Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 октября 2000 года N 21


О региональной целевой программе "Старшее поколение"
на 2000-2005 годы

(с изменениями на 19 марта 2003 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2004 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 22 мая 2003 года N 101

____________________________________________________________________


В целях совершенствования системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Старшее поколение" на 2000-2005 годы (далее - программа "Старшее поколение").

2. Определить руководителем программы "Старшее поколение" председателя комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области Быстрову З.Н.

3. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при формировании областных бюджетов на 2001-2005 годы предусматривать расходы на реализацию мероприятий программы "Старшее поколение" в объемах, определяемых программой.

4. Комитету финансов осуществлять финансирование мероприятий программы "Старшее поколение" в объемах, предусматриваемых областными бюджетами на 2000-2005 годы.

5. Комитету по труду и социальной защите населения:

5.1. Обеспечить заключение с главами муниципальных образований договоров на выполнение мероприятий программы "Старшее поколение" в 2001-2005 годах.

5.2. Обеспечить контроль за выполнением программы "Старшее поколение" и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.

О ходе выполнения мероприятий программы ежеквартально  информировать комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.

6. Контроль за исполнением  постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.

О ходе выполнения программы информировать Правительство Ленинградской области ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 26 октября 2000 года N 21
(приложение)

 

Региональная целевая программа
"Старшее поколение" на 2000-2005 годы

(с изменениями на 19 марта 2003 года)

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Старшее поколение"
на 2000-2005 годы

(в редакции постановления Правительства Ленинградской области
 от 1 июля 2002 года N 114
- см. предыдущую редакцию)  

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 марта 2003 года N 44 Паспорт региональной целевой программы "Старшее поколение" изменен в части мероприятий и средств, предусмотренных на 2003 год - см. приложение 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 19 марта 2003 года N 44.

____________________________________________________________________

Полное наименование
программы

Региональная целевая программа
"Старшее поколение" на 2000-2005 годы

Основания для разработки
программы

Указ Президента Российской Федерации  от  13  июня 1996 года  N  883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы",

постановление  Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1065  "О продлении срока реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы

Срок реализации программы

2000 -2005 годы

Цель программы

0существление комплекса мер для решения социально-экономических, правовых, медицинских, культурных, бытовых и иных проблем пожилых людей, повышения уровня и качества жизни граждан старшего поколения, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества

Основные задачи, мероприятия программы на 2002 год

Предоставление пожилым людям  медицинской помощи и социального обслуживания, льгот и преимуществ согласно законодательству, свободного доступа к общественным и культурным ценностям, создание условий для посильной занятости, реализации внутреннего потенциала и сохранение достоинства;

содействие в укреплении материально-технической  базы учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям;
осуществление корректировки конечных показателей, результатов реализации мероприятий программы

Объем финансовых ресурсов, запланированных  по программе на  2002  год

23923,0 тысячи рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 4200,0 тысячи рублей,
из областного бюджета -3769,0 тысячи рублей,
из  муниципального бюджета - 15854,0 тысячи рублей
из внебюджетных источников -100,0  тысячи рублей

Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за 2000-2001 годы

27493,21 тысячи рублей,  в том числе:
из федерального бюджета -12915,81 тысячи рублей,
из областного бюджета -6240,0 тысячи рублей,
из  муниципального бюджета - 8195,4 тысячи  рублей
из внебюджетных источников -142,0  тысячи рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения программы (2003-2005 годы)

89845,0 тысячи рублей, в том числе:
из федерального бюджета -3170,0 тысячи рублей,
из областного бюджета - 12905,0 тысячи рублей,
из  муниципального бюджета - 73380,0 тысячи рублей
из внебюджетных источников -390,0  тысячи рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы за 2002 год

Обеспечение социальных гарантий для       граждан старшего поколения, повышение  уровня, качества и продолжительности их жизни,  в том числе активной,   снижение социальной напряженности в регионе;
укрепление материально-технической базы 12 муниципальных учреждений социального обслуживания, улучшение бытовых условий содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в шести домах-интернатах, их оснащение  оборудованием и автотранспортом;
оказание денежной помощи 5000 остронуждающихся пожилых людей, снижение показателя  нуждающихся в различных социальных услугах  с 70 до50 процентов

Разработчик программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Срок  разработки программы

2000 год

Представитель заказчика программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области,

Основной исполнитель и соисполнители программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области,
комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области,
комитет по культуре Правительства Ленинградской области,
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области,
администрации муниципальных образований

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Быстрова Зинаида Николаевна, председатель комитета по труду и социальной защите населения   Ленинградской области,
телефон 225-24-60

Постановление  об утверждении программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 21

Система организации контроля за выполнением программы

Информация о результатах выполнения программы ежеквартально представляется  в   комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области  и ежегодно - в  Правительство Ленинградской области.
Для осуществления оперативного  контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации программы, представляют ежеквартально отчет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области  о выполнении мероприятий программы.
Общий контроль за реализацией программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области   Пустотин Н.И.

     

I. Анализ социально-экономического положения граждан пожилого
возраста и инвалидов в Ленинградской области

По статистическим данным в Ленинградской области около 200 тысяч граждан в возрасте 65 лет и старше нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тысяч граждан в возрасте 80 лет и старше и 20 тысяч одиноких престарелых граждан.

