Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 августа 2005 года N 591-р


Об утверждении программы "Основы поиска работы,
трудоустройства"
для государственных образовательных
учреждений начального и среднего профессионального
образования



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг." в целях успешной адаптации выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда, трудоустройства их на предприятиях Санкт-Петербурга, качественной подготовки обучающихся к самостоятельной работе в условиях современного производства:

1. Утвердить программу "Основы поиска работы, трудоустройства" для государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в количестве 52 часов согласно приложению.

2. Рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования включить в учебный план предмет "Основы поиска работы, трудоустройства" в количестве 52 часов за счет времени, определенного на раздел "Предметы по выбору" моделью учебного плана, утвержденной решением Коллегии Министерства образования России от 30.06.1993 N 14/3.

3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию С.В.Жолована.

Председатель Комитета
О.В.Иванова

     

     

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 16.08.2005 N 591-р

     

Основы поиска работы, трудоустройства

     

Программа
для учреждений начального и среднего профессионального
образования


Составитель: главный методист Учебно-методического центра, кандидат педагогических наук Фейгина Э.Е.;

Рецензент: директор по персоналу ОАО "Балтийский завод", кандидат экономических наук Мышинская Н.М.

     

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".

Целью изучения программы является формирование у обучающихся [в] учреждени[ях] начального и среднего профессионального образования базовых знаний и умений профессионального самоопределения на рынке труда Санкт-Петербурга.

Основными задачами программы являются:

информировать обучающихся о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга;

сформировать умения составлять алгоритм поиска работы;

сформировать умения самопрезентации.

Предмет "Основы поиска работы, трудоустройства" входит в состав регионального компонента содержания образования для учреждений НПО и СПО, в связи с чем включает в себя изучение следующих основных понятий: основы экономики, основы права, основы профессионального поведения, правила трудоустройства.

Содержание программы должно обеспечить эффективное поведение выпускников на рынке труда.

В целях активизации процесса обучения в учебную программу включены семь практических работ.

В процессе преподавания предмета могут быть использованы в качестве дидактических материалы Федеральной службы занятости.

Практикоориентированная направленность изучаемых вопросов реализуется за счет учета специфики конкретной профессии.

     

Тематический план

N п/п

Темы

Кол-во часов

1

2

3

1.

Основы рыночной экономики

6

2.

Рынок труда

8

3.

Технологии трудоустройства

6

4.

Профессиональная деятельность

6

5.

Профессиональная адаптация

6

6.

Основы профессиональной этики

6

7.

Основы законодательства РФ

4

8.

Практикум

10

Итого

52

     

     

Содержание программы

     

Тема 1. Основы рыночной экономики


Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость.

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли.

Рынок и рыночный механизм. Сегментация рынков. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения. Номинальный, реальный доход, социальная справедливость.

Общие сведения о финансах. Экономические функции и цели государства.

Экономика предприятия: система стандартов; требования ISO; контроль качества продукции.

Тема 2. Рынок труда


Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Мировые тенденции развития рынка труда в разрезе профессий и специальностей, уровней подготовки. Общая характеристика современного рынка труда в России. Изменения в общих требованиях к работнику III тысячелетия.

Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.

Характеристика демографической ситуации в Санкт-Петербурге. Состояние занятости населения на рынке труда. Общая характеристика особенностей безработицы: конверсионная, технологическая, скрытая безработица. Проблемы в трудоустройстве молодежи. Социально-профессиональный "портрет" молодого безработного.

Отраслевая структура занятости Санкт-Петербурга.

Отраслевая структура выпускников учебных заведений Санкт-Петербурга. Формирование предложений на рынке труда. Спрос на труд. Гибкость рынков труда.

Тема 3. Профессиональная деятельность


Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости).

Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Организация и условия труда. Нормирование труда. Виды трудовых норм. Методы нормирования. Условия труда. Безопасность труда. Нормативы и стандарты охраны труда.

Вознаграждение за труд. Мотивация и стимулирование труда. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Сдельная оплата труда. Повременная оплата труда. Оплата труда и производительность. Социальные пособия, выплаты и льготы. Участие в прибылях.

Государственные службы занятости. Программы страхования по безработице. Программа стимулирования спроса на труд.

Тема 4. Технологии трудоустройства


Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы.

Методы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы и бюро по найму, агентства по трудоустройству и др.). Использование личных связей (родные, друзья, преподаватели). Объявления о наборе по радио и телевидению, объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Объявления о вакансиях на улицах. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Самопрезентация. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии, манера поведения и речи. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации).

Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Структурирование интервью со стандартизованными ответами. Техника заполнения анкет и опросников. Вопросы, интересующие претендента на рабочее место. Техника завершения разговора. Невербальное поведение в межличностном взаимодействии.

Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии, рекомендательные письма, письмо-напоминание. Основные требования к их содержанию и оформлению. Деловое письмо с послужным списком кандидата. Психологические особенности восприятия письменной речи.

Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей поведения в затруднительных ситуациях взаимодействия. Типичные причины отказа в приеме на работу.

Тема 5. Профессиональная адаптация


Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Поведение на рабочем месте. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.

Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки, допрофессионализации и модернизации профессиональных знаний с учетом конъюнктуры рынка труда Санкт-Петербурга и требований конкретного рабочего места.

Тема 6. Основы профессиональной этики


Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности.

Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе.

Позиции людей при общении. Связь с самооценкой. Формы и конструкты для выражения позиции. Правильная реакция на неприемлемую позицию. Самооценка собственного поведения. Психология восприятия человека человеком. Психологическая совместимость.

Типы личностей. Характеристики личностей. Отношения сотрудничества, ревизии, активации, отдыха, противоположности и др. Диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа.

Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Отношение разных людей к конфликтам. Диагностика собственного типа отношений. Типы реакций на фрустрацию.

Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Речевые стили. Деловой профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Искусство убеждения.

Профессиональный этикет. Правила приличия на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе.

Тема 7. Основы законодательства РФ


Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли и институты. Система российского законодательства и ее обновление на современном этапе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»