В течение 1997-1998 годов по степени напряженности рынки труда муниципальных образований Ленинградской области существенно отличались друг от друга.
Часть территорий, в первую очередь прилегающих к Санкт-Петербургу (Кировский, Всеволожский, Ломоносовский, Тосненский районы, поселок Сертолово, Колтушская волость) не испытывали большого напряжения на рынке труда и уровень безработицы в этих муниципальных образованиях не превышал 1-3% экономически активного населения.
В то же время на отдельных территориях области уровень безработицы превысил черту в 10-15%. Вопрос о предельно сложном положении на рынках труда таких районов, как Подпорожский, Тихвинский, Сланцевский, Бокситогорский и города Ивангорода рассматривался на коллегии службы занятости области в начале 1997 года. Прогнозы развития рынка труда по перечисленным муниципальным образованиям на 1997 год были крайне неутешительны. Например, в Подпорожском районе уровень безработицы прогнозировался до 21%, Тихвинском - до 22%.
В этих условиях стало ясно, что одних усилий службы занятости по преодолению критической ситуации на муниципальных рынках труда просто недостаточно. Необходимо было на уровне Правительства области объединить работу всех служб и структур по преодолению кризисной ситуации с занятостью на указанных территориях.
С этой целью в апреле 1997 года распоряжением Губернатора области от 14 апреля 1997 года N 143-рг была образована правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в муниципальных образованиях Ленинградской области, утвержден ее состав и положение о ней.
На заседании комиссии проведена оценка общего состояния рынка труда области по разработанным критериям, а также положение с занятостью населения по отдельным территориям.
Муниципальные образования Подпорожский, Тихвинский, Сланцевский, Бокситогорский районы и город Ивангород были признаны критическими по состоянию рынка труда.
В 1998 году обострилось положение на рынке труда в муниципальном образовании город Новая Ладога и постановлением комиссии от 16 февраля 1998 года данная территория была также признана критической по состоянию рынка труда.
Меры, предпринятые Правительством Ленинградской области, органами местного самоуправления, службой занятости позволили в указанных муниципальных образованиях за два года значительно уменьшить численность безработных и уровень безработицы, снизить социальную напряженность.
Наименование | Численность безработных | Уровень безработицы, % | |||||||
муниципальных | чел. | изменение, гр.4 к гр.2 |
|
|
| Разница | |||
| на 1 января 1997 года | на 1 января 1998 года | на 1 января 1999 года | чел. | % | на 1 января 1997 года | на 1 января 1998 года | на 1 января 1999 года | гр.9-гр.7 процент- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Бокситогорский район | 2320 | 1460 | 1257 | -1063 | 45,8 | 13,2 | 8,3 | 7,2 | -6,0 |
Город Ивангород | 890 | 721 | 725 | -165 | 18,5 | 15,1 | 12,2 | 12,9 | -2,2 |
Город Новая Ладога | 450 | 794 | 712 | +262 | 58,2 | 7,0 | 12,3 | 11,1 | +4,1 |
Подпорожский район | 2950 | 2026 | 1790 | -1169 | 39,3 | 18,2 | 12,5 | 11,0 | -7,2 |
Сланцевский район | 2543 | 2076 | 1625 | -918 | 36,1 | 10,3 | 8,4 | 6,8 | -3,5 |
Тихвинский район | 7882 | 6371 | 6367 | -1515 | 19,2 | 17,0 | 13,7 | 14,0 | -3,0 |
ИТОГО | 17035 | 13448 | 12476 | -4559 | 26,8 | 14,5 | 11,5 | 10,9 | -3,6 |
Из данных, представленных в таблице видно, что сокращение численности безработных в целом по шести критическим территориям составило за 2 года более 4,5 тысячи человек, или 26,8%.
Наибольшее снижение числа безработных в рассматриваемый период имело место по муниципальному образованию Тихвинский район - на 1515 человек, при этом уровень безработицы сократился на 3,0 процентных пункта (с 17 до 14%).
Наименьшее снижение числа безработных произошло по муниципальному образованию город Ивангород - на 165 человек, уровень безработицы сократился на 2,2 процентного пункта (с 15,1 до 12,9%).
Из шести критических территорий только по муниципальному образованию город Новая Ладога ситуация с безработицей за 1997-1998 годы ухудшилась. Число безработных увеличилось на 262 человека и уровень безработицы на 4,1 процентного пункта (с 7,0 до 11,1%).
