по управлению городским имуществом обеспечить организацию реализации положений Концепции в части, касающейся деятельности представителей Санкт-Петербурга в органах управления коммерческих организаций, созданных с участием Санкт-Петербурга в сфере банного хозяйства в процессе приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, а также доверительных управляющих принадлежащими Санкт-Петербургу акциями, долями, паями указанных организаций.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э. по принадлежности вопросов.

 Губернатор Санкт-Петербурга
     В.И.Матвиенко

     

     

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 20.09.2005 N 1385

Концепция
развития банного хозяйства Санкт-Петербурга

     

Введение

Концепция развития банного хозяйства Санкт-Петербурга (далее - Концепция) разработана в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".

Концепция определяет цели, задачи и включает мероприятия, направленные на обеспечение гарантируемых и достижение целевых нормативов инфраструктурного стандарта проживания в Санкт-Петербурге, в части, касающейся обеспечения населения Санкт-Петербурга банными услугами по доступным ценам.

1. Состояние банного хозяйства и проблемы обеспечения
банными услугами жителей Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге проживает 4,6 млн. человек, из них в неблагоустроенном жилищном фонде (отсутствие ванных комнат, горячего водоснабжения, водопровода) - 288 тыс. человек, или 6,2 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга.

В настоящее время банные услуги жителям Санкт-Петербурга оказывают 44 организации банного хозяйства (53 бани), ранее входившие в городскую систему коммунального хозяйства как организации, специализирующиеся на оказании банных услуг. Из них 9 организаций (12 бань) имеют государственную форму собственности, 14 организаций (20 бань) - открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, остальные бани имеют частную форму собственности.

Кроме того, в Санкт-Петербурге насчитывается более 100 коммерческих организаций, предлагающих населению широкий спектр банных и сопутствующих услуг.

В настоящее время организации, оказывающие банные услуги, размещены во всех районах Санкт-Петербурга.

Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга оказывают банные услуги только небольшие частные бани.

Комитетом по строительству ведется проектирование бани во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на 140 мест (севернее пересечения Малой Карпатской ул., ул.Ярослава Гашека и Карпатской ул.). Окончание проектирования - 2005 год.

Большинство бань находится в неудовлетворительном техническом состоянии, каждая вторая баня в Санкт-Петербурге размещена в здании довоенной постройки.

За последние 26 лет в эксплуатацию было введено всего четыре бани, в то же время только за последние шесть лет прекратили существование семь бань, из них после длительного простоя восстановлена и вновь введена в эксплуатацию одна баня.

Имеется инвестиционное предложение о реконструкции бани в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

За 2004 год объем реализации банных услуг составил 182,5 млн. рублей.

Ежегодно организации, предоставляющие банные услуги населению, обслуживают более 3 млн.чел., из них 90 процентов пользуются услугами отделений, работающих по фиксированным тарифам, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 N 478 "О тарифах на услуги бань". Около 30 процентов посетителей пользуется услугой льготного дня.

Основные проблемы, требующие решения в рассматриваемой перспективе:

создание условий для недопущения сокращения и перепрофилирования предприятий банного хозяйства Санкт-Петербурга;

обеспечение гарантируемого и достижение целевого значения стандарта обеспеченности помывочными местами и территориальной доступности банных услуг для жителей всех районов Санкт-Петербурга;

проведение комплекса мер, направленных на приведение имущества предприятий банного хозяйства Санкт-Петербурга в надлежащее техническое состояние.

Основной целью развития потребительского рынка в части обеспечения потребителей услугами бань является обеспечение обслуживания населения банными услугами в соответствии со стандартами проживания в Санкт-Петербурге.

Основными нормативами инфраструктурного стандарта являются:

территориальная доступность банных услуг - обеспечение пешеходной доступности и доступности на общественном транспорте в пределах 10 минут до организаций, оказывающих банные услуги;

обеспеченность помывочными местами жителей Санкт-Петербурга (гарантируемое значение стандарта обеспеченности помывочными местами жителей Санкт-Петербурга - 1,3 помывочных места на 1 тыс. человек, целевое значение стандарта (2008 год) - 1,5 помывочных места на 1 тыс. человек).

