(с изменениями на 24 апреля 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 10 марта 2011 года N 44
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2000 года N 171-пг.
____________________________________________________________________
В целях улучшения условий обучения и расширения возможностей учащихся Ленинградской области для получения дополнительного образования, творческого развития, сохранения и укрепления здоровья и увеличения времени общения с родителями Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Принять предложения комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области по организации работы, связанной с ликвидацией второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области
2. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области на 1999-2006 годы (далее - Программа).
3. Обеспечить реализацию мероприятий по ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях, находящихся на территориях муниципальных образований, в соответствии с утвержденной программой.
4. Комитету общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области совместно с органами управления образованием муниципальных образований обеспечить контроль за выполнением мероприятий Программы.
5. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и транспорту Правительства Ленинградской области и комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области предусмотреть включение в адресную программу капитальных вложений объектов системы образования, финансируемых за счет средств областного бюджета Ленинградской области согласно Программе.
6. Комитету финансов Ленинградской области и комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области при формировании областного бюджета Ленинградской области на 2000 и последующие годы предусмотреть расходы на реализацию Программы.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области -
председатель комитета финансов
А.Яковлев
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 26 августа 1999 года N 71
Комитет общего и профессионального образования
Правительства Ленинградской области
(с изменениями на 24 апреля 2000 года)
Полное наименование программы: | Региональная целевая Программа ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области на 1996-2006 годы |
Основание для разработки: | наличие второй смены в школах области |
Период реализации программы: | 1999-2006 годы |
Цель программы: | организация односменного режима работы общеобразовательных учреждений, создание условий для полноценного развития детей |
Основные задачи, мероприятия программы: | объединение организационных и экономических усилий Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, районных и городских комитетов и учреждений образования для решения поставленных задач; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2000 год: | 14,9 миллиона рублей в ценах 1991 года |
Объем финансирования, необходимый для выполнения программы: | 95,3 миллиона рублей в ценах 1991 года |
Ожидаемый конечный результат, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы: | улучшение условий и качества обучения детей в общеобразовательных школах, положительное влияние на состояние их здоровья; |
Разработчик программы: | комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области |
Срок разработки программы: | 1999 год |
Представитель заказчика программы: | комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области |
Основные исполнители и соисполнители программы: | комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области; |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы: | Найденова Зоя Георгиевна, председатель комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области; телефон 273-33-78 |
Постановление об утверждении программы: | постановление Правительства Ленинградской области от 26 августа 1999 года N 71 |
Система организации контроля за выполнением программы: | контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области по социальному развитию |
Вторая смена в школах Ленинградской области существует с середины 70-х годов. Причинами, обусловившими ее возникновение, стали:
1) снижение норматива наполняемости классов с 40 до 25 человек, что не отразилось на строительных нормах и правилах (СНИП), по которым производился расчет проектной мощности школьных зданий. Сокращение численности учащихся лишь привело к увеличению количества классов в образовательных учреждениях. Соответствующей программы повышения нормативов наполняемости общеобразовательных учреждений разработано не было;
2) введение новых образовательных программ, заставившее школы переоборудовать классные помещения под кабинеты для проведения занятий по вводимым новым предметам (например, по информатике), неполное их использование в течение недели, также приведшее к сокращению числа ученических мест;
3) приостановление строительства новых школ. В начале 90-х годов миграционный приток граждан, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, уволенных с военной службы, обусловил дополнительную нагрузку школ ряда районов и городов Ленинградской области, вынужденных принять удвоенный по численности контингент;
4) увеличение количества детей с ослабленным зрением и слухом, отстающих в умственном развитии, детей-сирот и, как следствие, открытие специальных учебных заведений для их обучения. В связи с тем, что с 1990 года прирост материально-технической базы для размещения учащихся в коррекционных учреждениях отсутствовал, система образования области вынуждена была создавать школы для таких детей на имеющихся площадях, перераспределяя при этом внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, привело к значительному увеличению количества учащихся общеобразовательных школ.