В качестве одной из эффективных мер, способствующих разработке и реализации скоординированных действий по снижению социальной напряженности в сфере занятости населения в наиболее тяжелых муниципальных образованиях, является проведение расширенных зональных совещаний с участием представителей правительственной комиссии, глав муниципальных образований, службы занятости, комитетов Правительства области и работодателей.
Так, реализация предложений, высказанных на совещании, организованном в мае 1998 года с участием трех муниципальных образований (город Волхов, Волховский район и город Новая Ладога), позволила в течение второго полугодия 1998 года (даже несмотря на августовский кризис) провести комплекс мер и снизить уровень безработицы в этих муниципальных образованиях.
Ожидаемые результаты
Проведение комплекса мероприятий всеми структурами, участвующими в решении проблем занятости населения на территории области, позволит своевременно определять возможные "очаги" напряженности на рынках труда отдельных муниципальных образований. Реализация настоящей программы предполагает разрабатывать и целенаправленно внедрять мероприятия, направленные как на предотвращение критического положения на рынках труда, так и дальнейшее снижение уровня безработицы на территориях, уже признанных критическими.
Предполагаемое финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий осуществляется за счет затрат на содержание соответствующих органов власти и управления и в случае крайней необходимости выделенных средств федерального и областного бюджетов, ГФЗН, привлечения других источников.
Мероприятия
Но- | Наименование | Организации, ответственные за исполнение | Источник финанси- | Показатели по срокам исполнения | Стоимость выполнения, млн.руб. | |||
| мероприятия |
|
| 1999 год | 2000 год | 1999 год | 2000 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Продолжить работу правительственной комиссии по предотвращению критической ситуации на рынках труда в муниципальных образованиях области | Правительство Ленинградской области, | областной бюджет, ГФЗН | в течение всего периода | за счет средств на содержание соответствующих служб Правительства области и средств на содержание службы занятости | |||
2 | Рассмотреть на заседании правительственной комиссии с привлечением заинтересованных организаций и руководителей муниципальных образований результативность принятых мер по смягчению ситуации на муниципальных рынках труда с критической ситуацией | Правительство области, | областной бюджет, ГФЗН | четвер- | четвер- | за счет средств на содержание соответствующих органов управления | ||
3 | В случае принятия Государственной Думой предложений Правительства области по изменению закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части предоставления субъекту Федерации полномочий по решению проблем занятости на территориях с критической ситуацией на рынке труда подготовить предложения в Законодательное собрание области о порядке и условиях регистрации безработных для территорий области с критической ситуацией на рынке труда | Правительство Ленинградской области, | областной бюджет, ГФЗН | после принятия соответствующих изменений в закон "О занятости населения в Российской Федерации" | за счет средств на содержание соответствующих органов управления | |||
4 | Осуществлять взаимо- действие с депутатами Государственной Думы от Ленинградской области с целью прохождения законопроекта "Об установлении особого режима налогообложения и иных мерах государствен- ной поддержки социально- экономического развития муниципального образования город Ивангород, принятого в первом чтении в 1998 году | Правительство области, | -"- | в течение всего периода до выхода закона | -"- | |||
5 | Обеспечить разработку мер по стабилизации занятости населения муниципального образования город Ивангород после принятия закона | Департамент ФГСЗН по Ленинградской области, | -"- | в сроки, определенные законом | -"- | |||
6 | Осуществлять анализ социально-экономической ситуации и положения с занятостью населения на территориях с критической ситуацией на рынке труда | органы мест- ного самоуп- равления, | областной бюджет, ГФЗН | 1 раз в полугодие | за счет средств на содержание соответствующих органов управления | |||
7 | Предусмотреть разработку и реализацию соответствующего раздела в муниципальных программах содействия занятости населения | -"- | -"- | разработка - первый квартал 1999 года, | -"- | |||
8 | Регулярно осуществлять анализ и прогноз рынка труда муниципальных образований с целью своевременного принятия мер по сдерживанию критической ситуации (на основе разработанных критериев) | Департамент ФГСЗН по Ленинградской области, | ГФЗН | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | за счет средств на содержание службы занятости | ||
9 | Вести контроль за своевременным представлением работодателями сведений о предстоящих массовых высвобождениях работников | -"- | -"- | постоянно в течение года | -"- | |||
10 | Разработать методические рекомендации по работе горрайотделов занятости населения в условиях критической ситуации на рынке труда муниципальных образований Ленинградской области | -"- | -"- | четвер- | - | -"- |