ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Основные направления развития и поддержки экспорта
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 2 августа 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 16 декабря 2005 года N 118-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 65, 27.12.2005);

Законом Ленинградской области от 2 августа 2006 года N 81-оз (Вести, N 94, 22.08.2006).

___________________________________________________________________



(Принят Законодательным собранием
 Ленинградской области
27 апреля 2004 года)


Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
     Ленинградской области
 В.Сердюков

Санкт-Петербург

11 мая 2004 года

N 26-оз

     Приложение

УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 11 мая 2004 года N 26-оз


Региональная целевая программа
Ленинградской области
"Основные направления развития и поддержки экспорта
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 2 августа 2006 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Основные направления развития и поддержки экспорта
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 2 августа 2006 года)

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 27 декабря 2002 года N 744-рг

Период реализации Программы

2004-2006 годы

Цель Программы

Создание дополнительных условий для выхода предприятий и организаций Ленинградской области на мировой рынок и увеличения объема экспорта продукции

Основные задачи и мероприятия Программы

1. Анализ экспортно-импортного потенциала Ленинградской области и регионов европейской части Российской Федерации, преимущественно использующих для перевозки своих грузов экспортно-импортные маршруты, проходящие по территории Ленинградской области.
2. Содействие развитию экспортно ориентированной деятельности в Ленинградской области.
3. Информационно-аналитическая поддержка предприятий-экспортеров

Объем финансовых ресурсов, запланированных на текущий период действия Программы

2004 год - не предусмотрено финансирование из средств областного бюджета

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

2005 год - 367,0 тысячи рублей, в том числе областной бюджет - 367,0 тысячи рублей;
2006 год - 1427,0 тысячи рублей, в том числе областной бюджет - 1427,0 тысячи рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Увеличение экспорта продукции (товаров, услуг) не менее чем на 5 процентов ежегодно, повышение загрузки производственных мощностей экспортно ориентированных предприятий, создание информационной базы данных по экспортно-импортному потенциалу ряда регионов европейской части Российской Федерации

Разработчик Программы

Комитет по внешнеэкономическим и международным связям Правительства Ленинградской области

Сроки разработки Программы

Декабрь 2002 года - апрель 2003 года

Представитель заказчика Программы

Комитет экономического развития Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Основной исполнитель - комитет экономического развития Ленинградской области.
Соисполнители:
комитеты Правительства Ленинградской области:
комитет финансов,
комитет международных и региональных связей,
комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству,
комитет по дорожному хозяйству и транспорту,
комитет по информационной политике и телекоммуникациям;
Ленинградская областная торгово-промышленная палата;
предприятия и организации Ленинградской области, занимающиеся экспортной деятельностью

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 2 августа 2006 года N 81-оз, - см. предыдущую редакцию)

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя комитета экономического развития Ленинградской области - начальник департамента инвестиций, тел. 576-40-14

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития Ленинградской области Г.В.Двас

     

     

Введение

Программа разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области" на 2004-2006 годы" от 27 декабря 2002 года N 744-рг.

Доходы в виде налогов и сборов от экспортной деятельности предприятий и организаций Ленинградской области продолжают оставаться одной из важных статей пополнения бюджетов всех уровней в Ленинградской области, что позволяет решать многие социально-экономические проблемы.

     

1. Анализ ситуации и проблемы развития экспорта в Ленинградской области


Внешнеэкономические связи Ленинградской области в 1990-е годы развивались на фоне глубокого экономического спада, поразившего основные отрасли регионального хозяйства. Промышленное производство к 1996 году сократилось на 30-50 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Дополнительным ударом по многим отраслям народного хозяйства стал финансовый кризис в августе 1998 года, хотя для экспорториентированных производств и некоторых отраслей, продукция которых не имела конкурентоспособности по сравнению с импортными товарами (например, птицеводство), этот кризис дал положительные результаты. Проблемы региона усугублялись наличием ряда предприятий, выпускающих военно-техническую продукцию, и незначительными объемами финансирования конверсионных мероприятий.