Для полной оценки состояния банного хозяйства проанализирована эффективность использования действующих помывочных мест, а именно: просчитан коэффициент использования помывочных мест (обеспеченность жителей Санкт-Петербурга помывочными местами и коэффициент их использования представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции).

Территориальная доступность банных услуг в Санкт-Петербурге находится в пределах гарантируемого значения норматива инфраструктурного стандарта, за исключением поселков Колпинского района Санкт-Петербурга (Понтонный, пос.Металлострой, пос.Петро-Славянка - в 20 минутах ходьбы от остановки общественного транспорта). Вместе с тем при среднем коэффициенте использования действующих помывочных мест по Санкт-Петербургу 0,29 коэффициент использования помывочных мест в предприятиях банного хозяйства, расположенных на территории указанных поселков, составляет 0,14-0,18 при режиме работы от 2 до 4 дней в неделю.

По состоянию на 01.01.2005 обеспеченность помывочными местами в расчете на 1 тыс. человек в среднем по Санкт-Петербургу составляет 1,33.

Вместе с тем коэффициент использования помывочных мест в районах Санкт-Петербурга неравномерен и колеблется от 19 до 42 процентов.

Уровень обеспеченности помывочными местами ниже показателя гарантируемого значения норматива стандарта проживания в Санкт-Петербурге наблюдается в Красногвардейском, Невском, Калининском, Приморском, Красносельском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга.

Обеспеченность помывочными местами населения Невского района Санкт-Петербурга составляет 0,8 помывочных места в расчете на 1 тыс. человек. Коэффициент использования действующих помывочных мест 0,19 указывает на то, что потребность жителей данного района Санкт-Петербурга удовлетворяют две бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга.

В Калининском районе Санкт-Петербурга потребности жителей полностью удовлетворяют две бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга. Кроме того, открытое акционерное общество "Банно-оздоровительный комплекс "Гражданка" имеет 78 помывочных мест, которые требуют ремонта и в настоящее время не эксплуатируются. Жители Калининского района Санкт-Петербурга также пользуются услугами Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Круглые бани", находящегося на границе Выборгского и Калининского районов Санкт-Петербурга.

В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга потребности жителей в банных услугах удовлетворяют три бани, расположенные на территории данного района Санкт-Петербурга.

Для достижения гарантируемого значения норматива стандарта обеспеченности помывочными местами жителей Приморского и Красносельского районов Санкт-Петербурга необходимо строительство банно-оздоровительных комплексов с широким спектром услуг за счет внебюджетных средств.

Немаловажное значение для повышения уровня обеспеченности помывочными местами имеет широко распространившаяся в последние два года сеть небольших частных бань и саун с набором сопутствующих услуг, ориентированная на жителей со средним и выше среднего уровнем доходов. Для предпринимателей инвестирование средств в развитие данного бизнеса является прибыльным и получит дальнейшее развитие.

2. Задачи развития банного хозяйства Санкт-Петербурга
и пути их решения для обеспечения банными услугами жителей
Санкт-Петербурга

Основными задачами развития банного хозяйства Санкт-Петербурга являются:

сохранение профиля деятельности организаций банного хозяйства;

привлечение внебюджетных средств на капитальный ремонт бань и модернизацию банного оборудования;

обеспечение ценовой доступности банных услуг, в первую очередь, для социально незащищенных слоев населения Санкт-Петербурга;

сохранение территориальной доступности услуг бань для жителей Санкт-Петербурга, а также обеспечение гарантируемого значения норматива стандарта в каждом районе Санкт-Петербурга и достижение целевого норматива стандарта обеспеченности помывочными местами.

