от 26 марта 1999 года N 105-пг
Об утверждении программы "Развитие системы
государственной оценки недвижимого имущества в
Ленинградской области" на 1999-2000 годы
В целях обеспечения развития рыночных отношений в сфере недвижимости и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлениями Правительства области от 15 апреля 1997 года N 15 "О ходе проведения инвентаризации и оценки недвижимости в Ленинградской области" и от 13 ноября 1997 года N 41 "Об утверждении новой редакции Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области", а также постановлением Губернатора от 31 декабря 1998 года N 447-пг "О продлении региональной целевой программы "Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" до 2000 года"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие системы государственной оценки недвижимого имущества в Ленинградской области" на 1999-2000 годы (далее - программа) как составную часть региональной целевой программы "Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" на 1999-2000 годы.
2. Ленинградскому областному управлению инвентаризации и оценки недвижимости реализовать мероприятия указанной программы и осуществить информационное обеспечение формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области.
3. Комитету по архитектуре и градостроительству обеспечить координацию и информационно-методическую поддержку работ, проводимых по утвержденной программе.
4. Комитету по экономике и инвестициям, комитету финансов:
4.1 Финансирование мероприятий программы в 1999 году осуществлять за счет средств областного бюджета Ленинградской области в рамках региональной целевой программы "Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" на 1999-2000 годы.
4.2. При составлении областного бюджета Ленинградской области на 2000 год предусмотреть увеличение объема финансирования мероприятий программы "Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" на 1999-2000 годы с учетом плана реализации мероприятий программы, утвержденной настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Ленинградской области по управлению областным хозяйством Соколова Ю.В. и вице-губернатора - председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Совершаеву Л.П.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Ленинградской области
от 26 марта 1999 года N 105-пг
(приложение)
ПРОГРАММА
Развитие системы государственной оценки недвижимого
имущества в Ленинградской области на 1999-2000 годы
ПАСПОРТ
программы Развитие системы государственной оценки
недвижимого имущества в Ленинградской области на 1999-2000 годы
Полное наименование программы | Программа Развитие системы государственной оценки недвижимого имущества в Ленинградской области на 1999-2000 годы |
Основания для разработки программы | Постановления Правительства Ленинградской области от 15 апреля 1997 года N 15 "О ходе проведения инвентаризации и оценки недвижимости в Ленинградской области" и от 13 ноября 1997 года N 41 "Об утверждении новой редакции Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области" |
Период и этапы реализации программы | 1999-2000 годы: I этап (1999 год) - разработка и принятие нормативно-правовой базы системы государственной оценки недвижимого имущества; II этап (2000 год) - опытное опробование и внедрение системы государственной оценки недвижимого имущества, основанной на принципах самоокупаемости, в Ленинградской области |
Цель программы | Обеспечение реализации комплекса мер нормативно-правового и организационного характера в сфере государственной оценки недвижимого имущества, направленных на повышение экономической эффективности использования недвижимости Ленинградской области и увеличение доходной части областного и местных бюджетов за счет увеличения налогооблагаемой базы |
Основные задачи, мероприятия программы | Разработка необходимой нормативно-правовой базы оценки недвижимого имущества и организационное обеспечение деятельности по государственной оценке недвижимости на территории Ленинградской области; формирование базы данных сделок по купле-продаже и аренде нежилых помещений на территории Ленинградской области; разработка программных средств определения стоимостных характеристик объектов недвижимости; приобретение вычислительных средств; подготовка и переподготовка кадров |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 1999 год | 430 тысяч рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения программы | 570 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Создание нормативно-правовой и материальной базы реальной рыночной оценки стоимостных характеристик объектов недвижимости на территории Ленинградской области, благоприятствующих в рамках государственного регулирования рынка недвижимости внутренним и внешним инвестициям в объекты недвижимости и решению социально-экономических задач посредством бюджетно-налоговой системы; увеличение налогооблагаемой базы по объектам недвижимости в 1,7 раза; увеличение налоговых и иных поступлений в областной бюджет на сумму 7,2 миллиона рублей |
Разработчик программы | Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости |
Сроки разработки программы | 1998-1999 годы |
Представитель заказчика программы | Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости |
Основной исполнитель программы | Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости |
Соисполнители программы | Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по архитектуре и градостроительству, комитет по информации, печати и телекоммуникациям |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Поликарпов Анатолий Михайлович - начальник отдела инвентаризации и оценки недвижимости управления “Леноблинвентаризация”; телефон 315-67-34 |
Система организации контроля за выполнением программы | контроль за выполнением мероприятий программы осуществляют первый вице-губернатор Ленинградской области по управлению областным хозяйством Соколов Ю.В. и вице-губернатор - председатель Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Совершаева Л.П.
|
Программа "Развитие системы государственной оценки недвижимого имущества в Ленинградской области" на 1999-2000 годы (далее - программа) направлена на создание в Ленинградской области единой государственной системы определения рыночных стоимостных характеристик недвижимого имущества всех форм собственности для целей налогообложения и обеспечения необходимых предпосылок формирования цивилизованного рынка недвижимости и механизмов государственного регулирования отношений в нем.
1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее программно-целевого решения
Основой государственного регулирования рынка недвижимости является государственная инвестиционная политика, исходящая из реальной экономической оценки рыночных стоимостных характеристик объектов недвижимости и благоприятствующая внутренним и внешним инвестициям в эти объекты с соответствующим решением социальных задач посредством бюджетно-налоговой системы.
Все объекты недвижимости, в зависимости от правового статуса, являются источниками либо арендных, либо налоговых поступлений в бюджеты соответствующего уровня. Денежные суммы налоговых и арендных поступлений, как показывает практика развитых стран, определяются рыночной стоимостью объектов недвижимости как базы для налоговых и арендных сборов.
