____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 10 марта 2011 года N 43
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленный комитетом по экономике и инвестициям и комитетом по архитектуре и градостроительству проект концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года, Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года (далее - Концепция), разработанную комитетом по экономике и инвестициям и комитетом по архитектуре и градостроительству при участии других структурных подразделений Правительства Ленинградской области.
2. Разработать до 1 января 1999 года на основе Концепции программу социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на 1999-2001 годы с привлечением научных организаций, ученых и специалистов.
При разработке программы предусмотреть очередность мероприятий и их распределение по муниципальным образованиям.
3. Отраслевым подразделениям Правительства Ленинградской области и главам муниципальных образований принять участие в разработке указанной программы.
4. Координацию деятельности по разработке программы социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на 1999-2001 годы возложить на комитет по экономике и инвестициям (Дваса Г.В.) и комитет по архитектуре и градостроительству (Дычинского А.Ц.).
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области в течение 1998-1999 годов разработать программы социально-экономического и градостроительного развития подведомственных территорий с учетом основных положений Концепции.
Считать целесообразным в приоритетном порядке осуществление программных разработок в муниципальных образованиях Выборгский, Всеволожский, Тосненский, Кингисеппский, Ломоносовский и Сланцевский районы, город Гатчина.
6. Комитету по экономике и инвестициям и комитету по архитектуре и градостроительству осуществлять методическое руководство разработкой указанных программ.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора по управлению областным хозяйством Соколова Ю.В. и вице-губернатора по экономическому развитию Голощапова В.Н.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 28 мая 1998 года N 20
(приложение)
КОНЦЕПЦИЯ
социально-экономического и градостроительного развития
Ленинградской области на период до 2005 года
1. Основные положения
1.1. Концепция социально-экономического развития Ленинградской области (далее - Концепция) является целостной системой представлений о целях, основных направлениях и механизмах реализации областной социальной и экономической политики.
1.2. Главная цель Концепции - повышение уровня жизни населения Ленинградской области путем обеспечения и усиления социальных гарантий для тех, кто не имеет возможности работать, а также создания, сохранения и улучшения условий для тех, кто трудится. Под уровнем жизни понимается достигнутый населением уровень потребления необходимых для жизни материальных и духовных благ.
1.3. В качестве критерия достижения главной цели Концепции принимается ежегодное увеличение значения интегрального показателя, характеризующего достигнутый уровень жизни населения Ленинградской области, предложения по методике расчета которого приведены в приложении 1 к настоящей Концепции.
1.4. Основной механизм реализации Концепции - средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития Ленинградской области, включающие совокупность региональных целевых программ. Информация о социально-экономическом потенциале Ленинградской области приведена в приложении 2 к настоящей Концепции.
1.5. Реализация и корректировка Концепции осуществляется с участием областных органов представительной и исполнительной государственной власти, представительных и исполнительных органов муниципальных образований, федеральных территориальных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность и проживающих на территории Ленинградской области, совместная работа которых по реализации Концепции должна быть направлена на консолидацию всех сил, заинтересованных в социально-экономическом развитии Ленинградской области, а также на повышение ее инвестиционной привлекательности на межрегиональном и международном уровнях.
1.6. Необходимым условием успешной реализации Концепции является совершенствование системы управления хозяйственным комплексом области, включая четкое разделение функций между двумя основными управляющими блоками - социально-экономическим блоком и блоком управления областным хозяйством.
Социально-экономический блок обеспечивает четыре направления управленческой деятельности:
мониторинг существующего социально-экономического положения области и имеющихся ресурсов: финансовых, материальных, природных, интеллектуальных и других;
разработку экономико-финансовой и социальной политики Ленинградской области в форме концепции, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и прогнозов ее социально-экономичекого развития;
разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей условия и порядок функционирования хозяйственного комплекса области, направления и правила использования имеющихся ресурсов;
определение механизмов реализации принимаемых решений, включая разработку программ и проектов, установление качественных и количественных параметров и критериев оценки принимаемых решений.
Блок управления областным хозяйством обеспечивает текущее управление хозяйственным комплексом Ленинградской области на основе принятой экономико-финансовой и социальной политики, утвержденных программ и проектов, управление государственной собственностью и взаимодействие с органами местного самоуправления, разрабатывает отраслевые программы и проекты, направленные на реализацию принятой политики социально-экономического развития области, и выходит с предложениями по дополнению и изменению нормативно-правовой базы.
Экономическая политика на период до 2005 года обусловливается стратегией экономического роста, базирующейся на использовании конкурентных преимуществ Ленинградской области как одного из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, в том числе высокого научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, выгодного геополитического положения, развитой транспортной инфраструктуры, многоотраслевой промышленности и емкого внутреннего рынка, высокого уровня образования населения, квалифицированной и достаточно дешевой рабочей силы.
2.1. Бюджетно-финансовая политика
Цель бюджетно-финансовой политики сделать областной бюджет гарантом обеспечения роста уровня жизни населения.
Основные направления:
ежегодное сокращение при формировании проектов областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области уровня дефицита, вплоть до формирования бездефицитного бюджета;
формирование бюджета развития;
приоритетное финансирование бюджетных расходов, направляемых на выполнение задач, стоящих перед органами областной исполнительной власти и администрациями муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, и, как следствие, определение суммы средств, предусматриваемых на финансирование программ развития отраслей, как разности доходов бюджета и расходов на финансирование программ выравнивания и развития социальной сферы на территории Ленинградской области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение собираемости налогов за счет усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и проведение гибкой налоговой политики в целях общего снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на территории Ленинградской области.