Для решения указанных задач необходимо:

сохранить в государственной и муниципальной собственности шесть предприятий банного хозяйства, расположенных на территориях Приморского, Курортного, Петродворцового, Пушкинского, Кронштадтского районов Санкт-Петербурга;

передать имущество открытых акционерных обществ, 100 процентов акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, в аренду сроком на 10 лет;

осуществить мероприятия, связанные с передачей имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность.

Передача имущественных комплексов в аренду сроком на 10 лет позволит сохранить профиль деятельности организаций банного хозяйства на весь период действия договора аренды, так как приватизация данных объектов осуществлена с обременением в виде сохранения профиля деятельности (оказание банных услуг) только на пять лет.

Основными условиями передачи в аренду имущественных комплексов открытых акционерных обществ банного хозяйства, 100 процентов акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, должны стать:

обеспечение использования банно-оздоровительных комплексов в целях оказания населению банных услуг с широким спектром услуг для всех слоев населения и количеством помывочных мест не менее 70 процентов от их количества по состоянию на 01.01.2005. Количество помывочных мест для включения в договоры аренды соответствующих условий определяется соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга исходя из обеспеченности помывочными местами жителей конкретного района Санкт-Петербурга;

проведение арендатором капитального ремонта и модернизации банного оборудования за счет собственных средств;

обеспечение работы не менее двух отделений, работающих по фиксированным тарифам за счет средств арендатора, с количеством помывочных мест, закрепленных в договоре аренды, определяемым соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, исходя из обеспеченности помывочными местами жителей конкретного района Санкт-Петербурга;

недопущение перерыва в предоставлении банных услуг малообеспеченным слоям населения Санкт-Петербурга более чем на один месяц в течение года.

Заключение органами управления открытых акционерных обществ договоров аренды осуществить в период с 2006 по 2007 год с одновременным прекращением субсидирования указанных предприятий банного хозяйства из бюджета Санкт-Петербурга.

Перечень открытых акционерных обществ, имущество которых предлагается передать в аренду, а также сведения о техническом состоянии указанного имущества представлены в приложениях N 2 и 3 к настоящей Концепции.

Мероприятия по передаче имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность включают в себя:

обеспечение выполнения ранее принятых решений по передаче имущественных комплексов государственных унитарных предприятий банного хозяйства пригородных районов Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством;

проведение мероприятий по приведению имущественных комплексов государственных унитарных предприятий банного хозяйства Курортного и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга в надлежащее техническое состояние;

После приведения имущественных комплексов государственных унитарных предприятий банного хозяйства пригородных районов Санкт-Петербурга в надлежащее техническое состояние за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также по мере готовности муниципальных образований, на территории которых находятся организации банного хозяйства, к их приему и обеспечению функционирования, что соответствует решениям, принятым на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга (протоколы от 11.11.2002 N 57 и от 03.02.2003 N 6).

Рассматривать вопрос о внесении в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проектов законов Санкт-Петербурга о передаче имущественных комплексов указанных предприятий в муниципальную собственность.

3. Предлагаемые результаты реализации Концепции

Осуществление мероприятий по развитию банного хозяйства Санкт-Петербурга позволит:

не допустить ликвидации и перепрофилирования предприятий банного хозяйства;

привлечь внебюджетные средства для приведения имущества предприятий банного хозяйства в надлежащее техническое состояние;

обеспечить предоставление банных услуг по фиксированным тарифам жителям Санкт-Петербурга с низким уровнем дохода;

сохранить территориальную доступность бань, а также обеспечить гарантируемое значение норматива стандарта и достижение целевого значения норматива стандарта обеспеченности помывочными местами;

сократить расходную часть бюджета Санкт-Петербурга и обеспечить дополнительные поступления в доходную часть бюджета Санкт-Петербурга;

развить сеть услуг в сфере коммунально-бытового хозяйства.

Передача имущественных комплексов санкт-петербургских государственных унитарных предприятий банного хозяйства пригородных районов Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований, на территории которых находятся эти предприятия, позволит:

повысить эффективность управления организациями банного хозяйства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»