от 26 октября 2000 года N 21
О региональной целевой программе "Старшее поколение"
на 2000-2005 годы
(с изменениями на 19 марта 2003 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2001 года N 141;
постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 114;
постановлением Правительства Ленинградской области от 19 марта 2003 года N 44.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2004 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 22 мая 2003 года N 101
____________________________________________________________________
В целях совершенствования системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Старшее поколение" на 2000-2005 годы (далее - программа "Старшее поколение").
2. Определить руководителем программы "Старшее поколение" председателя комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области Быстрову З.Н.
3. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при формировании областных бюджетов на 2001-2005 годы предусматривать расходы на реализацию мероприятий программы "Старшее поколение" в объемах, определяемых программой.
4. Комитету финансов осуществлять финансирование мероприятий программы "Старшее поколение" в объемах, предусматриваемых областными бюджетами на 2000-2005 годы.
5. Комитету по труду и социальной защите населения:
5.1. Обеспечить заключение с главами муниципальных образований договоров на выполнение мероприятий программы "Старшее поколение" в 2001-2005 годах.
5.2. Обеспечить контроль за выполнением программы "Старшее поколение" и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.
О ходе выполнения мероприятий программы ежеквартально информировать комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
О ходе выполнения программы информировать Правительство Ленинградской области ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Региональная целевая программа
"Старшее поколение" на 2000-2005 годы
(с изменениями на 19 марта 2003 года)
(в редакции постановления Правительства Ленинградской области
от 1 июля 2002 года N 114 - см. предыдущую редакцию)
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 марта 2003 года N 44 Паспорт региональной целевой программы "Старшее поколение" изменен в части мероприятий и средств, предусмотренных на 2003 год - см. приложение 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 19 марта 2003 года N 44.
____________________________________________________________________
Полное наименование | Региональная целевая программа |
Основания для разработки | Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы", |
Срок реализации программы | 2000 -2005 годы |
Цель программы | 0существление комплекса мер для решения социально-экономических, правовых, медицинских, культурных, бытовых и иных проблем пожилых людей, повышения уровня и качества жизни граждан старшего поколения, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества |
Основные задачи, мероприятия программы на 2002 год | Предоставление пожилым людям медицинской помощи и социального обслуживания, льгот и преимуществ согласно законодательству, свободного доступа к общественным и культурным ценностям, создание условий для посильной занятости, реализации внутреннего потенциала и сохранение достоинства; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2002 год | 23923,0 тысячи рублей, в том числе: |
Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за 2000-2001 годы | 27493,21 тысячи рублей, в том числе: |
Объем финансирования, необходимый для завершения программы (2003-2005 годы) | 89845,0 тысячи рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы за 2002 год | Обеспечение социальных гарантий для граждан старшего поколения, повышение уровня, качества и продолжительности их жизни, в том числе активной, снижение социальной напряженности в регионе; |
Разработчик программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки программы | 2000 год |
Представитель заказчика программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области, |
Основной исполнитель и соисполнители программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области, |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Быстрова Зинаида Николаевна, председатель комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, |
Постановление об утверждении программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 21 |
Система организации контроля за выполнением программы | Информация о результатах выполнения программы ежеквартально представляется в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. |
По статистическим данным в Ленинградской области около 200 тысяч граждан в возрасте 65 лет и старше нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тысяч граждан в возрасте 80 лет и старше и 20 тысяч одиноких престарелых граждан.
Сохраняется устойчивая тенденция старения населения. С 1996 по 1999 год в составе населения области доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 21,9 до 27 процентов. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском и Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно превысил среднеобластной.
Анализ социально-экономического положения пожилых людей в Ленинградской области свидетельствует о наличии ряда проблем, касающихся их жизнеобеспечения, материального положения, здоровья, социально-психологического самочувствия и социальной активности.
За последние годы значительно ухудшилось материальное положение граждан пенсионного возраста:
по состоянию на 1 января 2000 года средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат составляет лишь 64,5 процента прожиточного минимума;
за период с 1996 по 1999 год доля граждан пенсионного возраста, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, возросла с 17,8 до 94,6 процента;
по состоянию на 1 января 2000 года 346 тысяч пенсионеров по возрасту находятся за чертой бедности;
из общего числа граждан пенсионного возраста продолжают работать лишь 18 процентов.
