Модернизация всей системы образования в России предполагает удовлетворение потребностей населения в предоставление разнообразных дополнительных образовательных услуг для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных возможностей, организации досуга детей и подростков.
В Санкт-Петербурге действует развитая сеть учреждений дополнительного образования с охватом более 200 тысяч детей (более 30% от общего числа школьников). Однако эти учреждения часто удалены от места проживания ребенка, что создает ряд транспортных проблем. Вместе с тем родители хотят быть уверены в безопасности своего ребенка, возможности поддержания его здоровья и развития.
Создание таких условий возможно в учреждениях общего и начального профессионального образования, т.к. именно эти учреждения наиболее приближены к месту проживания учащихся.
В Санкт-Петербурге дополнительное образование на базе учреждений общего или начального профессионального образования может осуществляться в следующих моделях:
- по договору с городским или районным учреждением дополнительного образования детей;
- в рамках созданного для этих целей структурного подразделения учреждения общего и начального профессионального образования;
- реализация программ дополнительного образования детей в рамках выделенного финансирования.
Наиболее эффективной формой, обеспеченной нормативно-правовой и методической базой, а также кадрами, в настоящее время является Модель N 1, которая предполагает заключение договора о совместной деятельности УДОДиОУ, по которому УДОД, с одной стороны, предоставляет педагогические кадры по своему штатному расписанию и осуществляет методическое руководство; с другой стороны, ОУ создает условия для организации занятий, их обеспечения, реализации обеспечения дополнительных образовательных программ.
Данная модель обеспечивает высокий уровень и качество реализации образовательных программ дополнительного образования, условия аттестации кадров педагогов, повышения их квалификации, участия воспитанников ОУ в системе районных и городских смотров, конкурсов и других мероприятий.
Финансирование образовательной деятельности осуществляется через производственный план и штатное расписание учреждения дополнительного образования детей и контролируется согласно договору администрацией учреждения дополнительного образования детей и образовательного учреждения общего или начального профессионального образования.
Модель N 2 предполагает создание и деятельность структурного подразделения на базе учреждения общего или начального профессионального образования отделения дополнительного образования детей (далее - ОДОД).
ОДОД создается в образовательном учреждении на основе приказа учредителя при наличии не менее 30 детских объединений (групп). Деятельность ОДОД строится в соответствии с Положением об отделении при условии внесения дополнений и изменений в Устав образовательного учреждения.
Положение об ОДОД разрабатывается образовательным учреждением, утверждается администрацией образовательного учреждения при условии согласования с учредителем согласно приложению 1. Деятельность ОДОД строится в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, приказом Комитета по образованию N 325 от 23.05.2001, а также другими нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования согласно приложению 2.
Администрацией образовательного учреждения ведется необходимая документация в соответствии с перечнем номенклатуры дел согласно приложению 3.
При данной модели штаты отделения включаются в штатное расписание учреждения общего или начального профессионального образования. Формируются штаты в соответствии с приказом N 325 от 23.05.2001. Рекомендуется введение должности зам. директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе с кураторством дополнительного образования детей.
Модель N 3 предполагает деятельность учреждения общего или начального профессионального образования без образования структурного подразделения - ОДОД при наличии детских объединений (групп) менее 30. При данной модели педагоги, реализующие программы дополнительного образования, могут быть введены в штатное расписание как непосредственно в учреждения общего или начального профессионального образования, так и в учреждения дополнительного образования детей. Методическое сопровождение возлагается на учреждение дополнительного образования детей. Администрация учреждения общего или начального профессионального образования осуществляет организационные и контролирующие функции по схеме Моделей 1, 2.
Финансирование ОДОД производится в соответствии с бюджетным классификатором по той же целевой статье, что и основная деятельность.
При использовании любой модели содержание дополнительного образования детей должно быть изложено в образовательных программах дополнительного образования.
Выбор образовательных программ дополнительного образования детей проводится на основе изучения потребностей учащихся образовательных учреждений, а также их родителей, учителей и преподавателей, с учетом возможностей материально-технической базы.
Блок программ дополнительного образования должен быть органичной частью основного образования. Их содержание строится с учетом основных концептуальных идей образования, обеспечивающих, с одной стороны, личностный рост ребенка, с другой - развитие учреждения в целом.
Следует помнить, что к программам дополнительного образования детей относятся образовательные программы, содержание которых выходит за рамки государственного образовательного стандарта данного вида учреждения.
Образовательные программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогами, входящими в штат УДОД, утверждаются в соответствии с типовым положением на педагогическом (методическом) совете учреждения дополнительного образования детей после согласования директором образовательного учреждения общего или начального профессионального образования.
Образовательные программы, реализуемые педагогами, входящими в штат учреждений общего или начального профессионального образования, утверждает директор этого учреждения после согласования директором (методической службой) профильного базового УДОД.