Изложенные факты, а также низкая деловая активность в стране, отсутствие платежеспособных покупателей и производителей качественных товаров в нужном ассортименте и количестве, острый дефицит инвестиционных ресурсов стали стимулом для ускоренного развития внешнеэкономической деятельности, поиска зарубежных партнеров, поставщиков и рынков сбыта. Вместе с тем кризисное состояние экономики области не могло обеспечить достаточные возможности для проведения эффективной внешнеторговой деятельности. В результате обозначились существенные структурные диспропорции и качественные проблемы в развитии внешнеэкономических связей области, требующие срочного решения и обусловившие необходимость разработки Программы.

Развитие внешней торговли Ленинградской области в последние годы прослеживает следующие основные тенденции:

рост внешнеторгового оборота, начиная с IV квартала 1998 года (среднеквартальные темпы его прироста составили 6,1 процента);

опережающее расширение экспорта - в среднем в 3,7 раза, что обуславливает формирование высокого положительного сальдо и ведет к усилению несбалансированности внешнеторговых операций Ленинградской области (импорт составляет около четверти товарооборота);

форсированное увеличение поставок продукции топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, древесины и изделий из нее на внешний рынок, обусловившее заметное увеличение доли соответствующих производств в экспорте;

существенное снижение доли машин и оборудования в экспорте области (с 12,1 процента в 1996 году до 5,8 процента в 2002 году);

постепенное расширение географии внешней торговли Ленинградской области (в 2002 году предприятия и организации области поддерживали связи с партнерами из 118 стран мира) в целом при нестабильном составе партнеров и высокой концентрации рынков сбыта важнейших экспортных товаров на отдельно взятой стране (в 2002 году экспорт в Швейцарскую Конфедерацию составил 47,0 процентов от общего объема, Королевство Швеция - 13,6 процента, Финляндскую Республику - 11,6 процента, Эстонскую Республику - 5,9 процента);

сосредоточение основных объемов внешнеторговых операций на узкой группе крупнейших промышленных предприятий Ленинградской области (в 2002 году из 1568 областных участников внешнеторговой деятельности на 20 предприятий приходилось три четверти товарооборота и свыше 80 процентов всех экспортных отгрузок области). К их числу можно отнести ООО "Киришинефтеоргсинтез", ОАО "Светогорск", ОАО "Пикалевское объединение "Глинозем", ООО "Катерпиллар Тосно", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ОАО "Волховский Алюминий", ЗАО "Лемо Интернациональ" и другие.

     

     

2. Цель и задачи Программы


Основной целью Программы являются создание необходимых условий для выхода предприятий и организаций Ленинградской области на мировой рынок и увеличение объема экспорта товаров, укрепление и качественное преобразование ее внешнеэкономического потенциала в целях стимулирования роста и структурной перестройки областного хозяйства.

Принимая во внимание необходимость усиления стимулирующего влияния внешнеэкономической деятельности на областное хозяйство, придания ей современного качества, высокой степени предсказуемости и устойчивости, Программа предусматривает:

проведение всестороннего анализа перспектив экспортной деятельности в Ленинградской области, укрепление и совершенствование экспортного потенциала за счет приоритетного развития экспорториентированных производств машиностроительного, топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, экспорта услуг;

определение наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности и роста объемов экспортной продукции, использование новых технологий и создание современных экспорториентированных производств;

изучение конъюнктуры рынка для экспортируемых товаров и в первую очередь, для товаров глубокой переработки, имеющих высокую долю добавочной стоимости;

совершенствование и повышение эффективности импортной деятельности, направленной на расширение закупок прогрессивных видов машин и оборудования для развития экспорториентированных производств;

оптимизацию географической структуры внешней торговли, имеющей целью расширение круга и определение наиболее надежных и выгодных торговых партнеров, с учетом совокупности экономических, торгово-политических и географических факторов, а также выход на новые перспективные рынки;

совершенствование форм, организации и техники внешнеторговой деятельности в области, включая улучшение маркетинговой, конъюнктурной и контрактной работы на предприятиях - участниках внешнеторговой деятельности, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение предприятий - экспортеров;

мероприятия по совершенствованию механизма управления внешнеэкономическим комплексом Ленинградской области.

Программа предполагает совместную работу государственных органов и предприятий Ленинградской области, осуществляющих внешнеторговую деятельность, а также специалистов иных заинтересованных организаций.