Механизмы реализации:
разработка и переход на новую систему планирования и исполнения областного бюджета, суть которой состоит в передаче комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области функции планирования основных параметров областного бюджета, включая разработку концепции, проектировок основных расходов по показателям функциональной классификации расходов, и в сохранении за комитетом финансов Ленинградской области функции разработки бюджета в разрезе ведомственной и экономической классификации, организации казначейской системы исполнения бюджета и контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований;
внедрение в бюджетный процесс финансового планирования как инструмента оптимизации бюджетных финансовых потоков для обеспечения снижения пиковых нагрузок на бюджет и сокращения краткосрочных заимствований для целей текущего финансирования;
стимулирование бюджетов муниципальных образований, администрации которых обеспечивают высокий прирост доходов бюджетов всех уровней;
разработка и реализация комплекса мер по обеспечению роста неналоговых доходов областного бюджета, прежде всего за счет доходов от использования областной государственной собственности (дивиденды по акциям, арендная плата, реализация собственности и т.д.);
совершенствование и реализация механизма формирования проекта расходной части бюджета строго на основе бюджетных заявок бюджетополучателей, предусматривающего процедуру подачи, рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки при условии обоснования необходимости запрашиваемых бюджетных средств, внедрение системы финансовой отчетности об использовании выделяемых бюджетных средств с оценкой эффективности их использования;
совершенствование и внедрение в практику исполнения бюджета механизма финансирования из областного бюджета закупок материальных, технических средств, работ и услуг в основном на конкурсной основе;
совершенствование программного подхода к формированию расходной части областного бюджета в целях ужесточения требований к отбору проектов целевых региональных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и обеспечение стабильного финансирования утвержденных программ;
рассмотрение в качестве основного источника финансирования дефицита средств для реализации государственных полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на Ленинградскую область, сумм трансферта из федерального бюджета ( при несвоевременном или неполном их поступлении должны приниматься решения о привлечении кредита в пределах запланированных сумм трансферта с последующим погашением его за счет средств трансфертных выплат из федерального бюджета по мере их поступления);
привлечение заемных средств для финансирования программ и мероприятий, цель которых сократить бюджетные назначения, определенные статьями расходов соответствующих бюджетов (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера) только при планово-бездефицитном бюджете;
приоритетное привлечение заемных средств (в том числе путем выдачи гарантий Правительства Ленинградской области) для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую экономическую и бюджетную эффективность и направленных на экономическое развитие Ленинградской области, а следовательно, и на увеличение доходов территориального бюджета.
2.2. Инвестиционная политика
Цель инвестиционной политики - оживление и рост инвестиционной деятельности на территории области за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов.
Основные направления:
продолжение работ по созданию благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области;
усиление рычагов повышения инвестиционной активности и привлекательности предприятий;
усиление информационной открытости инвестиционного процесса, особенно на ранних стадиях инвестиционного проектирования (выбор промышленных зон, узлов и территорий, производственных площадей, сведения об инженерной инфраструктуре, их каталогизация и т.п.)
Механизмы реализации:
развитие и углубление регионального инвестиционного законодательства;
осуществление нормативно-методологического обеспечения инвестиционного процесса;
создание рыночной инфраструктуры (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды);
развитие системы гарантий и поручительств по обеспечению возвратности заемных средств;
разработка системы страхования инвестиционных рисков;
активизация использования лизинговых форм в инвестиционном процессе;
создание на территории области свободных экономических (таможенных) зон, а также зон экономического развития, использование зон экономического развития при реструктуризации крупных предприятий;
активизация планомерной рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности Ленинградской области в средствах массовой информации и специализированных информационных изданиях;
реструктуризация как средство повышения инвестиционной привлекательности предприятий;
создание механизма, стимулирующего финансирование инвестиционных проектов с использованием собственных средств предприятий (амортизационный фонд и прибыль);
методологическая поддержка разработки инвестиционных проектов инвесторами;
отбор и продвижение инвестиционных проектов на основе анализа их комплексной бюджетной эффективности для региона;
создание схем привлечения и использования финансовых ресурсов;
стимулирование участников инвестиционного проекта к расширению использования принципов проектного финансирования (вместо имеющего предел возможностей инвестиционного кредитования).
2.3. Политика управления собственностью
Политика управления собственностью определяется как центральный вопрос развития Ленинградской области. Принципиальным является отношение к собственности как к части финансов Ленинградской области и исходя из этого установление жесткого контроля со стороны областного казначейства за состоянием собственности (включая омертвленный основной капитал, земельные участки, акции и паи), ее доходностью.
Цели политики управления собственностью:
вовлечение в хозяйственный оборот всего "имущественного комплекса области" независимо от вида и уровня собственности для обеспечения экономического роста, повышения трудовой занятости населения и формирования устойчивых источников поступления бюджетных средств;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
поэтапное сокращение числа государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (прекращение создания государственных предприятий на праве хозяйственного ведения; реорганизация государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества с закреплением ста процентов их акций в государственной (муниципальной) собственности; совершенствование механизма доверительного управления акциями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности; представление интересов государства (муниципального образования) в органах управления акционерного общества);