В эпоху плановой экономики ценообразование в России основывалось на затратном принципе, в соответствии с которым стоимость товара определялась затратами на его изготовление. При этом не учитывались принципы, связанные с рыночной средой, из которых наиболее важными являются предложение и спрос, конкуренция, наилучшее и наиболее эффективное использование.
Однако и в настоящее время оценка стоимости недвижимости для целей налогообложения, приватизации и других государственных целей, как правило, не только не обусловливается анализом рыночных цен, но и слабо коррелирует с ними. Государственные органы, руководствующиеся методиками, в которых не учтены общеизвестные методы рыночной оценки, не имеют достоверной информации о рыночных ценах.
Отсутствие системы государственной оценки недвижимого имущества сдерживает вовлечение недвижимости в полноценный гражданский оборот и эффективное функционирование рыночной экономики.
Таким образом, определение рыночных стоимостных характеристик объектов недвижимости Ленинградской области - одна из важнейших задач, успешное решение которой возможно в рамках реализации настоящей программы.
1.2. Основные цели и задачи программы
Разработка системы государственной оценки недвижимого имущества в Ленинградской области предусматривает создание на территории области и ее муниципальных образований единой нормативно-правовой и материальной базы реальной рыночной оценки стоимостных характеристик объектов недвижимости.
Нормативно-правовая база государственной оценки объектов недвижимости позволит на основании единых методик расчета различных видов стоимости определять:
налогооблагаемую стоимость для фискальных целей (налогообложение);
стоимость для целей ипотечного кредитования и страхования;
стоимость для определения вклада в уставной капитал вновь организуемых хозяйственных обществ и товариществ;
стоимость недвижимости для целей купли-продажи и иных возмездных сделок.
Целями создания системы государственной оценки недвижимого имущества являются:
создание единого банка данных оценки недвижимости для целей налогообложения;
обеспечение органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Ленинградской области, а также заинтересованных лиц достоверной информацией о рыночной стоимости объектов недвижимости;
повышение инвестиционной привлекательности территорий Ленинградской области;
прирост поступлений в бюджеты различных уровней налоговых и арендных платежей за счет определения реальной рыночной стоимости объектов недвижимости;
повышение экономической эффективности использования объектов недвижимости на территории Ленинградской области;
определение уровня арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых выступает Ленинградская область, на основе рыночных методов оценки;
разработка и внедрение методов массовой оценки рыночных стоимостных характеристик объектов недвижимости;
разработка программного обеспечения с переводом методов определения различных видов стоимости на автоматизированный режим расчета;
обеспечение применения на территории Ленинградской области и ее муниципальных образований единых методик расчета различных видов стоимости недвижимости всех форм собственности;
обеспечение тесного взаимодействия между субъектами оценочной деятельности на территории Ленинградской области.
Для реализации программы необходимы нормативно-правовое, организационное, технологическое, информационное, программное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения.
Программа должна быть реализована в 1999 - 2000 годах в два этапа:
I этап (1999 год) - разработка и принятие нормативно-правовой базы системы государственной оценки недвижимого имущества;
II этап (2000 год) - опытное опробование и внедрение системы государственной оценки недвижимого имущества, основанной на принципах самоокупаемости, в Ленинградской области.
1.3. Связь программы с другими социально-экономическими
мероприятиями Правительства Ленинградской области
Система государственной оценки недвижимого имущества в Ленинградской области наряду с системой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и системой государственного пообъектного учета недвижимости станет основой создаваемой системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области.
Развитие указанных систем будет осуществляться в соответствии со следующими утвержденными региональными целевыми программами:
"Программа создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Ленинградской области в 1996 - 2000 годах";
"Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" на 1999-2000 годы.
Государственная инвестиционная политика, основанная на оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, является основополагающей для государственного регулирования рынка недвижимости. Правительство Ленинградской области, осуществляя мероприятия в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, неизбежно рассматривает те или иные вопросы, связанные с оценкой рыночной стоимости недвижимого имущества, в частности при формировании доходной части областного бюджета и бюджета муниципальных образований, обеспечении наилучшего и наиболее эффективного использования объектов недвижимости.
Основными мероприятиями по реализации программы являются:
создание структуры по оценке и обеспечению налогового учета недвижимости в составе Ленинградского областного управления инвентаризации и оценки недвижимости и разработка необходимой нормативно-правовой базы государственной оценки недвижимости на территории Ленинградской области*;
____________
* При условии принятия Налогового кодекса Российской Федерации в полном объеме, включая главу 45 "Налог на недвижимость".
формирование базы данных цен сделок по купле-продаже и аренде недвижимости на территории Ленинградской области;
разработка и внедрение программных средств для массовой оценки стоимостных характеристик объектов недвижимости;
финансовое обеспечение системы государственной оценки недвижимого имущества;
подготовка и переподготовка кадров.
План реализации мероприятий программы и смета программных расходов приведены в приложениях 1 и 2 к настоящей программе.
2.1. Нормативно-правовая база оценки и налоговый учет
недвижимости на территории Ленинградской области
Методическое, организационное и техническое обеспечение системы государственной оценки недвижимого имущества, а также проведение непосредственной оценки стоимости государственного недвижимого имущества осуществляет Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости (далее - управление "Леноблинвентаризация"). На управление Леноблинвентаризация возлагается разработка предложений, связанных с независимой профессиональной оценкой недвижимости и контролем за осуществлением государственной оценочной деятельности на территории Ленинградской области совместно с органом лицензирования и саморегулируемыми организациями.