Одним из важных направлений активной политики занятости является содействие безработным гражданам в их временном трудоустройстве.
Заявки на временные рабочие места поступают от работодателей, в основном на сезонные работы (отопительный период, весенне-осенние сельскохозяйственные работы, посадка и уход за лесонасаждениями и т.д.).
Трудоустройство безработных граждан по этим заявкам ведется на тех же основаниях, что и на постоянную работу.
В 1998 году по области на временные рабочие места было трудоустроено 1319 человек.
Оплачиваемые общественные работы призваны обеспечить в первую очередь временную занятость длительно безработных граждан, а также впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности).
Успех реализации этого направления предполагает необходимое ресурсное обеспечение оплачиваемых общественных работ со стороны органов исполнительной власти, предприятий, организаций и службы занятости населения.
Основными задачами развития оплачиваемых общественных работ в Ленинградской области являются снижение социальной напряженности, предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы, создание условий для временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы.
Впервые в Ленинградской области в 1998 году была разработана и утверждена постановлением Правительства области от 28 мая 1998 года N 19 Программа развития общественных работ в Ленинградской области на 1998 год.
В результате выполнения мероприятий указанной программы 1718 безработных граждан получили предложение принять участие в общественных работах, из них:
1053 человека приняли участие в оплачиваемых общественных работах (по итогам 1996 года - 175 человек, 1997 года - 177 человек);
497 человек отказались от участия в общественных работах;
168 человек добровольно снялись с учета по безработице;
126 человек из числа принявших участие в общественных работах трудоустроились на постоянную работу, в основном на тех предприятиях, где были организованы общественные работы.
Департаментом было заключено на 1998 год 115 договоров со 100 организациями-работодателями, среди них: военкоматы, регистрационная палата, администрации муниципальных образований, лесхозы, дорожно-ремонтные и строительные управления, предприятия сельского хозяйства, заводы, больницы, отделы социальной защиты и т.д.
С большинством работодателей договоры заключались на основе взаимозачетов с должниками по погашению задолженности в ГФЗН, что было обусловлено сложившейся экономической ситуацией как в области, так и в ГФЗН.
Финансирование общественных работ производилось из трех источников и в следующем процентом соотношении:
служба занятости - 48,0% (412,6 тыс.руб.);
работодатели - 36,1% (309,3 тыс.руб.);
администрации муниципальных образований - 15,9% (137,1 тыс.руб.).
Социальный эффект организации общественных работ для безработных граждан заключался в том, что более тысячи человек были временно трудоустроены, получили финансовую поддержку в виде заработной платы и доплаты в размере причитающегося им пособия по безработице, 11,9% из них получили постоянную работу. Наибольшее количество привлеченных к общественным работам безработных граждан проживают в Кингисеппском (229 человек), Киришском (131 человек), Тихвинском (130 человек) и Бокситогорском (118 человек) районах.
В Гатчинском, Кингисеппском, Подпорожском районах и городе Сосновый Бор были организованы общественные работы для 30 инвалидов.
Из-за неурегулированности в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вопросов обязательности участия граждан в общественных работах, велико число отказов (497 человек) от участия в них.
Прогнозируемый рост безработицы в Ленинградской области к концу 1999 года может достигнуть 43,7 тысяч безработных (уровень безработицы 5,6%).
Предполагается, что участие в общественных работах в 1999 году могут принять до 1250 безработных граждан и около 1480 - в 2000 году.
Основные причины, которые могут побудить безработных к участию в общественных работах:
- отсутствие подходящих вакансий на предприятиях для трудоустройства на постоянную работу;
- возможность получить дополнительную финансовую поддержку;
- в некоторых случаях - перспектива трудоустройства на постоянную работу;
- адаптация к труду после длительного перерыва в трудовой деятельности или отсутствия трудовых навыков у впервые ищущих работу;