Сохраняется устойчивая тенденция старения населения. С 1996 по 1999 год в составе населения области доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 21,9 до 27 процентов. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском и Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно превысил среднеобластной.

Анализ социально-экономического положения пожилых людей в Ленинградской области свидетельствует о наличии ряда проблем, касающихся их жизнеобеспечения, материального положения, здоровья, социально-психологического самочувствия и социальной активности.

За последние годы значительно ухудшилось материальное положение  граждан пенсионного возраста:

по состоянию на 1 января 2000 года средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат составляет лишь 64,5 процента прожиточного минимума;

за период с 1996 по 1999 год доля граждан пенсионного возраста, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, возросла с 17,8 до 94,6 процента;

по состоянию на 1 января 2000 года 346 тысяч пенсионеров по возрасту находятся за чертой бедности;

из общего числа граждан пенсионного возраста продолжают работать лишь 18 процентов.

Ухудшаются показатели здоровья пожилых людей:

60 процентов лиц, впервые признанных инвалидами, составляют пожилые люди;

до 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, также составляют лица пожилого возраста.

Изучение нуждаемости обследованных пожилых граждан свидетельствует, что из них 78 процентов нуждаются в социально-медицинской помощи, 63 процента - в услугах социально-бытового назначения, 69 процентов - в материальной помощи, 78 процентов - в психологической поддержке.

По имеющимся статистическим данным 42 процента пожилых людей живут одни, причем одиноких женщин в девять раз больше, чем мужчин.

Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.

Одиночество, являясь особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По итогам выборочных обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей в 1,5 раза выше, чем у пожилых граждан, проживающих в семьях.

Остается низкой социальная активность граждан пожилого возраста. Только 10 процентов пожилых людей и инвалидов участвуют в общественной деятельности.

Для обеспечения координации усилий всех государственных, общественных и иных структур в интересах пожилых людей при Правительстве Ленинградской области создана и активно работает межведомственная комиссия по проблемам граждан старшего поколения.

В Ленинградской области с 1997 по 1999 год мероприятия по реализации социальной политики в отношении пожилых людей осуществлялись в рамках региональной и муниципальных программ "Старшее поколение".

Важным результатом реализации региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы стало развитие сети социальных учреждений для пожилых людей.

Так, за последние три года число интернатов общего профиля для престарелых и инвалидов увеличилось с трех до четырех, дневных, стационарных и социально-реабилитационных отделений центров социального обслуживания - со 135 до 154, отделений социального обслуживания на дому - со 107 до 117, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому - двух до десяти, отделений срочного социального обслуживания - с 16 до 19.

Получили развитие такие учреждения социального обслуживания, как дома ночного пребывания, специальные жилые дома для одиноких престарелых. Значительно расширился перечень услуг, предоставляемых пожилым людям в учреждениях социального обслуживания.

Развитие в Ленинградской области сети учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов


Поряд-

ковый номер

Виды учреждений

Год

  

  

1997

1998

1999

1

Дома-интернаты для престарелых (ед.)
количество мест (ед.)

4
540

4
580

4
690

2

Центры социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов   (ед.)
количество мест (ед.)


17
678


18
702


18
818

3

Отделения социального обслуживания на дому(ед.)
число обслуженных (чел.)

112
10609

112
10934

114,8
11384

4

Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ед.)
Число обслуженных (чел.)


5,5
341


5,5
346


11,8
760

5

Отделения срочного социального обслуживания(ед.)        
число обслуженных  (чел.)

17
60771

17
89952

18
99241

6

Специальные дома для ветеранов (ед.)
количество мест (ед.)

2
120

2
120

2
120

7

Дома ночного пребывания   (ед.)
число обслуженных (чел.)

1
12

1
12

1
12


За период с 1997 по 1999 год в учреждениях здравоохранения количество коек сестринского ухода увеличилось со 146 в 1997 году до 222 в 1999 году, дополнительно развернуто 20 гериатрических коек.

Численность лиц старшего возраста, принимающих участие в фестивалях творчества пожилых людей, возросло с 5,0 тысячи до 6,9 тысячи человек. Охват пожилых людей клубной деятельностью при учреждениях культуры и социальной защиты населения повысился с 36,9 тысячи до 41,2 тысячи человек.

Однако существующая сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в полном объеме. Социальную помощь различных видов получают не более 51 процента граждан пожилого возраста, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Слабая материальная база стационарных учреждений социального обслуживания не позволяет обеспечить качественный уход и медицинское обслуживание проживающих, не выдерживается норматив жилой площади на человека.

Недостаточно развита коечная сеть стационарных учреждений социального обслуживания. Очередь на определение в дома-интернаты составляет 300 человек.

В учреждениях здравоохранения не организованы гериатрические приемы, в ряде из них при проведении комплексных медосмотров не обеспечивается клинический минимум обследований.

В большинстве муниципальных образований, особенно в сельской местности, низок процент охвата пожилого населения флюорографическими осмотрами, затруднено электрокардиографическое обследование.

Отсутствуют хосписы для онкологических и некурабельных больных.

В связи с недоступностью основных объектов социально-бытового назначения для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности.

Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточность финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»