В настоящее время 160 школ области (34 процента их общего количества) работают в две смены, что отрицательно воздействует на здоровье и развитие детей, так как во второй половине дня у большинства из них ухудшается способность к восприятию, возрастает утомляемость, снижается работоспособность. Учеба во вторую смену также ограничивает время общения детей с родителями, препятствует получению дополнительного образования (занятия в кружках, секциях и т.д.), сокращает время пребывания школьников на воздухе. Кроме того, возвращение из школы домой в вечернее время создает угрозу безопасности детей.
Ликвидация второй смены в общеобразовательных школах области позволит преодолеть негативные явления, будет способствовать созданию условий для полноценного духовного и физического развития школьников, формированию благоприятного социального климата.
Основой Программы является анализ демографической ситуации, сложившейся в Ленинградской области, и аналогичные комплексные программы муниципальных образований, представленные районными и городскими органами управления образованием. В Программе нашли отражение возможности самой образовательной системы, в частности рациональное использование помещений учреждений дошкольного и частично начального профессионального образования, а также такие мероприятия, как строительство новых и реконструкция функционирующих школ.
Срок реализации Программы определен с учетом финансовых возможностей и составляет семь лет.
В Ленинградской области по состоянию на 1 сентября 1998 года из 467 общеобразовательных школ (217708 учащихся) в 160 школах (34958 учащихся) занятия проводятся в две смены.
За последние четыре года количество учащихся области, обучающихся во вторую смену, заметно снизилось:
| Общее количество учащихся | Количество учащихся второй смены |
1995/96 учебный год | 222691 | 44553 (20 процентов) |
1996/97 учебный год | 221566 | 42867 (19,3 процента) |
1997/98 учебный год | 219941 | 39426 (17, 9 процента) |
1998/99 учебный год | 217708 | 34958 (16 процентов). |
Так, во Всеволожском и Гатчинском районах количество учащихся, занимающихся во вторую смену, за последний год увеличилось соответственно на 29,8 и 24,5 процента.
В целом по области процент занимающихся во вторую смену выше среднего (16,2 процента) в следующих муниципальных образованиях: Выборгский район (17,5 процента), город Гатчина (35,7 процента), город Ивангород (22,5 процента), Кингисеппский район (23,5 процента), город Коммунар (50 процентов), город Светогорск (28 процентов), Сланцевский район (20 процентов), Тихвинский район (20,5 процента), Тосненский район (24,5 процента), город Шлиссельбург (35,3 процента), Сертолово (36,5 процента) и Колтушская волость (33,5 процента).
В одну смену работают школы муниципального образования Кузнечное.
2. Характеристика демографической ситуации
в Ленинградской области
Анализ демографической ситуации в Ленинградской области показывает, что снижение рождаемости детей наблюдается с 1988 года.
Количество детей 1992 года рождения, которые придут в первый класс в 1999 году, составит 87 процентов от поступивших в школу в 1998 году.
Показатели рождаемости по Ленинградской области в целом и муниципальным образованиям приведены в таблицах 1 и 2 настоящей Программы.
Таблица 1
Показатели рождаемости по Ленинградской области
Год рождения | Количество детей | Год поступления |
1990 | 18310 | 1997 |
1991 | 16351 | 1998 |
1992 | 14452 | 1999 |
1993 | 11886 | 2000 |
1994 | 12339 | 2001 |
1995 | 12115 | 2002 |
1996 | 11524 | 2003 |
1997 | 11613 | 2004 |
1998 | 11500 | 2005 |
3. Мероприятия Программы и затраты на ее реализацию
Программа содержит:
3.1. Мероприятия, осуществление которых возможно за счет ресурсов образовательной системы (таблица 3 настоящей Программы):
рациональное использование внутришкольных помещений и сокращение численности обучающихся;
использование дошкольных образовательных учреждений под начальные классы;
передача освобождающихся зданий дошкольных образовательных учреждений под школы;
размещение учебных классов общеобразовательных школ в профессиональных училищах.