Ухудшаются показатели здоровья пожилых людей:
60 процентов лиц, впервые признанных инвалидами, составляют пожилые люди;
до 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, также составляют лица пожилого возраста.
Изучение нуждаемости обследованных пожилых граждан свидетельствует, что из них 78 процентов нуждаются в социально-медицинской помощи, 63 процента - в услугах социально-бытового назначения, 69 процентов - в материальной помощи, 78 процентов - в психологической поддержке.
По имеющимся статистическим данным 42 процента пожилых людей живут одни, причем одиноких женщин в девять раз больше, чем мужчин.
Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.
Одиночество, являясь особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По итогам выборочных обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей в 1,5 раза выше, чем у пожилых граждан, проживающих в семьях.
Остается низкой социальная активность граждан пожилого возраста. Только 10 процентов пожилых людей и инвалидов участвуют в общественной деятельности.
Для обеспечения координации усилий всех государственных, общественных и иных структур в интересах пожилых людей при Правительстве Ленинградской области создана и активно работает межведомственная комиссия по проблемам граждан старшего поколения.
В Ленинградской области с 1997 по 1999 год мероприятия по реализации социальной политики в отношении пожилых людей осуществлялись в рамках региональной и муниципальных программ "Старшее поколение".
Важным результатом реализации региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы стало развитие сети социальных учреждений для пожилых людей.
Так, за последние три года число интернатов общего профиля для престарелых и инвалидов увеличилось с трех до четырех, дневных, стационарных и социально-реабилитационных отделений центров социального обслуживания - со 135 до 154, отделений социального обслуживания на дому - со 107 до 117, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому - двух до десяти, отделений срочного социального обслуживания - с 16 до 19.
Получили развитие такие учреждения социального обслуживания, как дома ночного пребывания, специальные жилые дома для одиноких престарелых. Значительно расширился перечень услуг, предоставляемых пожилым людям в учреждениях социального обслуживания.
Поряд- ковый номер | Виды учреждений | Год | ||
|
| 1997 | 1998 | 1999 |
1 | Дома-интернаты для престарелых (ед.) | 4 | 4 | 4 |
2 | Центры социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов (ед.) |
|
|
|
3 | Отделения социального обслуживания на дому(ед.) | 112 | 112 | 114,8 |
4 | Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ед.) |
|
|
|
5 | Отделения срочного социального обслуживания(ед.) | 17 | 17 | 18 |
6 | Специальные дома для ветеранов (ед.) | 2 | 2 | 2 |
7 | Дома ночного пребывания (ед.) | 1 | 1 | 1 |
За период с 1997 по 1999 год в учреждениях здравоохранения количество коек сестринского ухода увеличилось со 146 в 1997 году до 222 в 1999 году, дополнительно развернуто 20 гериатрических коек.
Численность лиц старшего возраста, принимающих участие в фестивалях творчества пожилых людей, возросло с 5,0 тысячи до 6,9 тысячи человек. Охват пожилых людей клубной деятельностью при учреждениях культуры и социальной защиты населения повысился с 36,9 тысячи до 41,2 тысячи человек.
Однако существующая сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в полном объеме. Социальную помощь различных видов получают не более 51 процента граждан пожилого возраста, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Слабая материальная база стационарных учреждений социального обслуживания не позволяет обеспечить качественный уход и медицинское обслуживание проживающих, не выдерживается норматив жилой площади на человека.
Недостаточно развита коечная сеть стационарных учреждений социального обслуживания. Очередь на определение в дома-интернаты составляет 300 человек.
В учреждениях здравоохранения не организованы гериатрические приемы, в ряде из них при проведении комплексных медосмотров не обеспечивается клинический минимум обследований.
В большинстве муниципальных образований, особенно в сельской местности, низок процент охвата пожилого населения флюорографическими осмотрами, затруднено электрокардиографическое обследование.
Отсутствуют хосписы для онкологических и некурабельных больных.
В связи с недоступностью основных объектов социально-бытового назначения для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности.
Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточность финансирования.