Общая координация и отчетность по выполнению мероприятий Программы возлагается на комитет по внешнеэкономическим и международным связям Правительства Ленинградской области.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности Ленинградской области;

организационно-методические мероприятия по поддержке экспорта, в том числе подготовка и повышение квалификации кадров в сфере внешней торговли;

мероприятия в финансово-кредитной сфере по стимулированию и поддержке экспорта.

     

3. Обоснование актуальности мероприятий Программы

     

3.1. Основы внешнеторговой стратегии Ленинградской области

     

3.1.1. Экспортная деятельность

Современная международная специализация Ленинградской области сформировалась под воздействием объективных экономических факторов, обусловленных ресурсной базой и спецификой размещения производительных сил на территории области, а также с учетом тенденций развития конъюнктуры на мировых товарных рынках.

При анализе актуального и перспективного экспортного потенциала Ленинградской области учитывались следующие основные моменты:

особенности экономическо-географического положения Ленинградской области, а именно: приграничное расположение и территориальная близость к скандинавскому и центрально-европейскому рынкам, что существенно сокращает накладные расходы для экспортеров и оказывает заметное корректирующее влияние на структуру внешних поставок Ленинградской области;

развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие водных путей, в том числе морских;

емкий рынок сбыта конечной продукции в Санкт-Петербурге и в России в целом;

наличие мощной учебной, научной и проектной базы;

большинство промышленных предприятий Ленинградской области, тесно связанных с оборонной отраслью, хорошо оснащены технически, имеют квалифицированный персонал. Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции. Это позволяет предположить, что основными факторами конкурентоспособности продукции Ленинградской области на мировом рынке могут быть высококвалифицированная и сравнительно недорогая рабочая сила, а также специальные знания, навыки и "ноу-хау", приобретенные за время выпуска вооружений и изделий с высокой долей добавочной стоимости;

низкая доля высокотехнологичных изделий в экспорте Ленинградской области.

     

3.1.1.1. Перспективы экспорта продукции
топливно-энергетического комплекса

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Ленинградской области представляет собой сложную разветвленную систему производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов и включает электроэнергетику, топливную промышленность (в состав которой входят нефтеперерабатывающая, сланцевая и торфяная отрасли) и трубопроводный транспорт. ТЭК является катализатором развития экономики Ленинградской области.

Удельный вес продукции ТЭК в общем объеме производства Ленинградской области в 2002 году составил около 30 процентов, в то же время удельный вес этой продукции в структуре областного экспорта - 68 процентов.

В настоящее время основными пунктами перевалки сырой нефти и нефтепродуктов на Балтийском море являются Вентспилс (Латвийская Республика), Таллин (Эстонская Республика), Порво (Финляндская Республика), Приморск и Санкт-Петербург (Российская Федерация). Но, если в 2001 году через Вентспилс вывозилось около половины всей нефти, то в 2002 году произошло переориентирование потоков на Приморск (более 12 миллионов тонн) и значительное количество нефти - около четырех миллионов тонн - было вывезено через порты Белого моря (Архангельск и Витино).

Строительство магистральных нефтепроводов на территории Ленинградской области позволит существенно снизить затраты российских компаний на транспортировку топливных ресурсов (до трех-четырех долларов США за тонну нефти), увеличить их прибыль, создать новые высокооплачиваемые рабочие места и получить дополнительные налоги в бюджеты всех уровней.

Один из самых перспективных проектов российской экономики - Балтийская трубопроводная система (БТС), включающая новый нефтепровод "Кириши - Приморск" (280 километров). В перспективе, за счет строительства новой ветки нефтепровода экспорт нефти через Приморск за счет мощностей БТС должен возрасти до 30 миллионов тонн в год (с дальнейшим наращиванием до 50 миллионов тонн).

Помимо вывоза нефти планируется экспорт нефтепродуктов, для чего ОАО "Транснефтепродукт" предусматривает наращение нефтепродуктопровода по трассе Кстово - Кириши - Приморск для поставок на экспорт продукции нефтеперерабатывающих заводов, расположенных, главным образом, в Приволжском федеральном округе (Пермская область, Республика Башкирия, Республика Татарстан и другие).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»